Корреспонденты Укринформа начинают вести свои родительские дневники
Первый раз в первый класс – это всегда шаг в неизведанное. А особенно когда это первый класс новой украинской реформированной школы. Как им там будет, нашим детям? Что придется пережить родителям?
Почему бы не узнать об этом из первых уст? У Укринформа такая возможность появилась: у двух сотрудниц агентства – главного выпускающего редакции маркетинга, пресс-мероприятий и арт-проектов из центральной редакции Марины Ключковской и корреспондента региональной редакции из Закарпатья Татьяны Когутич дети сегодня начали долгое путешествие в страну знаний.
В течение года Марина и Татьяна попытаются вести своего рода «родительский дневник», в котором будут делиться своими впечатлениями, рассказывать об успехах и проблемах маленьких школьников, успехах и проблемах всей школьной реформы.
БУКВА «А» УЖЕ ДО КОНЦА СЕНТЯБРЯ…
— В этом году мой второй сын идет в первый класс, – пишет в «дневнике» Татьяна Когутич, мать первоклассника сельской Лоховской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней. – Со старшим мы проходили это аккурат в прошлом году, поэтому воспоминания еще очень свежие и, ко всему, есть с чем сравнить. И хоть живем мы в селе в 13 км от Мукачево – но добираться до города удобно, так что в принципе – мы рассматривали и вариант отдать детей учиться в городскую школу, где есть секции, бассейн и тому подобное. Впрочем, взвесив все “за” и “против” (особенно на примере старшего сына, год обучения которого показал, что самое трудное – это вставать утром и собираться в школу, и так пять дней в неделю), решили, что в начальной школе дети будут учиться дома, в селе.
…В школу мы собирались с радостью – как, наверное, каждый ребенок, который стремится в неизвестность с присущим ему интересом и восторгом. А если к этому всему еще добавить разные интересные вещи – рюкзак, пенал, ручки-карандаши-фломастеры (“Мам, может, давай и циркуль купим, чтобы ровные круги рисовать, потому что карандашом будет криво?”), статусные, в определенном смысле, вещи для каждого ребенка – так вот кем ты был до сих пор, перефразируя старый мультик: обычный ребенок, а теперь ты – школьник, первоклассник! И это таки звучит гордо!
Учитывая, что большая часть одежды (даже вышиванка, которая в нашей школе, к слову, является традиционной праздничной формой, потому что на линейки и школьные праздники девочки и мальчики приходят в вышиванках) у нас была, сборы в школу не вытащили слишком большой суммы из семейного бюджета. Приобрели удобную обувь, потому что за лето ножка выросла, несколько маечек и регланов.
А вот в плане школьных принадлежностей, здесь расходы немного выросли по сравнению с прошлым годом – потому что кроме всего остального в связи с реформой стали необходимыми еще две вещи: бокс для школьных вещей и коврик-каремат для занятий на улице.
С боксами (было решено купить обычные пластиковые судочки за 80 гривен, с крышкой и ручками) вышла смешная история. Мы бросились их покупать почти в последние дни – и натолкнулись на дефицит: в хозяйственных магазинах города боксы нужного объема разгребли. Когда спрашивала у продавцов, смеялись в ответ: “Что, пани, ведете ребенка в первый класс? Так уже не ищите, нигде в городе нет, берите или меньше, или больше!”
Ну, в конечном итоге проблему решили и таки купили. Удобство этого ноу-хау оценили сразу же. Старший сын в прошлом году в первом классе пользовался для хранения альбомов, красок, кистей, пластилина, ножниц и т.д. папкой… А как ребенок запихнет в папку вещи? Правильно – как влезет. Следовательно, уже через месяц альбом имел далеко не лучший вид, ну, а кисточки и другие разные полезные для развития правой – творческой – части мозга мелочи оттуда постоянно выпадали. Из бокса же ничего не выпадает!
Коврик для занятий на школу должны были дать, по легенде, даже по два – один для занятий в классе, второй – на улице. Но поскольку в области имеем “наличие отсутствия” большинства вещей в школах, которые должны были дать из государственного финансирования для введения стандарта НУШ – несмотря на все заявления от уровня министра до областной чиновницы от образования – на родительском совете решили, что лучше купить по одному коврику индивидуально: все равно в хозяйстве, как у нас говорят, пригодится.
Словом, при сборе первоклассника нашей семье реформа НУШ обошлась сравнительно недорого – всего на 150 грн дороже, чем в прошлом году на сборы в нереформированный первый класс.
…Области и государству реформа обошлась значительно дороже. Как сказала на отчетной пресс-конференции директор департамента образования Закарпатской ОГА Анна Сопкова, “столько денег, как в этом году, на образование в области не выделяли еще никогда со времен Независимости”.
Анна Сопкова
Речь о 40 с лишним миллионах гривен, выделенных государством на область в качестве образовательной субвенции и более 18 миллионов гривен, выделенных из областного бюджета по образовательной программе.
В нашем классе первоклашек будет 22. Следовательно, как само собой разумеющееся, мы должны были получить технику для учителя (упомянутый ноутбук и принтер), многофункциональную доску, парты, коврики, методические материалы для предмета “Я исследую мир”. По состоянию на 1 сентября получили… ноут и принтер. Все остальное обещают: как только – так сразу. Мол, район не провел вовремя тендеры, вовремя не распределили между школами: ждите! Что-то — до конца сентября, что-то — на начало октября, остальное – в ноябре.
В учительской среде даже анекдот из жизни ходит – про одну школу из соседнего Свалявского района, где администрация полностью доверилась профильному министру – и ждет нового оборудования для первого класса по стандартам НУШ. Они побелили стены, покрасили пол, вынесли из класса все старые вещи и ждут первоклашек с голыми стенами. А НУШ не идет!
В нашей школе учитель решила действовать по принципу “на министерство надейся, да сам не дремай”. Следовательно перешла из класса, в котором учила детей 35 лет, в другой – более просторный, сделала новые стенды – по зонам, как книжка пишет, закупила за свой счет методические материалы для работы на первое время, нашла дистрибьютора, которая обеспечила рабочие тетради для детей (в целом, набор для каждого первоклассника родителям обошелся примерно в 250 гривен), игровую зону сделали общими усилиями из того, что есть: родители принесли из дома привычный настенный коврик, он и будет на первое время игровым. Старые парты расставили “ромашками” по две – поэтому дети будут сидеть не в рядах, как велел старый стандарт, а группками – по четыре. Доской пользоваться будут пока старой – она, повезло, имеет магнитную секцию.
Учительница, как удалось заметить за несколько встреч перед 1 сентября, к НУШ готова. Напрасно говорят – реформы делают молодые, когда есть задор и желание, знаете, у опытных еще больше шансов на успех! Собственно, такой вывод я сделала после первых родительских собраний. Их для нас провели в формате “утреннего круга” – у деток теперь так будет начинаться каждый урок.
Родители на занятии с учителем по принципу "утреннего круга": каждый пишет, каким должен быть ребенок в новой украинской школе
— Это очень хорошее, я считаю, нововведение, – убеждает нас, родителей, Ольга Гонак, учитель высшей категории Лоховской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней. – Отныне день в школе у нас будет начинаться с утреннего круга, мы будем садиться на стульчики в круг, я буду расспрашивать детей о настроении, с которым они пришли, мы будем разговаривать, будем играться – и только потом начнутся собственно уроки.
Каждое утро ребенок должен приходить и ставить отметку о своем настроение — грустный он или веселый
Среди родителей эти игровые нововведения, откровенно говоря, воспринимаются не на большое “Ура!”. Есть четкое убеждение, что в школе дети должны учиться — они достаточно наигрались, мол, в садике. Больше всего раздражает миф о “трех буквах до декабря”: мол, и что же они там будут делать на уроках, если до декабря всего три буквы выучат!
— Это действительно миф, весь букварь мы изучим до конца первого класса, и первая буква А у нас по планам уже в конце сентября.
Ольга Андреевна рассказывает также, какие уроки будут у детей.
— Основные уроки, как и раньше, это украинский язык – письмо и чтение и математика. На них отведено по 5 часов. Три часа – физкультура, также – искусство, мы решили объединить в этот предмет рисование и музыку, чтобы ребенок пол урока пел, а потом рисовал. Новый предмет – это “Я исследую мир”. Но он объединяет в себе известные нам дисциплины – “Естествознание”, “Основы здоровья”…
Учитель подчеркивает, что в отношении этого нового предмета ей и нашим детям повезло – в том смысле, что живем на природе.
— Дети с детства учатся видеть, понимать и воспринимать окружающий мир, они видят, как растут растения и животные, как из семени, брошенного в землю, прорастает колосок или огурец, они ближе к окружающему миру, чем городские дети, они уже исследователи, – считает учитель.
Ключик к успеху в работе с детьми по НУШ, считает учитель, такой:
– Надо иметь хорошо подвешенный язык и любить играть с детьми. Ну, и не бояться изменений – иногда стоит изменить себя, даже имея звание и 35 лет педагогического стажа. Ведь мир вокруг меняется!
А завершу первую разведку в своем “Родительском дневнике” установкой, которую первая учительница на встрече дала нам, родителям.
— Ваша задача дома, как и наша здесь, в школе, – раскрывать этот талант и давать веру в себя. Поэтому будьте мудрыми: если видите, что писать закорлючки у ребенка не получается, никогда не говорите, что некрасиво или у тебя не получается. Вместе дотяните черту в нужном направлении и скажите, что очень красиво написал, ты молодец, но если бы еще немножечко тут подтянуть – было бы просто супер!
«С УВАЖЕНИЕМ, ТВОЯ УЧИТЕЛЬНИЦА»
— В этом году моя дочь Вика пошла в первый класс, и ей “посчастливилось” начинать свою школьную жизнь именно во время реформ и перемен, – делает запись в «дневнике» Марина Ключковская, мама первоклассницы УВК «Счастливский учебно-воспитательный комплекс». – А может, все-таки повезло?
За год до учебы дочка начала посещать подготовительные курсы в школе, а Дед Мороз на Новый год под елку положил уже нужный и правильный подарок – школьный рюкзак со всеми вспомогательными канцтоварами. Понемногу дома велись разговоры о взрослении, школе, ответственности, но видимо мы с бабушкой таки перестарались, поскольку летом на отдыхе моя маленькая Викуся заявила, что это ее последнее лето детства.
31 августа ей исполнится 6, и в первый же день нашего седьмого года жизни мы идем в первый класс. О конфликте между мной и бабушкой с дедушкой, прабабушкой и прадедушкой лучше не говорить ничего, поскольку мысли людей таких разных поколений, не в обиду никому, очень разнятся. Меня считали тираном, который отнимает у ребенка часть детства, и это было постоянное давление. Набравшись терпения, я стояла на своем, и поддерживала меня в этом только учительница, которая занималась с дочерью. Именно ее слова о полной готовности, и о том, что не пойдя в школу сейчас, мы сделаем шаг назад – сыграли решающую роль.
УВК “Счастливский учебно-воспитательный комплекс”, в который мы попадаем по месту жительства, в свое время выпустил меня, поэтому все в нем мне должно было быть знакомым, родным и близким. Но…школа будто переродилась: все отремонтировано, заменены все окна, обновлено школьное оборудование, мебель.
В этом году в нашей школе будет 4 первых класса, в каждом в среднем по 25 детей. Классы современные, полностью укомплектованные: новые современные парты (каждый ребенок имеет свое индивидуальное место), интерактивная доска с проектором, а также современная яркая мебель, и стены тоже красивые с рисунками, совсем не такие, как раньше…
Родителей к этому процессу не привлекали ни морально, ни материально, и это прекрасно.
Помню первое собрание родителей будущих первоклассников. Много вопросов задавали директору, учителям, школьному психологу: что такое эта Новая украинская школа? Сколько нам, родителям, придется за все это платить? Сможем ли? Хорошо ли это для детей? Нужна ли медицинская справка? Все было немного сумбурно, директор едва успевал отвечать и успокаивать. Но все равно сомнения большинства родителей так и не покинули, потому что как-то все выглядело очень позитивно, а мы все же к хорошему не очень привыкшие.
Медицинская справка не исчезла, но это хорошо. Мы посетили офтальмолога, хирурга-ортопеда, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, сдали несколько анализов, времени на это ушло немного, и усилий тоже, клиники выбирали самостоятельно, что очень упростило всю процедуру. Когда речь идет о здоровье ребенка, дополнительные обследования лишними точно не бывают.
Второе собрание, которое прошло в мае, было уже более конкретным, детей распределили по классам, и после общей информации в актовом зале от директора и завучей, мы пошли каждый в свой класс уже своих учителей.
На наши бесконечные вопросы ответила учитель высшей категории Анна Недогибченко, которая за своими плечами имеет 39 лет педагогического стажа.
— В этом году министерство предложило несколько вариантов программ, которые можно выбрать для обучения в начальной школе. Мы выбрали ту, в которой учтены все познавательные возможности и потребности детей. Учебники для новой украинской школы еще в печати, школа получит их примерно 20 сентября. К тому времени будем использовать те, которые есть в библиотечном фонде школы. Для класса купили интерактивную доску, новые парты, стенку, некоторые дидактические материалы.
Информация о уроках и времени пребывания в школе наших первоклашек нас очень порадовала: 35 минут и всего лишь 3 урока в день, в 11 часов ребенок уже свободен и может отдыхать.
Что касается одежды, то дети должны выглядеть опрятно и ходить в школу в форме, родители покупают ее самостоятельно и выбирают на свой вкус. Единственное пожелание, которое мы услышали, – чтобы она была удобной для детей и имела сдержанный цвет..
За несколько дней до 1 сентября моя дочь начала заметно волноваться. Она стала более сдержанной, менее игривой. Мы пару раз наблюдали, как она сидит на диване с совершенно взрослым взглядом. Кто знает, где были ее мысли, и на вопрос – все ли хорошо, что ее волнует – Викуся отвечала сдержанно и сухо: "Все хорошо". Хотя все мы понимали, что это и есть детское осознание той незнакомой “взрослой жизни”.
Перед 1 сентября прошло последнее родительское собрание. Директор нашей школы – Юрий Йовбак – после общего собрания зашел в каждый из четырех первых классов и поздравил родителей.
Праздник первого звонка в нашей школе состоялся 1 сентября, несмотря на выходной. В этот день все детки и гости приходят сюда в традиционном украинском наряде.
Поэтому накануне мы заказали шарики на праздник, купили вышиванки для всей семьи и затаили дыхание. Ведь маленькие люди идут во взрослую жизнь, где все для них новое и еще неизвестное.
За день до Праздника первого звонка будущие ученики получили письма. Для большинства из них оно было первым в жизни. "Вітаю! З радістю повідомляю, що тебе зараховано до найкращого у світі 1-А класу. Впевнена, в школі ти знайдеш багато друзів, а навчання буде для тебе цікавим. З повагою, твоя вчителька”, — прочитала моя первоклассница.
…После торжественной линейки первокурсников пригласили на традиционную первую кашу. Видимо, волнение взяло-таки свое, детвора активно взялась есть, неважно, что не для всех гречка – любимое блюдо.
Конечно, очень хорошо, что школы понемногу обновились и учителям закупили разные материалы на магнитах, игры, пазлы, доски и прочее, однако все эти процессы нуждаются в поддержке.
Пообщавшись с учителями, понимаю, что и они тоже имеют определенные сомнения, не хотят, чтобы мода на новую школу прошла так быстро, как на одежду. Изменения должны быть стабильными, чтобы через 10 лет уже можно было получить реальный результат.
Укринформ
По материалам: www.ukrinform.ru