Проект Укринформа по случаю столетнего юбилея агентства: «100 лет – 100 новостей»
Человек западной цивилизации не живет сегодняшним днем, писал философ. Он находится одновременно в настоящем времени, в далеком прошлом и бесконечном будущем. В сплетении партийной пропаганды, которой были опутаны новости 60-х, можно было между тем увидеть и признаки этой «западности» – любовь к наследию прошлого и полет фантазии. Самолеты и забытые предки. А еще (то, что оставалось за кадром и было скрыто от народа) – пробуждение силы, которая впоследствии начнет борьбу за демократию и государственность.
АН-22 «АНТЕЙ»
15 июня 1965 года. РАТАУ со ссылкой на ТАСС сообщило: «15 червня, об 11.00 в Парижі приземлився новий радянський літак АН-22. Він стане експонатом №1 на виставці, що відкрилася тут — 26-му міжнародному салоні аеронавтики і космосу. Машина створена в конструкторському бюро, яким керує О. К. Антонов. Це найбільший літак у світі. Він здатний підняти в повітря 80 тонн вантажу або 720 пасажирів».
Как известно, ведущим центром по созданию военно-транспортных самолетов в бывшем СССР традиционно считалось киевское ОКБ Антонова. В конце 1950-х годов перед Олегом Антоновым была поставлена задача разработать тяжелый транспортный самолет, способный доставлять к месту боевых действий не только личный состав, но и боевую технику, включительно с танками. А в случае необходимости, самолет должен был бы нести межконтинентальные баллистические ракеты и стартовое оборудование.
Главным конструктором будущего самолета стал заместитель Антонова – Алексей Белолипецкий. При проектировании самолету дали кодовое название «изделие 100». Как вспоминал потом Олег Антонов, работа шла довольно трудно, ведь проектировался первый в мире широкофюзеляжный самолет, и много технических задач приходилось решать впервые.
В 1961 году был представлен макет, а через 3 года собрали первые два самолета – один для полетов, второй для стыковых испытаний. После передачи первой машины на летные испытания новый самолет получил имя, с которым вошел в мировую историю – АН-22 «Антей».
Наконец, 27 февраля 1965 года с аэродрома Киевского авиазавода в Святошино АН-22 поднялся в воздух.
15 июня 1965 года на авиасалоне в Ле Бурже «Антей» был представлен мировому сообществу. Там он произвел настоящий фурор, ведь на то время это был самый большой самолет в мире. Интересно, что советской публике этого воздушного гиганта показали только через два года.
Серийное производство «Антеев» продолжалось с 1969 по 1976 годы. За это время было выпущено 66 машин. С конца 1980 годов АН-22 начали постепенно выводить из эксплуатации.
АН-22 установил 41 мировой авиационный рекорд. Скажем, он впервые поднял на высоту 6,6 тыс. метров груз весом 88 тонн, а на высоту 7,8 тыс. метров – 100 тонн груза. А еще «Антей» совершил перелет на расстояние 5,5 тыс. км с весом в 40 тонн.
Сейчас в Украине существует только один АН-22, его в мае 2016 года восстановили и подняли в небо. Сейчас его используют «Авиалинии Антонова».
ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ ФИЛЬМА «ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ»
1 сентября. Киев. РАТАУ. ««День кіно». Минуло вже кілька днів, як у місті з'явилися великі афіші з цими словами. Що обіцяє традиційне кіно свято киянам?.. 5 вересня в кінотеатрі «Україна» на одному з сеансів демонструватимуться «Тіні забутих предків»».
Фото музея Национальной киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко
Справочно: анонсируя 6-й Киевский день кино, никто не предполагал, во что превратится киевская премьера киноленты С. Параджанова «Тени забытых предков».
Как известно, фильм снят по одноименной повести Михаила Коцюбинского. Над лентой работал сильный творческий коллектив: режиссер-постановщик – Сергей Параджанов, оператор — Юрий Ильенко, художник – Георгий Якутович, композитор – Мирослав Скорик, главные роли исполнили Иван Миколайчук и Лариса Кадочникова. Уже в октябре 1964 года к юбилею Коцюбинского ленту запустили на экраны. Но только после того, как фильм с триумфом был показан в мире, советское руководство должно было сделать «премьеру». Но из затеи партийных бонз превратить показ в своеобразный апогей официального советского украинского искусства ничего не получилось.
Накануне показа как раз прошла первая волна арестов. За решеткой оказались художники, поэты, среди которых – Афанасий Заливаха, Иван Светличный, Михаил Горынь, Михаил Масютко, Ярослава Менкуш.
В день премьеры перед демонстрацией фильма выступил Сергей Параджанов, после которого слово взял Иван Дзюба. Как вспоминает свидетель тех событий, шестидесятник и бывший политзаключенный Олесь Сергиенко, «Дзюба сказав: «У нас велике свято, але й велике горе. В Україні почалися арешти творчої молоді». Далее Дзюба начал называть имена арестованных.
Директор кинотеатра оттолкнул писателя от микрофона, пытаясь лишить слова. Тот чуть не упал, но поднялся и продолжил перечень фамилий. В зале включили пожарную сирену, чтобы заглушить выступающих. Дзюбу поддержал Вячеслав Чорновил, который воскликнул: «Хто проти тиранії – встаньте!». Некоторые люди встали.
И все же фильм пустили. В перерыве между частями Василий Стус встал с речью: «Протестувати повинні всі: сьогодні хапають українців, завтра хапатимуть євреїв, потім росіян!».
Эта акция, которая сразу же стала широко известной, была первым публичным правозащитным мероприятием в Украине и началом двадцатилетия цензурных запретов и арестов.
Реакция власти для самих протестующих не заставила ждать: Ивана Дзюбу и Вячеслава Чорновила уволили с работы, а Василия Стуса – исключили из аспирантуры.
(Продолжение следует)
Хроника предыдущих лет: 1918, 1919, 1920-1921, 1922-1923, 1924-1925, 1926-1927, 1928-1929, 1930-1932, 1933-1934, 1936-1937, 1937-1938, 1939, 1940, 1941-1943, 1944, 1945, 1946-1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1953, 1954, 1955-1956, 1957, 1958-1959, 1960, 1961, 1962-1963, 1964
По материалам: www.ukrinform.ru