Всемирно известная компания Starbuсks якобы отказалась от работы в Украине, потому что для украинцев ее кофе слишком дорог. “Ой, тю!”, — так и хочется сказать…
О том, что Starbucks – крупнейшая в мире международная сеть кофеен быстрого обслуживания – в ближайшее время не выйдет на рынок Украины, недавно сообщила глава офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив. По словам Ковалив, “учитывая имеющуюся сегодня конкуренцию, продукция Starbucks довольно дорога для украинского потребителя”. Далее цитируем: “Со Starbucks труднее, СМИ уже несколько раз сообщали о его выходе на рынок, и мэр (Виталий Кличко. – Авт.) об этом тоже говорил, но позже Starbucks сообщал, что не выходит на рынок Украины. На сегодня четких сроков и видений выхода на рынок нет, но если посмотреть на рынок Украины, то понятно, что для этой компании он не является большим", – сказала глава инвестсовета.
Странные аргументы, раз уж Starbucks сегодня присутствует в 65 странах мира, в том числе и в тех, которые в международных рейтингах доходов на душу населения стоят позади Украины с ее 127-м местом. Например, во Вьетнаме, Египте, Индии, Марокко, Алжире, Центрально-Африканской Республике. Наверное люди, которые занимаются инвестиционными делами Украины на высшем уровне, что-то такое знают о намерениях именитых кофеваров.
Кофе за три-пять “баксов?” Подумаешь, какие-то копейки!
Как известно, Starbucks – один из самых ожидаемых брендов на рынке Украины наряду со шведским торговым гигантом IKEA, приход которого президент Петр Порошенко торжественно презентовал, и H&M, который уже открылся в Киеве.
Однако, если причина нерешительности видится в низкой оценке нашей платежеспособности, то можно только посочувствовать близорукости американских коммерсантов. Слабо они знают нашего брата! Для некоторых украинцев купить на последние деньги новенький “мерседес” или брендовое платье, залезть по уши в долги ради последней модели “айфона” или гироскутера – привычное дело. Как и потратить сотню-другую на дорогую “безделушку”, вид которой будет вызывать завистливые вздохи окружающих. Короче говоря, “понты” – дороже денег!
Для значительной части украинцев статусность – это все. В обществе, где успешность измеряется высокими должностями, квадратными метрами, гектарами, кожаными салонами, драгоценными корпусами и брендами-брендами-брендами, иначе место под солнцем, увы, не всегда завоюешь.
Да и вообще! Достаточно один раз заглянуть в государственный реестр деклараций уполномоченных лиц, или день-два потусоваться в центре Киева, или проехаться по его пригородам, чтобы понять реальную платежеспособность украинской элиты. Столько дорогих импортных машин (не “евроблях”!) на местных дорогах и столько фешенебельных имений представители Starbucks мало где увидят. И что их владельцам те несколько долларов на кофе с фирменной “сиреной” на модном бумажном стакане – пусть это даже символ Нью-Йорка, самого крутого города в мире!
Кто-то заметит, что основной потребитель Starbucks – все же не богачи, а обычный средний класс, для которого качественный кофейный напиток – это ежедневный продукт питания и в определенной степени ритуал. Но у нас и таких людей предостаточно! Ну, может меньше тех, кто готов потратить в первые три месяца на продукты Starbucks 500 долларов (14 тысяч грн по нынешнему курсу), чтобы получить карту постоянного клиента.
Неужели Starbucks испугался конкуренции с украинскими “копальнями” кофе?
Если говорить серьезно, то выход на украинский рынок таких компаний как Н&М, IKEA и, мы надеемся когда-нибудь Starbucks – прежде всего сигнал, что Украина выходит из кризиса и становится ближе к западному миру. Выход IKEA – сигнал, что в Украине в большой степени решен вопрос коррупции, выход Starbucks, что Украина становится модернизированным обществом, которому близки американские ценности и, вообще, англосаксонская культура.
Впрочем, относительно Starbucks рядовые украинцы тоже проявляют немало скепсиса.
Иными словами, американские кофевары в Украине действительно могут “пролететь” – культура потребления кофе у нас уже достаточно сильно развита. Чего только стоят успехи Львова, кофейни которого славятся на пол-Европы. Да что говорить, если в Украине даже отдельные заправки стали больше кафе, чем “бензоколонками”.
Поэтому Starbucks вряд ли может существенно изменить местную кофейную культуру. “У нас даже в лучших кафе лучший кофе стоит не больше двух евро. Поэтому предлагаемый уровень Starbucks украинцами положительно воспринят не будет. Тесты показывают, что украинцы уже разбираются в качестве кофе и быстро поймут, что и к чему в Starbucks”, — отмечал ранее Андрей Длигач, бизнесмен и общественный деятель, соучредитель общественной платформы “Новая страна”.
О том, что для американской кофе-компании в ее международной экспансии, при всех очевидных выгодах, существуют подобные риски, говорит красноречивый факт: в 2008 году Starbucks объявила о закрытии 61 из 84 кафе в Австралии. Эксперт по стратегическому менеджменту университета Сиднея, Ник Уейльс тогда объяснил их неудачу именно тем, что «компании Starbucks не удалось постичь австралийскую кофейную культуру». Что ж, бывает…
Оксана Полищук. Киев
По материалам: www.ukrinform.ru