Т. Ратушный: «Украине нужен законный оборот медицинского каннабиса»

Т. Ратушный: «Украине нужен законный оборот медицинского каннабиса»

Вопрос о декриминализации каннабиса в Украине поднимается уже не первый год. Активисты «Конопляного марша свободы», поддерживающие пересмотр первой части статьи 309 Уголовного Кодекса Украины, настаивают на том, что чрезмерная криминализация незначительных правонарушений не сократила масштабы нелегального рынка, а наоборот, расширила их. Согласно их требованиям, порог уголовной ответственности за незаконное хранение без цели сбыта каннабиса (растения конопли) должен быть изменен на “объективно оправданный”. В  проекте изменений, который обсуждается в правительстве, новыми “небольшими количествами” каннабиса предлагается считать до 25 граммов сухого вещества, а не 5 граммов, как сегодня. Помимо этого в Украине до сих пор не регламентировала норма закона о доступе к научному исследованию составляющих каннабиса в медицине, что не дает возможности научным сотрудникам использовать непсихоактивные вещества этого растения для помощи украинским пациентам. О том, какое отношение власти к использованию конопли в медицине и грозит ли Украине декриминализация канабиса, ГолосUA поговорил с пресс-атташе «Конопляного марша свободы» и Украинской ассоциации медицинского каннабиса Тарасом Ратушным. 

— Тарас, какова позиция украинской власти относительно использования каннабиса в медицинских целях?

— Есть Стратегия государственной политики относительно наркотиков до 2020 года, где учтена необходимость исследования каннабиноидов, как анальгетиков и других лекарственных средств. Конечно, именно ученые обратили внимание власти на этот вопрос. Публичная кампания по данному делу началась в апреле прошлого года – это было открытое обращение к правительству. Главный ее посыл состоял в том, что наука должна иметь доступ к исследованию запрещенных веществ. Закон Украины закрепляет за учеными право на исследования любого наркотического вещества, согласно лицензии и порядку, утвержденному Кабинетом министров Украины. Хотя, как известно, только один элемент конопли может считаться психоактивным. Проблема же в доступе научных сотрудников к каннабиноидам состоит в том, что сейчас в Украине отсутствует подзаконный акт, который регулирует правила оборота каннабиса и его производных для дальнейшего исследования. Без порядка, утвержденного Кабмином, закон просто не работает. 

— Есть явные правонарушения со стороны украинских правоохранителей в вопросе каннабиса в Украине?

— Главным “нарушением” со стороны правоохранителей в данном вопросе всегда была коррупция.  Именно она побуждает задерживать тех, кто хранит каннабис в малых дозах без цели сбыта, вместо того, чтобы ловить и наказывать тех, кто реально занимается наркобизнесом в стране. 

— Что можно сказать о практике использования каннабиса в странах Европы?

— Отношение к использованию каннабиса в странах ЕС – разное. Это могут быть модели декриминализации отдельных действий, которые связаны с незаконным оборотом конопли, и это может быть легализация, то есть, создание законного оборота, ограниченного и контролируемого. Первый вариант более распространен – он регулирует незаконный оборот. То есть, эти действия не несут большой угрозы обществу – это почти все европейские страны. Отметим, что это не касается медицинских целей – часто под этим подразумевается хранение небольшого количества конопли дома без цели сбыта.

В Украине же порог хранения каннабиса без цели сбыта ничтожно низкий – это 5 г. В европейских странах он намного выше: в Чехии – это 15 г, в разных регионах Германии – от 10 до 30 г, в Португалии – 25 г. Каждая страна имеет свою доктрину и философию по отношению к наркотикам, но все сводятся к одному – преследования незначительных правонарушений не ведет к влиянию на наркоцены и наркобизнес. То есть, вместо того, чтобы сосредоточиться на приоритетном направлении – борьбе с организованным наркосбытом, сегодня украинские правоохранители штрафуют и задерживают тех, кто хранит дома каннабис без цели сбыта.

Что касается медицинского каннабиса – ему нужен законный оборот. Ведь у такого оборота есть две важные составляющие: он ограничен определенным числом пациентов и он контролируемый. По сути, это легализация медицинского каннабиса. 

— Может ли  декриминализация конопли иметь негативные последствия?

— Негативные последствия этого решения могут быть только для организованной наркопреступности в Украине. Важно понимать, что отмена криминальной ответственности за хранение каннабиса не означает отмены ответственности в принципе. Таким образом, полиция перестанет заниматься мелочами – сейчас 82% всех дел о наркопреступности – это хранение каннабиса без цели сбыта. По сути, МВД охотится за теми, кто хранит каннабис без цели сбыта, вместо того, чтобы раскрывать дела реальных наркопреступников. Хотя нельзя не отметить того, что есть Департамент по борьбе с наркопреступностью – где вопрос задержания людей, которые хранят каннабис без цели сбыта, не составляет 5%. 

— Каких изменений в законодательстве вы ожидаете касательно использования конопли?

— В прошлом году мы (Украинская ассоциация медицинского каннабиса вместе с другими активистами, – Авт.) требовали нормализировать нормы административного и криминального кодекса относительно небольших правонарушений в вопросе хранения каннабиса без цели сбыта. Мы требовали, чтобы при хранении до 25 г каннабиса использовалось административное, а не криминальное производство. Это существенно бы упростило криминальное производство. Второе требование – регулирование доступа украинских пациентов к медицинскому каннабису. Сейчас осталось одно требование, так как уже произошло экспертное и общественное обсуждение вопроса использования каннабиса в медицинских целях. Конечно, работы в этом направлении еще много, но некоторые, пусть и незначительные, положительные изменения уже есть.

По материалам: golos.ua

Exit mobile version