Сто дней Зеленского: абсолютная власть и непонятный план действий

Владимир Зеленский встречает победителем первые сто дней своего президентства. Парламент эпохи Петра Порошенко досрочно распущен. В новой Верховной Раде большинство мест за президентской партией «Слуга народа». Через неделю появится и правительство Зе. Бывший художественный руководитель «Квартала 95» оказался в шаге от полной власти в стране. Однако вопрос, что именно «слуги народа» собираются делать с этой самой властью, пока остается открытым. Первые три месяца Зеленского не дали четкого ответа.

Вся власть — в кармане

За первые сто дней Владимир Зеленский сделал то, о чем его предшественники могли только мечтать: ему удалось получить контроль и над исполнительной, и над законодательной властью. После досрочных парламентских выборов соратники Зе, похоже, не намерены делиться ни комитетами в Раде, ни министерскими должностями. Впереди — досрочные выборы в регионах, на которых «Слуга народа» постарается закрепить свой успех.

С 29 августа — дня, когда начнет работать новая Верховная Рада, — мы станем свидетелями тотального «позеленения» всех ветвей власти, включая судебную. Кредит доверия, полученный на выборах Владимиром Зеленским и «слугой народа», означает лишь одно: де-факто и де-юре в Украине будет одна правящая партия. С этим, вероятно, будет трудно смириться всем без исключения политическим силам. Но партии президента действительно не нужны союзники. За исключением голосований за изменения в Конституцию, для которых необходимо набрать 300 голосов (в партии Зеленского — 254).

Власть, сконцентрированная в руках Зеленского, означает не только большие возможности для президента и его соратников. Это также означает большую ответственность неформального лидера «Слуги народа» перед избирателями. Поскольку впервые за всю историю независимой Украины у главы государства будет полная поддержка в парламенте и правительстве. Это — окно возможностей для проведения важных и необходимых государству реформ. Потеря этого шанса будет равносильна политическому самоубийству Владимира Зеленского. Аргументы: «не получилось», «не позволили», «саботировали» отныне не пройдут. Как говорится, «взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Куда Зеленский собирается вести Украину?

25 лет после назад победы на президентских выборах Леонид Кучма заявил в Верховной Раде: «Скажите мне, что надо построить в государстве, и я это сделаю». Нечто подобное сегодня мог бы произнести и Владимир Зеленский. Правда, с существенной разницей: теперь парламент в Украине — это тоже Зеленский. Спрашивать не у кого. Надо делать. Но парадокс ситуации заключается в том, что, когда президент получил всю власть в стране, он так и не озвучил свою стратегию реформирования государства. Власть — есть, а плана — нет.

Во время предвыборной кампании Владимир Зеленский избегал публичных дискуссий о дальнейшем пути развития страны. На выборах украинцы голосовали, скорее, против Порошенко, а не за предвыборную программу его оппонента. В первые сто дней новый президент Украины и его окружение попытались озвучить некоторые пункты своего плана. Согласно им, Украину ждет открытие рынка земли уже в 2020 году, большая приватизация, перезагрузка антикоррупционных органов, борьба со взяточниками и с теми, кто пытается оптимизировать уплату налогов через ФОПы. Будет ли у этих усилий точечный характер, или же они станут частью большой стратегии Зеленского, не знает никто. Похоже, этого не знает даже сам президент.

Кто-то скажет, что ответ на все вопросы Зеленский теперь будет искать вместе со своими парламентским большинством и правительством. Вне всякого сомнения, так и должно быть. Однако президенту следует понимать: на нем и только на нем лежит ответственность и за победы, и поражения своей большой команды. Он — лидер, и именно от него ждут четких ответов о будущем Украины.

Три фронта президента

В течение последних трех месяцев Зеленский разворачивает внутренний фронт против «бывших». Президент, подобно его коллеге из Беларуси, устраивает публичные «порки» и увольнения чиновников в регионах. Он уже анонсировал проведение второго этапа люстрации — для тех, кто пришел к власти в 2014 году. Его предшественник Петр Порошенко ходит на допросы в Государственное бюро расследований — правда, пока в статусе свидетеля. Ближайших соратников экс-президента вызывают в Национальное антикоррупционное бюро. Под стражу взяли заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрия Грымчака. Он — друг генпрокурора Юрия Луценко и соратник Порошенко. Однако, все ли сядут, как обещал Зеленский, пока не понятно.

Второй фронт нового президента — восточный. Попытки Зеленского договориться с Владимиром Путиным не были успешными. Заключенное в июле перемирие бездействует — на Донбассе, как и раньше, гибнут люди. Будет ли придерживаться Киев минских соглашений? Готов ли Зеленский предоставить Донбассу особый статус? Что президент Украины обсуждает в телефонных разговорах с президентом России? На какие уступки он готов пойти в переговорах с Кремлем? Ответов на эти вопросы мы также не знаем.

Впрочем самый большой вызов и сложный для президента Зеленского «фронт» — это он сам. С его дружественным отношением к Игорю Коломойскому, который претендует на определенную роль в Украине. С его президентской канцелярией, которая вместе с ее руководителем пытается брать на себя больше, чем ей положено. С его друзьями, кумовьями, бизнес-партнерами, которые проникают во все сферы власти. С его актерским желанием нравиться людям, а не делать им «больно» непопулярными реформами.

От того, сможет ли Зеленский победить на всех трех фронтах, по большому счету, зависит не только его политическое будущее, но и будущее государства в целом.

Источник

Exit mobile version