Местные выборы в Украине не за горами, и, традиционно, несмотря на то, что местные власти и территориальные громады по всей стране планировали и обещали людям выполнение различных ремонтных работ, реконструкций и обновлений, центральная власть забирает из местных бюджетов немалые суммы. Как можно повлиять на данную ситуацию и выполнить заявленные обещания?
Напомним, что ранее президент Украины подавал в парламент законопроект о децентрализации и роли префектов, которые должны были взять на себя функции глав местных администраций. Тогда законопроект был подвергнут жесткой критике и был отозван, а исправленный документ должен был появиться в конце февраля.
Тем не менее, стоит упомянуть об одной важной детали: в вышеуказанном законопроекте речь идет не только о функциях, обязанностях и полномочиях префектов, но и о деньгах. После того, как в Украине стартовала децентрализация, резко увеличилась сумма налогов и сборов, которая оставалась на местах, и которыми могли распоряжаться местные власти с учетом потребностей именно на местах. Помимо большей финансовой свободы у местных властей появилось и больше обязанностей, среди которых содержание и полное обеспечение ПТУ, обеспечение питания для учащихся 1-4 классов, компенсация льготного проезда в общественном транспорте, финансирование ДЮСШ, а также увеличился объем «бумажной» работы.
Тем не менее, почему же в результате количество денег «на местах» не увеличилось, а по факту даже уменьшилось?
Да, в законодательстве предусмотрено, что местные проблемы должны решать местные власти на уровне сел, громад, городов, районов, областей. Соответственно, распределение местных налогов и сборов должно происходить таким образом, чтобы их хватало, учитывая резко выросший объем обязанностей
Но в итоге получилось так, что обязанностей стало больше, потребность в финансах увеличилась, а сам механизм финансирования и распределения средств не соответствует реалиям. По мнению депутата Днепровского городского совета Артема Хмельникова, который также является главой постоянной комиссии городского совета по вопросам бюджета, финансов и местного самоуправления, если речь идет о децентрализации, то для более-менее реального планирования даже в ближней перспективе, местные власти должны иметь уверенность в стабильности источников доходов хотя бы на ближайшие пять лет. И только в этом случае у них появится возможность эффективного планирования и, что более важно, — воплощения в жизнь планов по развитию, обслуживанию и обновлению местной инфраструктуры.
Экономическая независимость громад и городов не должна возводиться в абсолют. Любая автономия, прежде всего, должна быть взвешенной,
— сказал Артем Хмельников.
Необходим понятный механизм распределения доходов и способы увеличения доходной части, механизмы администрирования финансовыми и материальными ресурсами громад и городов. И, что важно, — источники доходов должны быть стабильными в пятилетней перспективе. У нас, к сожалению, планирование ограничено одним годом, так как парламент может внести каждый год коррективы. При таких условиях сложно планировать развитие.
А что в Днепре?
После принятия бюджета Днепра на текущий год, 4 декабря прошлого года Артем Хмельников сообщил, что из тех средств, которые должны были быть направлены на инфраструктурные проекты, город недополучит 2 млрд. грн. по сравнению с 2019-м годом.
Главная причина такой ситуации, по словам депутата, кроется в том, что оптимизируя государственные финансы, власть не обошла стороной и местные бюджеты, в результате всего уменьшение доходов на местах наблюдается по всей Украине, а в масштабах Днепра это составило как раз 2 миллиарда гривен.
И теперь местным властям, чтобы выполнить свои обещания и реализовать запланированные проекты, остается один выход – кредитование. Но проблема в том, что стоимость такого финансирования гораздо выше, чем это было бы в случае эффективно работающей программы оптимизации государственных финансов. Также важно, чтобы местные власти самостоятельно контролировали налоговые поступления в свои бюджеты, ведь в настоящее время только в Днепре работает управление налогов и сборов, в чьи обязанности как раз и входит контроль поступлений и наполняемости бюджета. Во всех других украинских городах подобного контроля нет, а информация о поступлениях поступает от фискальной службы.
Как бы там ни было, вся, безусловно, нужная реформа децентрализации должна предусматривать понятное и стабильное финансирование местных бюджетов. И только в этом случае выполнение всех заявленных программ, как местными, так и центральными властями станет возможным не только на бумаге, но и в реальности.