Журналист под видом “постороннего” проверил, как выполняются рекомендации по усилению безопасности в школах после недавних массовых отравлений детей
В течение двух недель, начиная с 8 мая, по стране прокатилась волна массовых отравлений детей в школах. Черкассы, Днепропетровская область, Николаев, Харьков (подробнее об этом ЗДЕСЬ). В Сети гуляет множество версий: от возможных ремонтных работ в помещениях, попадания вредных веществ в канализацию вплоть до отравления токсинами газового баллончика. Как бы там ни было, но вопрос о безопасности в школах встал остро. Министерство образования и науки разослало письма в областные управления, рекомендуя тщательнее следить за порядком в учебных заведениях: “Усилить охрану и ограничить доступ на территорию учреждений образования лиц, не принимающих непосредственного участия в образовательном процессе, а также усилить контроль за пропускным режимом, чтобы не допустить проноса в помещения учреждений образования ядовитых, взрывоопасных и других предметов, угрожающих жизни и здоровью”.
Затем мы провели эксперимент. Перед нами стояла задача выяснить, сможет ли наш “посторонний” — корреспондент Мирослав Лискович — пройти в учебное заведение. Для теста были наугад выбраны пять школ Киева. На “дело” мы отправились 24 мая в 12:00. Скажем сразу — в том, что нам удастся пройти в любую школу, мы не верили. Были уверены, что нас “завернут” в первых же дверях. Но реальность опровергла предположения.
Специализированная средняя школа №53 (ул. Б. Хмельницкого, 16/18)
Специализированная средняя школа №53
Войдя в школу, журналиста встретил суровый на вид охранник и попросил подойти к пропускному пункту. Турникетов не было. На вопрос “Как пройти к директору?” тот ответил: “Запишитесь в тетрадь и ждите. Посмотрю есть ли она на месте”. Охранник оставил свою ответственную вахту и пропал на целых 10 минут. Пока его не было, журналист не спеша походил по коридорам учебного заведения, успел насчитать шесть камер видеонаблюдения, заглянуть в классы… Ради справедливости отметим, что когда он спустился, охранник уже вернулся.
— Директор на замене, урок ведет. Если хотите — можете присесть на лавочку и подождать или прийти уже завтра, — сказал охранник.
Специализированная школа №57 с углубленным изучением английского языка (ул. Прорезная, 19а)
Специализированная школа №57 с углубленным изучением английского языка
Перед входом в школу (знаменитую на весь Киев, когда-то здесь работала жена коммунистического руководителя Украины Владимира Щербицкого) не было турникетов, но стоял стол, за которым дежурили два охранника. Журналист включил диктофон и направился к ним.
— Добрый день! А вы куда? — спросили охранники.
— К директору, — ответил журналист.
Охранники попросили корреспондента сначала присесть на стул, записаться в тетради и подождать. Пока один мужчина принялся куда-то звонить, второй пристально наблюдал за каждым моим движением. На вопрос охранника, что у меня в руках, по какому вопросу и могу показать документы, признаюсь: в руках – диктофон, работаю журналистом в Укринформе, а с директором хочу поговорить о мерах безопасности в школе.
— Так можно пройти? – спрашиваю.
— Директор просит договориться о встрече на какой-то другой день.
Направляясь на выход, оглядываюсь на 360 градусов. Почти в каждом углу камера наблюдения.
Специализированная школа №49 с углубленным изучением французского языка (ул. Ярославов Вал, 27)
Специализированная школа № 49 с углубленным изучением французского языка
Зайти в школу не составило труда: турникетов там не было. Затем журналист резво направился в глубины школы, но в этот момент из-за спины — женский крик: “Остановитесь! Вы куда?” Сначала корреспондент пытался не обращать внимания и идти дальше, но женщина не отступала. Пришлось вернуться. Уперев руки в бока, пожилая дама в голубой рубашке с надписью “охрана” внимательно просканировала меня взглядом и снова переспросила “кто ты такой и куда так быстро намылился?”. Ответ “по личному вопросу к директору” успеха не имел. Женщина попросила подойти к пропускному пункту.
— Можно ваши документы?
— Я журналист. Вот удостоверение. (Кстати, каюсь, просроченное)
— Ага. В школе концерт. Вся дирекция там. Поэтому — приходите завтра.
Пока журналист забирал удостоверение, то одним глазом увидел огромный 32-дюймовый монитор видеонаблюдения. Собственно, камеры — 3-4 штуки — были замечены при входе и на первом этаже.
Специализированная школа №82 им. Т. Г. Шевченко (ул. Н. Шпака, 4)
Специализированная школа №82 им. Т. Г. Шевченко
Ни турникетов, ни охраны. Журналиста при входе никто не встретил, поэтому он преспокойно прошел внутрь. Прошелся по каждому этажу. Камер видеонаблюдения, скорее всего, нет (по крайней мере, журналист не обнаружил ни одной). Заглянул в кабинет биологии, где шел урок, зашел в спортзал, спросил у детей, где кабинет директора. Показали. И тут началось…
— Добрый день! Можно поговорить с Натальей Викторовной Сурмой (директором школы №82)?
— Это я. А кто вы и по какому вопросу?
— Я журналист. И вопросов у меня как минимум три: во-первых, где охрана, во-вторых, насколько часто в школу заходят посторонние лица, к примеру, как вот я, по-третье, что вы можете сказать, Наталья Викторовна, о письме с рекомендациями министра образования Лилии Гриневич по усилению мер безопасности и охраны в школах из-за недавних случаев отравления детей газообразными веществами?
Директор театрально выдержала паузу в несколько секунд, а потом “любезно” во весь голос попросила журналиста покинуть территорию школы, слов при этом не выбирая: “Вон! Я сказала вон отсюда! Как вы вообще сюда попали? Вы нарушаете учебный процесс! Где охрана? Выведите, выведите его…” Я даже не успел переспросить, при чем здесь собственно я, если в это учебное заведение можно пройти вот так, любому и без проблем.
В коридоре первого этажа журналиста встретила пожилая женщина в синем халате (видимо, уборщица), которая назвавшись Марией, проводила меня до “пропускного пункта”, а по факту — обычный стол со стулом, где подперев голову уже сидел охранник. На вопрос, почему не остановил, не спросил кто такой, школьный “секьюрити” ответил: “Когда вы зашли меня не было, потому что я следил за порядком в другом месте. Если в следующий раз надумаете придти, то предупреждайте заранее”. Без комментариев.
Специализированная школа №73 с углубленным изучением украинского языка, литературы и украиноведения (проспект Победы, 86)
Специализированная школа №73 с углубленным изучением украинского языка, литературы и украиноведения
Вход в помещение школы, который был наглухо перегорожен турникетом, оказался неприступным, как древняя крепость. Шансы журналиста молча наршить “границу” равнялись нулю. Цепкая женщина-охранник грозно поинтересовалась, кто такой, куда направляется, а также попросила предъявить “корочку”.
— К директору, вот удостоверение журналиста, — говорю ей.
— А по какому вопросу? О беседе заранее договаривались? — и принялась кому-то звонить.
Буквально через две минуты к журналисту спустился заместитель директора по воспитательной работе Виталий Скляр. На вопрос об усилении охраны и безопасности мужчина ответил: “С рекомендациями Минобразования ознакомлены. Провели беседу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом и охраной. Контроль ужесточили. Собственно, в нашей школе с безопасностью проблем никогда не возникало”.
Что же имеем в итоге?
Принимая во внимание, что на эксперимент могло повлиять множество факторов, а также случайная выборка из 5-ти киевских школ не может раскрыть общей картины, результаты эксперимента нас удивили. Только две школы — №57, а особенно №73 — оказались реально недоступны для постороннего. Там постоянно ведется видеонаблюдение, при входе турникеты, а сотрудники охраны бдительно и профессионально следит за порядком. Что касается двух других — №49, №53 — то безопасность детей, которые там учатся, оставляет желает лучшего. Школа №82 – это, как говорится, вообще… Страшно даже представить, окажись на месте журналиста, к примеру, какой-то диверсант, то он бы легко сумел занести в школу баллончик, емкость с ядом или гранату.
Родительские комитеты оплачивают, КГГА собирается организовывать. А кто гарантии даст?
В силу различных обстоятельств (о разговоре с директором надо договариваться заранее, директор занят, он/она на замене, приходите завтра и т.д.) журналисту Укринформа так и не удалось пообщаться с администрацией школ, чтобы спросить, как у них организована охрана. Поэтому с этим же вопросом обращаемся к сопредседателя ОО “Родители SOS” Елене Бондаренко. По ее словам, вопрос охраны большинства школ лежит на плечах самих родителей, которые сами заключают договоры с охранными фирмами и платят за эти услуги наличными.
Елена Бондаренко, сопредседатель ОО “Родители SOS”
Бондаренко: “Но это есть нарушение действующего законодательства, ведь родители не являются собственниками помещения и, согласно Закону об охранной деятельности, не могут заключать таких соглашений. Это может делать только учредитель школы через уполномоченные им органы местной власти — управления/департаменты образования. Что касается оплаты, то родители могут принимать участие в финансировании таких услуг: внести средства на специальный счет учреждения с указанием целевого назначения — для оплаты за услуги охраны. Тогда управление/департамент образования проводит тендер, выбирает компанию, заключает с ней соглашения и может использовать средства родителей для оплаты. Возможны также варианты, когда заключается трехсторонний договор между управлением образования, охранной компанией и благотворительным фондом (последний за эти услуги платит, собирая деньги с родителей). Это еще более-менее приемлемый вариант, потому что плательщиком выступает юридическое лицо, которое может объяснить происхождение средств, а не один (одна) из родителей, на непонятных основаниях распоряжающийся средствами всех. Часто родители не разбираются в договорах охраны и только после того, как школу обокрали, или когда возникает какая-то другая неприятная ситуация, начинают читать договор и понимают, что там написано в обязанностях охранника “наблюдение за действиями третьих лиц”. “Это фраза, которая ни к чему его не обязывает. Или когда исчезает имущество детей, то выясняют, что охрана отвечает исключительно за школьное имущество. И таких нюансов много”.
Мы также натолкнулись на петицию об “обеспечении качественной охраной школ и детских садов города Киевсоветом”, зарегистрированное 11 декабря 2017 года на портале горсовета. Авторы просят городского голову и городской совет обеспечить наличие охранников, оборудовать все учебные заведения Киева системой видеонаблюдения, установить “тревожную кнопку” для вызова полиции или муниципальной охраны и обеспечить патрулирование территорий возле школ в утреннее время, когда дети идут на занятия, и территорию школы во время учебного процесса. Впрочем, срок подписания давно истек, а из необходимых 10 тыс. подписей было собрано лишь 1,6 тыс…
24 мая постоянная комиссия Киевского городского совета по вопросам образования, науки, семьи, молодежи и спорта проголосовала за поручение об усилении охраны и ограничении доступа на территорию учреждений образования (школ, детсадов, — ред.) лиц, не принимающих непосредственного участия в образовательном процессе. “В связи с распространением отравления школьников газообразными веществами по Украине мы должны приложить максимум усилий, чтобы обезопасить маленьких киевлян от таких случаев. Особенно сейчас, накануне последних звонков и во время Лиги Чемпионов, безопасность детей в городе должна быть особенно приоритетной как для наших правоохранителей, так и работников учреждений образования”, — сообщается на сайте КГГА.
Безусловно, усилить безопасность в учебных заведениях — это решение актуальное, оно очень важно и правильно, но есть одно “но”. В эти дни столицу ждет грандиозное футбольное событие — финал Лиги чемпионов УЕФА, где за порядком следят и будут следить 12 тысяч полицейских: 6 тысяч полицейских, 3 тысячи нацгвардейцев, 1 тысяча пограничников и представителей других подразделений. Финал 26 мая. Последние звонки – с 25-го по 30-е… Поэтому вопрос: где столичная власть будет искать правоохранителей, учитывая, что только в Киеве более 400 общеобразовательных учебных заведений?
Мы рассчитываем, что эта публикация поможет привлечь дополнительное внимание к проблеме безопасности в школах.
Мирослав Лискович, Киев
По материалам: www.ukrinform.ru