• Про портал
  • Редакційна політика
  • Редакція
  • Стати блогером
  • Контакти
П’ятниця, 5 Грудня, 2025
  • Login
Національний Банк Новин
  • Політика
  • Суспільство
  • Економіка
  • За кордоном
  • Спорт
  • Технології
  • Здоров`я
  • Блоги
  • Ще
    • Відпочинок
    • Культура
    • Різне
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result
Національний Банк Новин
  • Політика
  • Суспільство
  • Економіка
  • За кордоном
  • Спорт
  • Технології
  • Здоров`я
  • Блоги
  • Ще
    • Відпочинок
    • Культура
    • Різне
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result
Національний Банк Новин
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика
Главная Экономика (РОС.)

А.Кущ: «В Украине нет стратегии по развитию экспортной политики»

Игорь Кнышевский Игорь Кнышевский
08/01/2019
in Экономика (РОС.)
11 0
0
А.Кущ: «В Украине нет стратегии по развитию экспортной политики»
35
ПРОСМОТРОВ

А.Кущ: «В Украине нет стратегии по развитию экспортной политики»

По состоянию на 2018 год в Украине нет стратегии по развитию экспортной политики и Минэкономразвития, похоже, не занимается этим вопросом. Но это негативно влияет на объемы экспортных поставок из Украины в ЕС, а чиновники развивают направления, которые нельзя рассматривать как перспективные. Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.

– Алексей, в 2018 году министр Министерства экономического развития и торговли С.Кубив заявил, что собирается менять структуру экспорта. По вашему мнению, чего стоит ожидать от этой работы министерства украинским производителям?

– Министерство не проводит системную работу. В Украине сейчас вообще нет стратегии по развитию экспортной политики, есть просто хаотическое движение по пути наименьшего сопротивления. Украина выступает не в роли субъекта развития экспортных операций, а в роли объекта. И есть инициатива Украины об отмене зоны свободной торговли с Китаем, но при структуре нашей совместной торговли это можно приравнять к самоубийству, потому что даже американская экономика вводит против китайской экономики достаточно жесткие торговые санкции, потому что с учетом американской эффективности и инвестиционной привлекательности они не выдерживают конкуренции с китайскими производителями. Что же говорить об Украине, где мы стоим на 10 ступеней ниже в сравнении с Китаем и их экономической эффективностью?

Поэтому, если мы посмотрим на структуру торговли с Китаем, то почти 90% товаров, которые мы поставляем, это обычное сырье, руда, зерно, подсолнечного масла. А в китайском экспорте товары с высоким уровнем добавленной стоимости, промышленное оборудование, продукты автомобилестроения, бытовые товары.

– Какие экспортные направления деятельности сегодня Украине стоит развивать?

– К сожалению, очень много энергоресурсов, трудозатрат Украина делает для развития тех направлений, которые никогда для нашей страны не станут прорывными… Это инициированная зона свободной торговли со странами Европейской ассоциации свободной торговли. Я говорю о ЕАСТ,  которая осталась как осколок после образования европейского экономического пространства. Там есть несколько стран, которые частично вошли в единый рынок с ЕС и сотрудничают с Европой: это Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Но, опять же, нужно колоссальное количество энергии, задействованных государственных механизмов, ресурсов Минэкономики, чтобы заключать эти соглашения, проводить переговоры, хотя эффект от этого будет невелик – на уровне нескольких процентов от нашего торгово-экономического оборота. Может быть, лет через 15 эти действия будут целесообразны, но сейчас нужно развивать прорывные экономические направления, а этого нет.

Добавлю сюда и инициированную Украиной Зону свободной торговли с Албанией, торговый оборот с которой в ближайшем будущем не превысит нескольких десятков миллионов долларов в год, а также зону свободной торговли с Канадой, которая не заинтересована даже в нашем сырье и продукции сельского хозяйства и после подписания которой, отрицательное торговое сальдо превысит в этом году 150 млн долларов.

Но, например, зона свободной торговли с Индией, что было бы действительно колоссальным прорывом для украинской экономики, наши чиновники этим не занимаются. Хотя этот рынок был бы выгоден Украине для поставки не только сырья, но и продукции машиностроения (сейчас торговый профицит с этой страной – более одного миллиарда, но он потенциально может вырасти до 2-3 млрд в год).

Но это направление никак не охватывается. Или же, например, зона свободной торговли с Ираком. Это уникальное государство для Украины – экспортирует практически одни энергоресурсы, а импортирует все – от продукции сельского хозяйства до сложного машиностроения. Плюс огромная потребность в металле и строительных материалах для восстановления экономики после войны. … Сегодня выигрывают те государства, которые из минимума своей политической активности выжимают максимальный экономический эффект. И к таким странам также можно отнести Китай. Их правительству удается даже небольшое присутствие на рынках других стран превращать в больше преференции для китайцев и бизнеса. А Украина, например, имела возможность при посредничестве США выторговать для себя преференции на рынке Ирака, но ничего для этого не сделала. Хотя можно было экспортировать строительные материалы, промышленное оборудование, и это в условиях Зоны свободной торговли принесло бы экономике Украины колоссальные плюсы.

– Алексей, по вашему мнению, как было бы целесообразно изменить экспортную структуру Украины?

– Есть проект,  который был инициирован нашим МЭРТ и заслуживает внимания – создание ЗСТ с Израилем. Но опять же не в том формате, как это соглашение видят наши чиновники, которые не способны на переговорах с этой страной отстоять выгодную для нас модель.  Для Украины было бы выгодно экспортировать услуги, биотехнологии, информационные технологии. Пусть пока в виде «цифрового сырья» и выполнения простейших грантов. А для Израиля, наоборот, важна товарная составляющая, чтобы экспортировать свои потребительские товары на нашу территорию, а обратно забирать наше сырье. Поэтому, естественно, тут нужно находить взаимный баланс интересов. Но вот в Украине как раз совсем нет этой инициативности нахождения баланса в экспортной торговле и операциям по внешнеэкономической деятельности.

– А кто должен эту инициативу проявлять и в какой форме это должно быть?

– Это должно проявляться в том, чтобы все наши посольства, все наши министры, которые занимаются внешнеэкономическими вопросами, они должны предпринимать эти шаги исключительно в интересах бизнеса. Если, например, к нам приезжает министр экономики Израиля, или министр транспорта Израиля, еще какой-то чиновник, они запускают программу, которая интересна для израильского бизнеса. А если приезжает украинский министр в Израиль, то он либо занимается своими личными вопросами, либо вопросами бизнеса своих друзей, или просто сидит и слушает, что ему рассказывают об экономике Израиля.

В этом нет субъектности, нет инициативности. Опять же, посмотрим на интересные примеры развития торговых отношений в балтийских странах, и мы видим, что в Эстонии существует Агентство по стимулированию малого и среднего бизнеса, цель которого – максимально продвигать товары на международные рынки. Там проводятся и тренинги, и моделирование различных ситуаций, влияющих на рынок; проводятся бизнес-стимуляторы и тематические конференции по рынкам европейским, азиатским, где активно привлекают финансирование для экспортных операций.

– Можно ли, нужно ли организовать подобное Агентство в Украине?

– Да. И для меня всегда было загадкой, почему в Украине не разовьют созданный Офис стимулирования экспорта. Пока есть такая структура только как общественная организация, которая с 2019 года должна стать частью государственной структуры. Но этого для Украины недостаточно. В Украине каждый год выпускают из вузов экономистов, юристов, которые потом идут работать в Макдональдс или уезжают из страны. Но они могли бы работать в этом офисе. Почему бы из этих специалистов не создать региональную сеть стимулирования малого и среднего бизнеса (МСБ), и эти выпускники, юристы, экономисты могли бы заполнить эту региональную сеть, которая могла бы стать бизнес-инкубатором экспортных операций? Такие Офисы по стимулированию экспорта можно было бы создать, допустим, в крупных городах и райцентрах.

Сложность в том, что малый и средний бизнес не участвуют в экспортных операциях. Для них очень дорогой входной билет для участия во внешнеэкономической деятельности – начиная от вопросов, где взять вагоны, заканчивая темой правовой осведомленности, знания языка, прохождения таможни. И, исходя из ментальных особенностей украинцев, малый бизнес не активен в плане продвижения на внешние рынки. Наверное, все упирается все-таки в коммуникацию. Ранее они продвигались на Восток, а на Запад не движутся. Это из-за языкового, культурного барьера. При этом именно экспортный Офис МСБ мог бы развивать поставки малого бизнеса за рубеж, поставки товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, а крупный бизнес продолжил бы пока экспортировать традиционное сырье.

– Как вы думаете, выгодна ли украинским производителям, поставщикам система экспортных квот для торговли с ЕС?

– Эти квоты описаны в Соглашении об Ассоциации с ЕС. Квоты – это беспошлинные поставки товаров на европейский рынок, в рамках квот можно поставлять определенные виды продукции. Проблем с этим не вижу,  но в Украине очень по своему понимают правила и философию Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Эта философия на чем базируется? В 2014 году Украина подписала это соглашение. С того момента у нас остается в основном сырьевой экспорт, а не товары с высоким уровнем добавочной стоимости. А Соглашение составлено таким образом, что поставки сырья и полуфабрикатов возможны в пределах определенных объемов -квот. Европе нужны наши товары с более высоким уровнем добавочной стоимости и по ним существуют безквотные объемы поставок, с уплатой пониженных пошлин. А для этого, уже в 2015-2016 годах, у нас должны были стоять очереди из тех же китайских инвесторов, готовых открывать в Украине свои сборочные производства для использования этого торгового окна в ЕС. Но их нет, и война здесь не играет основную роль. Главная причина – низкий уровень защиты прав инвесторов, неэффективная судебная система и коррупция. Но наш металл, зерно и курятина особо в ЕС не нужны: у них есть свои металлурги и фермеры и, значит, беспошлинные поставки этих полуфабрикатов будут ограничиваться квотами. И если мы хотим расширять торговый оборот с ЕС – нужно повышать добавочную стоимость экспорта, пусть и за счет сборочных производств на первом этапе. Инновации появятся потом, просто нужно двигаться в этом направлении, а не консервировать свою сырьевую отсталость.

Эта модель в Украине не сработала. Украина не стала, условно говоря, «восточно-европейским Китаем» по поставке широкой линейки товаров на европейский рынок. Никаких инвестиций мы не привлекли, никакие структурные изменения в экономике мы не сделали. Мы уперлись в эти сырьевые квоты на поставку металла, куриного мяса. Мы продолжаем двигаться в этом направлении и жаловаться, что не хватает этих квот на беспошлинные поставки. В таком формате особой пользы это соглашение не принесет. Пока мы не перестроим нашу экономику в пользу товаров с высокой добавочной стоимостью, которые можно будет поставлять на европейский рынок, как это делает сегодня Турция, мы не сможем использовать преимущества ЗСТ, как это и сделали в 90-е годы турки.

А в сырьевой парадигме мы будем двигаться только в рамках выделенной квоты и постоянно жаловаться на свою сырьевую судьбу.

По материалам: golos.ua

Поделиться3Tweet2ПоделитьсяОтправить
Гроші.
Економіка

Мін’юст назвав найпоширеніші борги, які стягують з українців судові виконавці

05/12/2025
Покровськ
Важливе

У бригаді «Червона Калина» повідомили про ситуацію на Покровському напрямку

05/12/2025
Гроші.
Економіка

США виступили проти плану ЄС використати заморожені активи РФ для кредиту Україні — ЗМІ

05/12/2025
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result
Подписаться на НБН в Telegram Стать блогером на НБН
Національний Банк Новин

  • Про портал
  • Редакційна політика
  • Редакція
  • Стати блогером
  • Контакти

2011-2025. Національний Банк Новин. Використання будь-яких матеріалів, розміщених на сайті, дозволяється за умови посилання на "НБН". Для інтернет-видань обов'язкове пряме, активне, відкрите для пошукових систем гіперпосилання на nbnews.com.ua. Посилання має бути розміщене незалежно від повного чи часткового використання матеріалів. Редакція: Україна, 03124, м. Київ, бульвар Вацлава Гавела, 8

Welcome Back!

Login to your account belowLogin to your account below

Forgotten Password?Forgotten Password?

Retrieve your passwordRetrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.Please enter your username or email address to reset your password.

Log InLog In

Add New PlaylistAdd New Playlist

  • Політика
  • Суспільство
  • Економіка
  • За кордоном
  • Спорт
  • Технології
  • Здоров`я
  • Блоги
  • Ще
    • Відпочинок
    • Культура
    • Різне
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result

Go to mobile version