Конструкторское бюро Южное является образующим предприятием ракетно-космической отрасли Украины. За более чем 60 лет деятельности здесь были разработаны десятки ракет-носителей и спутников, которые вывели Советский Союз в лидеры по освоению космоса.
Годы независимости Украины выдались менее успешными для предприятия и украинского космоса в целом. Причины кроются не только в недофинансировании отрасли, но и в самом КБ Южное, руководство которого ведет, порой, иррациональную политику.
Фактически единственная успешная ракета-носитель Зенит-3SL, выпущенная КБ Южное после 1991 года, была создана на базе разработок еще советского периода. В конце 90-х Зениту-3SL нашлось применение в совместном проекте России, США, Украины и Финляндии Sea Launch, который успешно существовал до 2014-го. Потом ведущий акционер Боинг объявил о банкротстве совместного предприятия, и проект выкупили россияне.
Полетит-не полетит
Вторая попытка КБ Южное запустить новую ракету на базе старой, закончилась полным провалом. Проект получил название Циклон 4 и изначально предполагал использование основного ракетного модуля уже имеющейся ракеты-носителя Циклон 3 и создание к ней нового разгонного модуля. Но позже весь процесс перерос в разработку кардинально новой ракеты-носителя и растянулся с планируемых 3 лет до 12, потребовав значительного увеличения финансирования. В итоге разработка Циклон 4 так и не была завершена, и совместный проект Украины и Бразилии был заморожен.
Бразильская сторона в одностороннем порядке прекратила сотрудничество. Причины назывались разные, в частности, затягивание процесса разработки ракеты КБ Южное, и как следствие, призрачность экспортных перспектив проекта. Неудача Циклон 4 принесла Украине убытки, исчисляемые сотнями миллионов долларов, а руководству КБ Южное — уголовные дела по обвинению в коррупции.
По проторенным дорогам
Однако, благодаря усилиям нового главы Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Павла Дегтяренко обвинения с руководства КБ были сняты. До назначения на должность господин Дегтяренко более 30 лет проработал в КБ Южное и, естественно, не остался в долгу у своей альма-матер. Уволенный руководитель КБ Южное Александр Дегтярев не только был восстановлен в должности, но и получил значительное повышение оклада.
После неудачи с Циклон 4, КБ Южное взялось за новый проект «Циклон 4М», совместная реализация которого планируется с Канадой. Но проблема в том, что для новой ракеты у КБ нет двигателя. Купить его невозможно, на рынке таких предложений нет, а собственная разработка может затянуться на многие годы, и никак не укладывается в заявленные три и бюджет 200 млн долларов.
Похоже, что КБ Южное может провернуть с Циклон 4М тот же трюк, что и с бразильским проектом. Вынужденное затягивание сроков, увеличение бюджета. Однако, учитывая, что в проект привлечен частный канадский инвестор, а не государственный сектор, задача предстоит не из легких.
Передел, мы ждем передел
Но руководитель КБ Южное Александр Дегтярев и глава ГКАУ Павел Дегтяренко с оптимизмом смотрят вперед. На очереди — попытка поглощения Южного машиностроительного завода под поводом «спасения» кризисного предприятия. Не секрет, что Южмаш выполнял большую часть заказов именно от КБ Южного, но в последние годы их количество сократилось до минимума и не превышает 1% от общего объема. То есть, руководство КБ Южное ведет сознательную политику на усиление кризиса Южмаша.
Каковы же причины таких, казалось бы иррациональных действий?
Южный машиностроительный завод — ценный актив, крупнейшее предприятие, использующее полный цикл производства. Завладев таким «куском пирога», КБ «Южное» стало бы главным получателем бюджетных вливаний. А они сегодня нужны Бюро как воздух. Ведь несмотря на миллиардные прибыли, которые последние годы показывает Южное, в его пассиве остаются многомиллионные валютные обязательства с отсрочкой погашения.
Против такого слияния выступает коллектив Южмаша, а с недавних пор и Министерство экономического развития. Последнее с одобрения Кабмина планирует забрать завод у ГКАУ, что самим Южмашем воспринимается довольно позитивно.
Завод давно борется за получение акционерной формы собственности и привлечение крупного инвестора. Переподчинение предприятия Минэкономразвития означает возможность запустить флагман ракетно-космической индустрии на полную мощность, а заодно защитить его от желающих растащить по кусочкам.
В такой ситуации КБ Южное явно придется умерить аппетиты и наконец-то заняться серьезной разработческой деятельностью, а не созданием ее видимости.