Монетизацию субсидий в полном объеме правительство запланировало на осень 2019 года. Эксперты говорят, что ее хотят сделать проблемой следующего правительства и Президента. За сэкономленный газ украинцы смогут получить реальные деньги, но в ограниченном размере. О том, каким образом власть намерена сокращать количество получателей субсидий и как будут «пить кровь» украинцев, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
— Андрей, какие подводные камни ждут получателей субсидий при монетизации льгот?
— Правительство не скрывало, что намерено сократить количество субсидиантов. Главная цель 329-ого правительственного постановления – уменьшение количества получателей субсидий. Заместитель Ревы проговорился, что планируется сразу сократить число субсидиантов от 20% до 30% за счет действующего постановления Кабмина. Я думаю, что это просто красивое прикрытие того, как будут «кошмарить» людей за большие приватные дома больше 200 квадратных метров или квартиры по 120 квадратных метров, новые машины не старше 5 лет. Думаю, что людей, которые будут реально получать субсидии, останется не больше нескольких тысяч. На самом деле основной удар направлен по тем людям, как написано в правительственном постановлении, кто не платит единый социальный взнос (ЕСВ).
— Кто эти люди?
— Это те, кто не имеет официальных доходов. Это безработные, временно не работающие люди, заробитчане. Наибольшая категория людей, которая пострадает, это именно семьи заробитчан. По некоторым оценкам, сейчас на заработках за границей находится от 5 млн до 7 млн украинцев, то есть, эти люди работают за кордоном, сюда присылают деньги, и власти считают, что семьи заробитчан не должны получать субсидии. Таким образом, они планируют с количества субсидиантов несколько миллионов человек выбросить, и в основном это будут заробитчане.
— Новый автомобиль тоже станет причиной отказа в субсидии?
— То же самое по автомобилям. Это совсем глупая норма, дурная. Можно было просто указать, что если это автомобиль представительского класса, с большим объемом двигателя, еще что-то, но как можно сравнивать, например, новый Мерседес и бюджетный автомобиль Ланос и т.д. То есть, надо подходить индивидуально к каждому случаю.
— Что в целом предусматривает процесс монетизации субсидий?
— То, что они называют монетизацией, является профанацией по большому счету, потому что то, что они делают сейчас, они монетизируют не всю сумму субсидий, а только сэкономленные остатки. Не считая того, что они уже несколько раз сокращали социальные нормы потребления. Человеку слишком тяжело, а кто сэкономил, дадут не всю сумму сэкономленного, а всего 700 грн. Например, семья потребляла где-то там 350 кубов, сэкономила 100, на эти 100 кубов 700 грн и дадут. К примеру, семья сэкономила 2 с чем-то тысячи гривен, то 700 грн семья получит, а 1300 грн Гройсман заберет себе назад в бюджет. И тут не обошлось, чтобы не обмануть простых людей.
— В чем корень зла?
— Весь корень зла в необоснованности цены на газ, которая вынуждает миллионы семей просить милостыню, которую красиво Гройсман называет субсидиями. Люди вынуждены просить милостыню, потому что не способны сами оплатить свое жилье.
— Протестовать люди будут, возможен у нас коммунальный Майдан?
— На примере киевлян можно сказать, что люди у нас довольно инертны — что касается защиты своих социальных прав, благосостояния семьи какие-то неподъемные. Особенно меня поразили киевляне – когда им поднимают цены на проезд вдвое – не на 10%, а в два раза! – они молчат. Удивительно, что советники забыли рассказать Кличко, что в Европе есть тенденция переходить на бесплатный муниципальный транспорт. В Таллине уже перешли на бесплатный общественный транспорт, готовятся перейти в Берлине, Париже. Крупнейшие столицы Европы идут на бесплатный городской транспорт, а Кличко повышает проезд вдвое, и все киевляне молчат. Есть такое полулегальное слово «терпилы». Идеальные терпилы для власти, которые будут терпеть. Идеальные подданные. Что им не делай, они будут терпеть.
По материалам: golos.ua