Запрещенные слова: Гриневич завернула проверку учебников из-за «нелепых примеров»

Запрещенные слова: Гриневич завернула проверку учебников из-за "нелепых примеров"

Экспертная группа с участием педагогов и ученых проанализируют и пересмотрят методические рекомендации для осуществления антидискриминационной экспертизы учебников. 

Соответствующее поручение министр образования и науки Украины Лилия Гриневич дала профильному заместителю министра и руководителю Института модернизации содержания образования, ответственным за печать и экспертизу учебников. Министр также прокомментировала пример из методических рекомендаций, в котором шла речь об использовании эпитета «соловьиный язык» к родному языку и который повлек дискуссию в социальных сетях, сообщает пресс-служба МОН.

«Это понятие «соловьиный язык» относительно украинского языка надо использовать, можно и надо. Это уже поэтическая традиция, которая стала частью нашей культуры. И мне кажется, что если мы говорим о методических рекомендациях, которые были относительно антидискриминационной экспертизы учебников, это как раз ее слабые места, где приведены полностью неудачные примеры. И именно поэтому я как министр дала поручение вернуть эти методические рекомендации для анализа и доработки», — объяснила Гриневич.

Она также сообщила, что учебники уже третий год подряд проходят антидискриминационную экспертизу. В 2016 состоялось пилотирование методики, а в 2017 и 2018 проходила полноценная экспертиза. Все, кто выполняют антидискриминационную экспертизу учебников, прошли обучение по сертификационной программе, являются кандидатами и докторами наук, которые представляют разные заведения высшего образования, общественные организации Украины, или являются соответствующими сотрудниками МОН.

«Прежде всего, важно уточнить, что антидискриминационная экспертиза не является гендерной. Она касается противодействия дискриминации по этническому происхождению, дискриминации по возрасту, полу, состоянию здоровья и т.п. Мы выявили в учебниках очень многие недопустимые ситуации. Например, с одной стороны, если идет речь о человеке с инвалидностью или преклонного возраста, то всегда показан абсолютно немощный человек. Это абсолютно оспаривает тезис о большой роли в обществе, которую могут играть и старшие люди, и люди с инвалидностью. Более того, когда мы смотрим, как изображен класс детей в учебнике, вы не увидите ребенка с особыми потребностями, например, ребенка на коляске, а мы должны воспитывать у детей чувство достоинства каждого человека. И сейчас для нас приоритетом является инклюзивное образование. Конечно, это касается и дискриминации по половому признаку, когда учебники ориентированы только на ограничение роли женщины домохозяйством. Да, женщина остается хранительницей очага, но мы хотим показать через учебники и то, что женщина может выполнять и различные профессиональные роли, когда женщина может быть чрезвычайно талантливым ученым, экономистом и работать в целом спектре профессий, которые также доступны для мужчин», — рассказала министр.

Гриневич подчеркнула, что МОН всячески поддерживает развитие семьи и возможности родителей воспитывать детей.

«Антидискриминационная экспертиза никоим образом не подрывает понятие семейных ценностей, более того, мы выступаем за их сохранение. Мы заинтересованы в том, чтобы ребенок мог жить в полной семье, иметь мать и отца, также иметь общение с другими поколениями. Министерство образования и науки будет всегда стоять на принципах тех основ государственности, которые заложены в Конституции Украины. У нас действительно было замечание антидискриминационной экспертизы к одному из учебников, где в конкретном задании, которое звучало так: «Выполните это задание с родителями», была рекомендация в этом конкретном задании заменить слово «родители» на «родственнике». Это не значит, как пишут некоторые корреспонденты в интернете, о том, что нужно везде слово «родители» заменить на слово «родственники», — разъяснила министр.

Читайте также: Гриневич объяснила, почему венгерские учебники Украине не подходят

Она обосновала эту правку тем, что сегодня 3 миллиона детей проживают в неполных семьях, а это — почти 40%. Некоторые из них потеряли отца или мать на фронте, есть также ситуация, когда родители едут на заработки и дети живут с родственниками. Поэтому цель этой правки — с большим пониманием относиться к индивидуальной ситуации каждого конкретного ребенка.

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version