Пытаясь помешать получению Томоса, Москва задействует весь инструментарий – решение Синода, дипломатию, спящих агентов и пассивные протесты
Борьба за автокефалию продолжается. Насыщенный заявлениями и событиями апрель (тут тебе и заявление Президента о возможности Томоса, и «одноименное» обращение парламента, и новость, что просьба Рады принята к рассмотрению Синодом Вселенского патриархата) сменил тревожный май.
Месяц, в течение которого Москва мобилизовывала силы и людей, чтобы помешать возможности создания Единой Поместной Церкви и ее признанию.
«Греки отыграют назад», «Нет, это только отдельные греки выражают свои мысли», «Синод отменили», «Россияне уехали с деньгами – все пропало» – неполный перечень слухов, которые сопровождают процесс.
Это время людям, заряженным на Единую Поместную, тяжело проживать спокойно, не реагируя на слухи и события. Но давайте не паниковать, давайте фиксировать, анализировать, думать и молиться.
Итак, об инструментарии противодействия. Потому что, на самом деле, пока нечему печалиться.
КАК ПРОВАЛИЛСЯ СБОР «АНТИКЕФАЛЬНЫХ» ПОДПИСЕЙ: ИЗ ЗАПЛАНИРОВАННОГО МИЛЛИОНА – 50 ТЫСЯЧ
Первое, с чем вышли московские представители на украинскую паству, – это с требованием подписания массово отпечатанных бланков против Единой Поместной, которые запланировали отправить Вселенскому патриарху.
Фото: Сергей Пустовит, Укринформ
Напомним, что на каждую епархию УПЦ МП (их больше 50) было спущено 20 тысяч бланков, подписывая которые верующие УПЦ МП должны были выражать протест против создания Единой Поместной церкви. Однако в некоторых епархиях этому воспротивились благочинные, отказываясь брать бланки (руководители среднего звена, священники, которые курируют два-три десятка приходов; первыми отказались священники Хмельницкой и Каменец-Подольской епархий), в некоторых процесс саботировали сами архиереи (Винница, Тернополь, Сумы). Таким образом, вместо ожидаемого миллиона подписей «канонических» – получили 50 тысяч. А процесс сопровождала информация о позорных случаях давления на священников, от которых требовали подписаться. Некоторые показания священников УПЦ МП были обнародованы в иностранных медиа, автор материала лично сообщал об этом двум сотрудникам дипломатических ведомств. А в последние дни появилось видео, в котором свечницы храмов УПЦ МП раздают бланки кому угодно с правом подписывать хоть по несколько штук. Это полный провал московской операции.
О ШЕСТИ ВИЗИТАХ ШЕФА ВНЕШНЕГО НАПРАВЛЕНИЯ РПЦ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА АЛФЕЕВА ИЛИ 6:1 В ПОЛЬЗУ УКРАИНЫ
Кроме подписной кампании, Россия проявила незаурядную активность на внешнем направлении. Председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион Алфеев провел целый ряд визитов, где встречался с патриархами и архиепископами. Он слетал, в частности, в Иерусалим, на Кипр, в Египет, Ливан, Румынию, Польшу. Детали визита не разглашаются, но у экспертов и церковных журналистов нет сомнений, что речь шла об украинском вопросе.
Фото: dysha.info
Впрочем, пока с публичным осуждением инициатив власти выступила только Сербская церковь. Позиция Сербского патриарха – громкая и немного напоминает стилистику ходунов Бессмертного полка. Отец Кирилл Говорун объясняет речь Сербского патриарха историческим контекстом Сербии. Мол, после коллапса Югославии, попыток возродить империю, Сербская церковь остается инструментом, сохраняет определенное влияние на бывших сателлитов Югославии, Македонию, Черногорию, Косово. Они видят определенные аналогии с процессом отхода Украины от России с тем, что ждет и их самих. Впрочем, по мнению Говоруна, позиция сербского патриарха не совпадает с позицией других членов Синода, часть которого близка к пониманию украинской позиции.
Другие Поместные церкви еще не высказались, они изучают ситуацию.
Фото: mefodiy.org.ua
Интересно, что и здесь не обошлось без конфуза. Так, украинские медиа распространили новость со ссылкой на синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ МП, что Собор Епископов Польской Православной Церкви заявил, что автокефалия предоставляется после согласия поместных церквей. После этого последовала позиция заместителя главы Администрации Президента Ростислава Павленко (который отвечает за это направление), который обвинил церковный ресурс в искажении цитаты. Потому что на самом деле в коммюнике польских епископов лишь заявлена позиция, что объединение должно происходить на догматически-канонических принципах».
То есть в УПЦ МП просто сфальсифицировали цитату.
Фото: Павел Багмут, Укринформ
Сейчас процесс посещения представителями Константинопольского патриархата поместных церквей продолжается. Он просто ставит в известность поместные церкви о подготовке решения. Воспримут ли они появление новой церкви? Возможно, не все, возможно – не сразу. Процесс может растянуться, но его невозможно остановить. Как рассказал Кирилл Говорун в недавнем интервью 5 каналу, после Томоса продлится процесс рецепции. "Например, в 1970 году Москва дала автокефалию православной церкви в Америке. И это было сделано Москвой в одностороннем порядке. И потом начался процесс признания этой автокефалии, который продолжается и сегодня. Но неопределенность, которая существует по отношению к этой церкви сегодня, не столь трагична, не столь болезненна, как неопределенность, когда этой церкви не существовало вовсе. Это в определенной степени технические моменты рецепции. Но главная проблема решена".
ПОСЛЕДНИЕ ТЕХНИКИ МОСКОВСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ. ЗАПУГИВАНИЕ
Поняв, что дипломатические усилия и массовое шельмование неэффективны, УПЦ МП (я думаю, что по настоянию московских доноров) начало запугивать автокефальный клир.
Так, на последнем заседании Синода УПЦ МП, которое состоялось в пятницу, было принято решение «призвать» митрополита Александра Драбинко… не порочить высокий сан епископа, а также в дальнейшем воздержаться от любых публичных выступлений и высказываний, которые вызывают возмущение среди епископата, клириков и мирян Украинской православной церкви и вносят соблазн в сердца верующих. В случае игнорирования этим братским вразумлением, Священный Синод будет вынужден принять другое решение — дисциплинарно-канонического характера». Однозначно, что это было актом устрашения не только митрополита, но и остальных епископов и священников.
Ответ митрополита Александра пришел после литургии на Троицу.
Фото из открытых источников
Парафиальный сайт собора, где служит владыка, написал: «После воскресной службы владыка Александр обратился «ко всему верующему народу Божьему… с вопросом о поддержке его позиции относительно уврачевания раны раскола и объединения украинского Православия в единую Поместную Церковь, признанную в православном мире… Митрополит Александр спросил у прихожан, уполномочивают ли они владыку быть голосом своей паствы и публично говорить на тему объединения и автокефалии Православной Церкви в Украине. Прихожане единым сердцем и устами поддержали своего пастыря».
Это, господа, впервые в истории УПЦ МП епископ – словно плоть этой системы на решение Синода – обратился к своему народу и… не послушался синодалов. Впрочем, митрополит Александр за автокефалию и под арестом в свое время посидел, и нападение Новинского пережил на родной Ривненщине.
Но это не единственный «подарок» Синода УПЦ.
Он разродился также обращением к верующим, монахам и священникам, которое повторяло уже озвученные тезисы: мол, надо беречь чистоту веры.
«Автокефальный статус… не может быть инструментом в геополитической борьбе».
«Появление второй параллельной юрисдикции в Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, что не только будет угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви в Украине».
«Выход из этой ситуации видится в восстановлении церковного единства в Украине, а не в закреплении церковного разделения путем установления параллельной церковной юрисдикции. Считаем, что для успешного решения этой проблемы нужны другие условия, в частности мир и стабильность в нашем Государстве».
Фото: mefodiy.org.ua
Ходят слухи, что решение синода УПЦ МП должно провозглашаться на литургиях. То есть фактически церковь формирует негативное отношение к инициативам государства, дезориентируя верующих. Церковь, игнорируя мнения лучших богословов автокефальной группы – Петра Зуева, Кирилла Говоруна, воспроизводит московские тезисы. Эта ситуация дает ответы на смежные вопросы. Может ли быть верующий, но абсолютно необразованный провинциальный человек, как блаженнейший Онуфрий, главой церкви? Не может. Потому что отсутствие интеллектуальной смелости (да и интеллекта как такового) под влиянием манипуляторов уничтожает церковь. А сам он превращается в посмешище.
Таким образом, процесс продолжается. Выношенный в мечтах в мае Синод Вселенского патриархата пока не проведен. (Мнения были разные, кто-то говорит, что они запутывают следы, перенося дату, кто-то говорит, что Синод и не планировался в мае). Но, в любом случае – все идет по процедуре. Подождем.
Лана Самохвалова, Киев
По материалам: www.ukrinform.ru