Во время Голодомора в Украине умерли 3,5 миллиона детей — историки

Во время Голодомора в Украине умерли 3,5 миллиона детей - историки

Документы, которые еще не исследовались, дают основание говорить, что половину погибших во время Голодомора 1932-33 годов составляли дети. А это 3,5 миллиона.

Об этом заявил директор Центра украиноведения Киевского национального университета Владимир Сергийчук во время Международной конференции "Искусственный голод в Украине ХХ века" в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко, сообщает корреспондент Укринформа.

По его словам, очень важный показатель — охват учащихся начальной школы, которая была обязательной. Проанализировав этот процесс, можно определить, сколько детей школьного и дошкольного возраста были уничтожены голодной смертью.

"Согласно документу, который я нашел в Черкасском архиве, 17 имен живых детей записала учительница, а 12 — уже были в сырой земле. И абсолютное большинство умерли именно в 1933 году. В Петриковском районе Днепропетровской области почти половина детей начальной школы не дожила до учебного года 1933-го. И об этом упоминается в постановлениях облисполкомов — что в разных районах в сентябре 33-го пришли 44% детей, 48%, 52%, в Казатинском районе больше всего — 66%", — рассказал Сергийчук.

По его словам, на Черниговщине в 1938 году 99 сельских начальных школ не могли набрать первые классы — а до 33-го года в этих начальных классах обучались до 50 детей — и еще 55 семилеток не набрали первоклассников.

"Эти цифры ужасающие. Они говорят о том, что и в Черниговской области почти половина детей начальной школы вымерли. Это дает нам возможность производить расчеты в целом по Украине. Статотдел Наркомата образования в 1932 планировал, что в 1833-м в начальную школу придут 4,19 млн детей. А пришли на более чем 800 меньше. Это если верить, что они пришли. Потому нарком Затонский, когда увидел зимой 33-го, что вымирают дети, дал команду провести по деревням Украины учет детей, которые не ходят в школу, чтобы загнать туда и младших детей, которым еще было не время идти, и переростков, которые по каким-то причинам не ходили в школу. Все для того, чтобы была цифра 3,2 млн", — сказал профессор.

Он отметил, что документы говорят о том, как подтасовывалась, фальсифицировалась статистика. Поэтому наш долг сегодня — исследовать все документы. Потому что они, к сожалению, во многих случаях не исследованы. В частности документы из Винницкой области или документы из Киевского архива, которые никто не анализирует.

Читайте также: Кравчук предлагает сажать тех, кто "танцует" вокруг темы Голодомора

"Если учесть, что минимальная смертность каждой возрастной детской группы составляла порядка 200 тысяч, то если взять даже 15 лет обучения, значит детей школьного и дошкольного возраста, которые умерли, будет где-то 3,5 млн. А сколько пожилых людей? То есть то, что сказали немецкие дипломаты, что оценили демографы тридцатых годов — это минимум 7 или 7,5 млн — соответствует действительности. Но нужно работать с документами", — подчеркнул Сергийчук.

В то же время председатель Ассоциации исследователей Голодомора, профессор Василий Марочко отметил, что Голодомор в 1932-33 году накрыл всю Украину и все демографические и статистические отчеты, а также ведомственная статистика фиксировала — менее половины среди умерших были детьми.

"Это не случайно, так как это наиболее уязвимая категория, не пригодная для выживания в экстремальных условиях. Дети до одного года вымирали практически все, поэтому они и не явились в 1938-м в школу. Категория год и четыре это фактически категория сплошной смертности", — сказал историк.

Он добавил: относительно общего количества жертв, то по архивно-уголовным делам начальника ЦСУ УССР Асадкина, а также по архивно-уголовным делам авторитетного демографа Арсена Хоменко, мы имеем более 7 млн.

"Потому что по гипотетическим прогнозам практикующих статистиков тридцатых годов, на 1937 год должно было быть 35,6 млн, а перепись 1937-го зафиксировала 27,9 млн — это без частей РККА, то есть армии и НКВД. Разница — в 7,7 млн. Куда они пропали?", — прозвучал риторический вопрос от Василия Марочка.

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version