Саммит «нормандской четверки» на российский вкус

Все происходит прекрасно, очевидно подумал российский президент Владимир Путин во время предрождественского саммита в Париже. Запад и Украина готовы к легким уступкам, чтобы очаровать его, неприкосновенного хозяина России, и добиться документа по умиротворению ситуации на Донбассе. Впрочем, много нового в нем не появилось: стремление установить уже двадцать первое перемирие и обменяться пленными. Политические шаги должны быть обсуждены только через четыре месяца.

Фото — DW

Для хозяина Кремля переговоры были легкими, поскольку его визави могут только с чрезвычайными усилиями демонстрировать единство. Французский президент Эммануэль Макрон заигрывал с Путиным и говорил о новом партнерстве, в котором Россия должна быть заинтересована. При этом индивидуальные инициативы амбициозного француза начинают уже понемногу раздражать немецкого канцлера Ангелу Меркель. Во время саммита НАТО неделю назад перед целым миром она выразила несогласие с Макроном, когда тот сказал, что Альянс «находится в коме». Восточные члены НАТО предостерегают относительно России, Франция же хочет снова пустить ее в приличные круги. Макрон и Меркель — вместе, кстати, — оказывают давление на Владимира Зеленского, который из шоумена превратился в президента, — он должен, пожалуйста, проявлять больше гибкости и идти на уступки. Отношение ЕС к российскому газопроводу «Северный поток-2» не является единодушным. Германия смотрит на него положительно, многие государства на востоке Евросоюза — беспощадно критикуют.

Без России ничего не идет, но с Россией тоже сложно

Учитывая такое положение вещей, Путин, собственно, может спокойно откинуться в кресле и ждать. Конечно, он заинтересован в том, чтобы избавиться от обременительных санкций ЕС. Однако, проблемы от них не столь велики, чтобы он оставил свои претензии на свой контроль в восточной Украине, а тем более — отказался от Крыма. В Париже официально вообще не говорили об аннексированном Россией украинском полуострове. Конфликтом, который подогревается на небольшом огне, он может держать в напряжении Запад, который Путин считает своим врагом. И практически исключить дальнейшее сближение Украины с ЕС и НАТО — поскольку присоединение к ним стран с имеющимися конфликтами невозможно. Такой же рецепт Путин использует и в Грузии, от которой он отрезал Южную Осетию.

Запад и Украина нуждаются в Путине настолько сильно, что Макрон, Меркель и Ко садятся с российским президентом за стол переговоров, хотя они и подозревают, что именно он стоит за сбиванием над Донбассом пассажирского самолета рейса MH17, отравлением бывшего российского агента Сергея Скрипаля и его дочери в Великобритании, а теперь еще и, вероятно, за убийством в Берлине грузинского гражданина. С немецкой и французской точки зрения, побудить Путина к уступкам очень сложно, тем более, что отношения с крупнейшим партнером в НАТО — США — сейчас по меньшей мере противоречивы. Президент США Дональд Трамп по непостижимым причинам считает Владимира Путина «замечательным» парнем, несмотря на то, что он до сих пор ни на сантиметр не пошел Трампу навстречу.

Если и этого всего Путину мало в качестве доказательства своей силы, ему достаточно взглянуть на улицы Парижа — французская столица парализована бессрочной забастовкой. Разъяренные протесты против Эммануэля Макрона. Раздор во внутренней политике является плохим фоном для сильной внешней политики. А что Ангела Меркель? От немецкого канцлера, которая во время первых переговоров в «нормандском формате» в 2014-м и во время заключения минских соглашений еще играла важную роль, в Париже было слышно только тихие слова. Для российского президента, который на различных постах находится у власти дольше, чем Ангела Меркель, очевидно, что ее политические дни сочтены. Коалиция в Берлине трещит по швам. Так зачем же сейчас идти на уступки? — очевидно, рассуждает стреляный русский.

Источник — DW

Exit mobile version