Голосование жителей ОРДЛО на украинских выборах: «плюсы» и «минусы»

Голосование жителей ОРДЛО на украинских выборах: «плюсы» и «минусы»

Не попытается ли враг воспользоваться упрощением процедуры голосования для влияния на результаты выборов

Центральная избирательная комиссия упростила процедуру голосования на выборах Президента и парламента для переселенцев из Донецкой и Луганской областей. Чтобы воспользоваться своим правом голоса, им теперь не нужны никакие документы, кроме паспорта. Раньше от граждан требовали документально подтвердить необходимость временного изменения места голосования – то есть, предоставить свидетельство переселенца. Упрощение касается и жителей временно оккупированных территорий Донбасса. Для участия в голосовании им также не нужно подавать никаких документов – кроме паспорта гражданина Украины: «Избиратели, избирательный адрес которых зарегистрирован на временно оккупированных территориях районов, городов, поселков и сел, их частей в Донецкой и Луганской областях, границы и перечень которых определяются Президентом Украины в порядке, предусмотренном Законом Украины "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях", могут не прилагать к заявлению документы, подтверждающие необходимость временного изменения места голосования».

Как напомнил в комментарии Укринформу генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель, ничего принципиально нового этим постановлением Центральная избирательная комиссия не предложила. Подобное решение, которое касалось упрощение процедуры голосования для внутренне перемещенных лиц, в том числе – и переселенцев из Крыма, Центризбирком принимал и перед выборами 2014-го года. «Самое важное, что это даст возможность проголосовать людям, которые не зарегистрированы как внутренне перемещенные лица. А таких, по неофициальной статистике – несколько тысяч», – подчеркнул Алексей Кошель.

Стимулируем или рискуем?

В случае с переселенцами такое упрощение, безусловно, является позитивом. А как с жителями временно оккупированных территорий? С одной стороны это – тоже наши граждане, имеющие право избирать Президента и парламент. С другой — не попытаются ли враги Украины воспользоваться таким «окном возможностей» с провокационной или деструктивной целью?

Понятно, что выборы в Украине – это не какой-то неподконтрольный процесс. Законодательством предусмотрены предохранители от возможных нарушений и несанкционированных воздействий. В частности, человек не сможет в день голосования просто прийти с паспортом на избирательный участок и требовать выдать ему бюллетень. Ведь о своем желании голосовать нужно сообщить заранее – не позднее, чем за пять дней до выборов, Причем, не в участковую комиссию или теризбирком, а в отделение ведения Государственного реестра избирателей по месту ожидаемого голосования. Но достаточно ли таких предохранителей?

«Некоторые риски незаконного использования на будущих выборах «электорального потенциала» временно неподконтрольных районов Донетчины и Луганщины действительно существуют», – говорит в комментарии Укринформу председатель Единого координационного центра «Донбасс» Олег Саакян.


Олег Саакян

Впрочем, желающих им воспользоваться, по мнению эксперта, стоит искать на подконтрольной территории страны, а не в оккупированных районах или «за поребриком». Воплотить сценарий, по которому упрощением правил голосования могут воспользоваться главари прокремлевских боевиков или их российские патроны, довольно сложно. И желаемого нашим недоброжелателям результата это не принесет. Ведь для того, чтобы принять участие в выборах, гражданин должен дважды пересечь линию разграничения: заранее, чтобы зарегистрироваться как избиратель, и непосредственно в день голосования. Кроме того, о намерении посетить подконтрольную Украине территорию человек должен заблаговременно сообщить нашим силовикам. При этом массовый завоз жителей временно оккупированных районов автобусами для использования в так называемых «избирательных каруселях» также невозможен: украинские правоохранители не пропустят такие группы. Да и чисто технически КПВВ на Донбассе не смогут справиться с резким ростом потока желающих попасть на подконтрольную Украине территорию.

Зато ситуацией могут воспользоваться либо политические силы, имеющие административное влияние на местах, приближенных к зоне боевых действий районах, или те, кто имеет доступ к админресурсу на центральном уровне, считает Олег Саакян:

«Мы хорошо помним о практике использования на выборах в Украине «мертвых душ» и о том, что иногда она даже имела определяющее влияние на результаты голосования. Админресурс могут задействовать, учитывая то, что базы данных граждан есть не только в силовых структурах, но и в учреждениях социальной защиты и других государственных органах. Следовательно, доступ к ним сравнительно несложен. Этим могут воспользоваться некоторые представители административной вертикали. И получим ситуацию, когда часть людей, которые даже не выезжали с неподконтрольных Украине территорий, странным образом «проголосуют» на выборах. Но это тоже довольно дерзкая и очень сложная схема. Поэтому, думаю, пойти на этот шаг могут только в крайнем случае – если действительно катастрофически не хватает голосов», – говорит эксперт.

Впрочем, несмотря на сложность этой «схемы», для кого-то «овчинка таки может быть стоит выделки». Ведь проверить, голосовали ли зарегистрированные в неподконтрольных районах люди, на самом деле, очень сложно. Поскольку списки пересекавших линию разграничения, есть только у силовых структур. То есть, это не «мертвые души», которых легко вычислить, просто поинтересовавшись, живы ли они или нет и живут ли по указанным адресам, к примеру, опросив соседей…На оккупированные территории с такой целью не поедешь.

Символический шаг, требующий логического продолжения

В целом же, несмотря на определенные риски, Олег Саакян считает решение Центризбиркома важным символическим шагом. Это – хороший месседж от государства не только для внутренне перемещенных лиц, а и для жителей временно оккупированных территорий. Следующим логическим шагом, по мнению председателя Единого координационного центра «Донбасс», было бы утверждение механизма участия переселенцев в местных выборах, что станет примером воплощения системной государственной политики. Напомню, сейчас внутренне перемещенные лица не имеют возможности проголосовать за депутата-мажоритарщика на парламентских выборах и вообще не участвуют в местных выборах.

«С одной стороны – это вполне естественно, поскольку они де-юре не являются представителями тех или иных территориальных громад. С другой – де-факто абсолютное большинство внутренне перемещенных лиц чувствуют себя полноценными членами новой громады: они работают на этих территориях, платят налоги в местные бюджеты, пользуются местной инфраструктурой, в тамошних школах учатся их дети…», – напоминает генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.


Алексей Кошель

Он призывает безотлагательно изменить механизм регистрации граждан. Ведь сейчас для того, чтобы получить регистрацию, человек должен быть собственником жилья или иметь документы о его легальной аренде. А в 99,9% случаев владельцы арендуемых помещений отказываются давать разрешение на регистрацию. Не имеют такого права и проживающие в ведомственных общежитиях, на базах отдыха или в оздоровительных лагерях. Зато, получив штамп в паспорте, человек станет полноценным членом территориальной громады – в том числе, получит право голоса на местных выборах.

«И достичь этой цели очень просто. Переняв опыт многих цивилизованных стран (к примеру, Германии или Канады), которые пользуются куда более простым механизмом регистрации. Там, чтобы зарегистрироваться в том или ином населенном пункте, гражданин не обязан спрашивать разрешения у владельца дома или квартиры. Он лишь сообщает о своем желании зарегистрироваться в органы местного самоуправления, – говорит Алексей Кошель. – И именно такое упрощение регистрации, отказ – не только юридический, но и практический – от советского механизма прописки, позволит каждому внутренне перемещенному лицу сделать для себя выбор: хочет ли он оставаться представителем Донецка или Луганска (пусть даже формально) или желает стать полноправным членом той громады, где сейчас живет», – считает эксперт.

Такой механизм, по его мнению, позволит также решить ряд проблем (в том числе, связанных с выборами), с которыми сталкиваются внутренние трудовые мигранты, не имея возможности в день голосования ездить к месту регистрации.

Что же касается реализации избирательных прав жителей временно оккупированных территорий, то эксперты считают, что Украина не должна особо стимулировать их к участию в голосовании. Но и бояться этого не стоит. Хотя, напомню, некоторые «зрадофилы» и говорят, что речь идет о дополнительных возможностях для участия в выборах априори «ватного» электората, который, мол, может испортить нам всю избирательную картину. Эксперты напоминают, что немало зазомбированных российской пропагандой людей живут по всей Украине. А во временно неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей и в аннексированном Крыму живут сотни тысяч украинских патриотов, для которых личное голосование на президентских и парламентских выборах может быть определенным символом.

«Этот вопрос является производным в рамках общественного дискурса, который поможет решить: должны ли мы стимулировать выезд людей с оккупированных территорий и заинтересованы ли в том, чтобы как можно больше украинцев бежали от оккупантов. А стимулирование их только к выезду в день голосования не имеет никакой ценности – ни для общества, ни для украинской государственности», – резюмировал Олег Саакян.

Владислав Обух, Киев

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version