А. Якубин: «После отставки Данилюк «подложил свинью» Гройсману»

А. Якубин: «После отставки Данилюк «подложил свинью» Гройсману»

Уволенный 7 июня 2018 года министр финансов Александр Данилюк сообщил, что вся его команда уходит из министерства вместе с ним. ГолосUA решил разобраться, кто может занять кресло экс-министра финансов и расспросил об этом политолога Алексея Якубина. Также мы поинтересовались, когда может произойти назначение нового министра финансов и выделит ли нам очередной транш Международный валютный фонд после принятия закона об Антикоррупционном суде?

— Алексей, кто может занять кресло экс-министра финансов Данилюка?

— На Банковой хотят, чтобы место экс-министра финансов Александра  Данилюка  заняла нардеп от БПП, глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.  Первый заместитель Данилюка Маркарова ориентирована на Гройсмана. И если она возглавит министерство финансов, то (премьер-министр) В. Гройсман сможет усилить собственный контроль ведомства. Банковая на должности министра финансов хотела бы видеть Нину Южанину. Плюс старая гвардия в окружении П.Порошенко, в частности, нардеп В.Кононенко хотел бы продвинуть своего человека – Игоря Уманского. Он в свое время работал с экс–министром финансов Натальей Яресько, но не сработался. Теперь Кононенко ведет переговоры с Порошенко, чтобы в кресло министра финансов сел Уманский. «Народный фронт» может не согласиться на кандидатуру Южаниной. Не уверен, что в «Народном фронте» найдутся голоса. Напомню, что Южаниной пророчили  пост главы Национального бюро финансовых расследований. Соответственно, если его создадут, то возникает коллизия, кто возглавит бюро и  Минфин. Неполучение кадрового решения говорит о том, что таких договоренностей пока по голосам нет.

— Когда может произойти назначение нового министра финансов?

— Если власть намерена продолжать сотрудничество с Международным валютным фондом, то к  данному вопросу парламент вернется в ближайшее время. В МВФ не будут вести переговоры с исполняющим обязанности министров финансов, точно так же, как фонд не мог вести переговоры с и.о. руководителя Нацбанка. Думаю, что на следующей пленарной неделе, после 18 июня в парламенте вернутся к этому вопросу.   В противном случае не стоит ожидать прогресса в переговорах с МВФ. Когда именно начнется голосование, зависит от раскладов внутри БПП и «Народного фронта». МВФ будет настаивать на самом ближайшем голосовании. Однако данной коалиции очень тяжело договориться по кадровым вопросам. Происходят постоянные переносы и затягивание голосования. Гройсман заинтересован, чтобы Маркарова была исполняющей обязанности. У нее нет шансов пройти горнило парламента.  А Южанина — человек Порошенко, а не Гройсмана.  С Уманским у премьер-министра постоянно возникают конфликты. Его назначение министром финансов станет самым негативным сценарием для Гройсмана. Премьер через «Народный фронт» будет затягивать вопрос с назначением нового главы Минфина.

Другое дело, что Данилюк ушел не один. Ушел некий «коллективный Данилюк». Он с собой забрал двух заместителей. Один их которых занимался долгом Украины и вопросами взаимодействия с международными финансовыми организациями. Данилюк полностью оголил сектор в Министерстве финансов.

— Что в данной ситуации делать Гройсману?

— Премьер–министр не ожидал от Данилюка, что он заберет с собой заместителей, которые выполняли главную работу. Гройсман рассчитывал, что министр уйдет сам. В итоге  Данилюк «подложил свинью» Гройсману». В правительстве были шокированы,  и теперь пытаются вести переговоры с Данилюком и его замминистрами, чтобы он попросил кого-то из них остаться в Кабмине и не уходить в отставку.

— После того, как Рада приняла закон об Антикоррупционном суде, выделит ли нам очередной транш МВФ?

— Если представители Венецианской комиссии  поприветствовали это решение, то МВФ заявил о том, что будет изучать данный закон и взяли паузу, чтобы проверить все ли в нем соответствует. В процессе рассмотрения документа МВФ настаивал на принятии более жесткой позиции по отбору  35 судей в Высший Антикоррупционный суд.  В фонде хотели проверять не только их имущество, но и их деловую репутацию.  В норме, которая была принята, данную часть исключили из компетенции общественного совета МВФ. Приняли версию, которую отчасти согласовали с Венецианской комиссией. Оказалось, что МВФ и Евросоюз не смогут  формировать состав международного совета экспертов. По факту очень небольшое количество организаций смогут выдвигать своих экспертов. В МВФ не ожидали такого развития событий. Ведь получается, что после принятия данных правок фонд лишается возможности влияния на этих экспертов. Плюс Банковая пролоббировала нюанс, что международными экспертами могут быть украинцы. Тем самым Банковая будет влиять на подбор международных экспертов. То есть, нужно было требовать транш до принятия закона об Антикоррупционном суде, тогда бы его выделили. Не стоит забывать, что создание Антикоррупционного суда — не единое требование МВФ, но на Банковой привыкли не выполнять все требования и просить транш. Не думаю, что Международный валютный фонд готов закрыть глаза, в частности, нужно принять формулы цены на газ. Правительство Гройсмана перенесло это на 1 августа 2018 года. Если она не будет принята, то в МВФ скажут, что Украина не выполнила требования. Банковая вместо этой формулы хотела протолкнуть в обмен открытие рынка земли. Эта тема не очень понравилась МВФ. У меня складывается впечатление, что  фонд будет искать любой предлог, чтобы не дать Украине денег.

— Какой, по вашему мнению?

— Представители МВФ уже думают о следующем политическом цикле. Какой смыл им договариваться с тем же Порошенко и правительством, если они уйдут в следующем году.  Они думают о тех, кто придет после, чтобы заключить с ними новую программу сотрудничества.

— Грозят ли аресты коррупционерам после принятия Антикоррупционного суда?

— Как говорил Кафка, в чем специфика суда? В том, что он длится бесконечно.  В данном случае мне кажется, что мы можем столкнуться с такой же ситуацией. Кроме принятого закона об Антикоррупционном суде, нужно принять специальный закон о запуске  Антикоррупционного суда в Киеве. Это технический закон, который до сих пор не принят. Время запуска суда оттягивается. Может, он будет принят на следующей пленарной неделе, а может быть и осенью. При этом на организацию работы Антикоррупционного суда нужно от 6 до 9 месяцев. То есть, это время потребуется только на отбор международных экспертов  и отбор 35 судей. На Банковой рассчитывают, что суд будет запущен в конце 2019 года. Если вообще будет запущен. Может возникнуть тема, что кто-то из политиков захочет оспорить его в Конституционном суде. В этом году Антикоррупционный суд точно не заработает. Делается все, чтобы этот процесс затормозить. Кроме того, если МВФ не выделит денег, то власть будут искать любой предлог, чтобы оттягивать этот вопрос. 

По материалам: golos.ua

Exit mobile version