Недовольство киевлян новыми ценами на проезд в городском транспорте можно понять, но лучшего качества без новых тарифов не дождаться
Вчера киевлян всколыхнула не слишком приятная новость: с 14 июля возрастет стоимость проезда в городском транспорте столицы. Разовая поездка в метро или наземном транспорте будет стоить 8 гривень, владельцы проездных будут платить 6,3 гривни за поездку, а владельцы бесконтактных карт при ее пополнении на 50 поездок будут платить 6,5 гривни. В результате киевлянам придется принять такой удар по своим карманам: за 22 рабочих дня в месяц при использовании карточки метро на 50 поездок нужно будет заплатить 286 гривень вместо 198. Если же пользоваться двумя видами общественного транспорта (проездной + карточка метро) — 563 гривни. Если посчитать полную стоимость поездок для двух видов транспорта — то в сумме получится 704 гривни за месяц, или около 5% от средней зарплаты по Киеву (сейчас это около 13 тыс. грн). Казалось бы, не так уж и много, но киевляне справедливо отмечают — если платить больше, то важно понимать — за что именно? Поєтому Укринформ подробнее узнавал, какие же основные причины для подорожания проезда и обоснованы ли они?
Отток кадров, ремонт, материалы — основные причины роста цены за проезд
Столичная власть назвала две основные причины. Во-первых, это низкий уровень зарплат в отрасли и, как следствие, дефицит кадров. По словам главы Департамента транспортной инфраструктуры Сергея Симонова, в метрополитене на сегодня 468 вакансий, или 5,9% общего числа работников, а в «Киевпастрансе» вообще 2434 вакансии, или 25,8%. Во-вторых, это необходимость увеличить объемы ремонтных работ, чтобы улучшить комфорт и безопасность пассажиров.
Стоит заметить, что с новыми ценами увеличится разрыв между ценой разовой и “оптовой” поездки. Если пока он составляет 50 копеек (4,50 грн вместо 5), то теперь составит 1,50 грн (6,50 вместо 8). То есть, увеличив этот разрыв, метрополитен подталкивает киевлян переходить на пластиковые карточки для оплаты проезда. Таким образом потребитель платит авансом за еще не предоставленные услуги, но метрополитен уже может распоряжаться поступившими средствами для улучшения своей работы.
С 15 июля разрыв между ценой оптовой и разовой поездки составит 1,5 грн: 6,5 грн и 8 грн соответственно
В департаменте отмечают, что в капитальном ремонте нуждается около трети всего подвижного состава наземного транспорта, трамвайные пути, контактно-кабельная сеть, эскалаторы на станциях метро «Арсенальная», «Крещатик», «Университет», «Вокзальная», туннельные сооружения и станции метро и т.д. Именно эти проблемы планируют решить за счет повышения тарифов на проезд.
Заместитель председателя КГГА Дмитрий Давтян рассказал на вчерашнем брифинге, что сейчас экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира несколько выше и составляет 8,27 грн для метро и 8,77 грн для наземного транспорта. Говорит: столичная власть пошла на компромисс.
Зато глава фракции “Объединение “Самопомощь” в Киевсовете Сергей Гусовский другого мнения. Комментируя увеличение тарифа, он заявил, что “пока в транспортной сфере будет царить хаос, повышение стоимости проезда никак не отразится на качестве услуг”. Депутат напомнил, что маршрутки обычно дублируют маршруты больших автобусов, отбирая у них пассажиропоток и увеличивая убыточность муниципального транспорта. На первый взгляд, это замечание кажется уместным, но так ли это на деле — Укринформ уточнил непосредственно у КП “Киевпастранс”.
Начальник службы по связям с общественностью КП “Киевпастранс” Марина Загородько отмечает в комментарии Укринформу, что такой проблемы нет, ведь у коммунального транспорта свой пассажир, который пользуется общественным транспортом регулярно. В то же время она говорит, что существенным фактором является рост тарифов на коммунальные услуги и материалы: “Рост цены связан, в частности, с ростом цен на основные показатели, которые формируют себестоимость проезда. Мы в последний раз повышали до экономически обоснованного тарифа в 2015-м. Сейчас же в 5,4 раза выросли тарифы на электроэнергию, в 1,5 раза выросла стоимость дизельного топлива. Но следует отметить, что решение о росте цены еще не принято окончательно, это произойдет лишь после общественных обсуждений”.
Поскольку дефицит кадров в “Киевпастрансе” стал серьезной проблемой, то Укринформ также поинтересовался, а какой же средний размер зарплат в этой отрасли и на сколько повышение цены за проезд позволит их поднять. «Зарплата водителей зависит от многих факторов – опыта, классности и так далее. Но в среднем наши работники получают около 8000 гривен. В «Киевпастрансе» сегодня больше 2000 вакансий. Если тарифы поднимут, то это позволит увеличить зарплату водителям процентов на 20, и мы надеемся заполнить вакансии».
Пресс-секретарь КП “Киевский метрополитен” Наталья Макогон говорит, что пока точно не известно, насколько удастся поднять зарплату работникам метрополитена после повышения цены на проезд.
Наталья Макогон, пресс-секретарь КП "Киевский метрополитен" // Фото: Оксана Красюк
“Нам надо по новому тарифу поработать хотя бы месяц, а лучше квартал, чтобы понять, как именно можем распределить эти средства. Общенациональное повышение минимальной зарплаты, которое запланировано (вроде бы) на июль и декабрь, составит 9%. Мы планируем поднять зарплаты нашим работникам на больший процент.
Сейчас у нас очень большое расхождение между зарплатами, в зависимости от квалификации работника. Самая низкая — около 4500-5000 грн в уборщиков, контролеров — примерно 7700 грн, у слесарей-ремонтников — около 10 тысяч в то время как в других компаниях, по нашей информации, тем же слесарям предлагают не менее 15 тысяч. Самая же большая зарплата, конечно, у машинистов, которые много учатся, проходят множество переаттестаций, медосмотров — около 16-17 тысяч с отчислениями. Но проблема в том, что наши сотрудники уезжают на низкоквалифицированные работы за границу”.
Спрашиваем у пресс-секретаря столичного метро, на что именно пойдут средства от повышения тарифов на проезд: “Капитальные работы в метрополитене дотируются городом из своего бюджета. На этот год заложен 1 миллиард 800 миллионов гривень, на следующий год — 2 миллиарда 200 миллионов. Средства от изменения тарифа будут идти на зарплату работникам, оплату коммунальных услуг, текущие расходы. Это сэкономит до 800 миллионов гривень бюджетных средств, что позволит провести больше капитальных работ. Уже известно, что в рамках планов по строительству двух новых станций на зеленой ветке мы закупим 40 вагонов. В прошлом году мы закончили проект модернизации 135 вагонов по красной ветке. Мы многое сделали в направлении инновационных решений — мы в первой пятерке стран, где заработала оплата проезда банковской картой, а недавно заработала оплата проезда с помощью мобильных телефонов. Люди правда хотят быстрых решений, а на крупных предприятиях так не бывает”, — резюмирует Наталья Макогон.
Подорожание проезда хоть болезненно, но объективно
Мониторинг зарплат этого звена по сайту Work.ua, соединяющему работодателей и соискателей работы, показывает, что конкуренция на этом рынке все-таки существует. К примеру, на сайте поиска работы немало предложений для электриков и слесарей-ремонтников с зарплатой 10-12 тысяч грн, в то время как в сфере общественного транспорта — уже упомянутые 8 тысяч.
Вакансии слесаря в г. Киев
В Польше же, например, на сайте EuRabota, предлагающем вакансии для гастарбайтеров за рубежом, водителю автобуса-гармошки предлагают ставку 12-13 злотых в час с нагрузкой 200-250 часов в месяц.
Вакансия водителя автобуса в Польше
То есть судя по объявлению на сайте, минимально водитель будет получать 2400 злотых, то есть около 17,5 тыс. грн (при этом жилье предоставляется). Что и говорить, при таких условиях отток кадров в коммунальной отрасли неотвратим…
Укринформ также попросил прокомментировать повышение тарифов Александра Сергиенко, директора аналитическо-исследовательского центра «Институт города», чтобы узнать его мнение об обоснованности такого повышения цен в городском транспорте.
“Стоимость электроэнергии в последние годы постоянно растет. Последнее ее повышение касалось промышленности, то есть того же метрополитена, поэтому это объективный фактор. Не надо забывать, что возросли и минимальные зарплаты. Но самое главное, что метрополитен — это стратегический вид общественного транспорта. Ежедневно он перевозит в Киеве 1-1,5 млн граждан. Поэтому подземка должна работать лучше, чем швейцарские часы. Опоздание поезда на 30 секунд сразу создает толпу и плохую ситуацию в метро. Это довольно сложный организационно-технический комплекс, поэтому его надо должным образом содержать, это — вопрос безопасности. Поэтому среди населения нужно проводить широкую информационную кампанию, в ходе которой разъяснять, почему необходимо поднимать стоимость проезда.
Что касается наземного транспорта, могу сказать то же самое, ведь где есть электричество и любые технологические расходы — там есть объективные причины для повышения стоимости проезда”.
Александр Сергиенко
В то же время Александр Сергиенко говорит о том, что подорожание проезда в коммунальном транспорте повлечет другую проблему — повышение тарифов на проезд частными перевозчиками. “Поэтому перед городской властью стоит задача жестко контролировать деятельность всех перевозчиков, особенно качество их перевозок. Согласно закону об общественном транспорте именно билет является страховым полисом. Если вы не имеете билета, то соответственно вы не застрахованы”, — говорит господин Сергиенко.
Он также добавляет, что в работе пригородных маршруток в столице царит хаос. “На конечных станциях метро этот хаос создает большие проблемы, также маршрутки постоянно блокируют общую проезжую часть. Следует ставить вопрос о лучшей координации работы маршруток и городского транспорта. Это можно сделать, организовав представителей местных общин в “Совет агломерации”. Киевскую агломерацию, которая существует де-факто, надо наконец оформить де-юре. Тогда можно будет влиять и на стоимость перевозок, и на их качество”.
Итак, похоже, киевлянам придется привыкать к новым ценам на проезд в городском транспорте. Главное, чтобы мы все же увидели, что наши средства на его содержание будут потрачены не зря. Иначе — протестов граждан не избежать, как это было с повышением цен на проезд в пригородных маршрутках, где качество перевозок годами остается неудовлетворительным, а цены постоянно растут.
Но что интересно. Хотя в среднем по Европе проезд в городском транспорте стоит около двух евро (70 грн. – ред.) — на западе континента, а именно во Франции, мэр Парижа сейчас всерьез размышляет над тем, чтобы к 2020 году внедрить модель… бесплатного общественного транспорта. И не только для всех слоев населения, но и для миллионов гостей «столицы мира». Возможно, когда-нибудь и мы к такому придем…
Юлия Горбань, Киев
По материалам: www.ukrinform.ru