Первая предпосылка нового дыхания – это осознание того, что главное сопротивление реформам — на самом деле в народе, а не во власти
Речь Мирослава Мариновича, произнесенная 11 сентября 2018 года в Центре Шептицкого в рамках Дней Украинского католического университета во Львове:
ПЕРЕХОД ОТ ТАКТИЧЕСКИХ МАНЕВРОВ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ВИДЕНИЮ
В последние десятилетия амплитуда эмоций в Украине зашкаливает: мы то взлетаем на вершины майданного энтузиазма, то падаем в пропасть постмайданного разочарования. Когда-то в советское время об этом сказали бы: «С нами не соскучишься».
Понятно, что наши эмоции нуждаются в коррекции. Разочарования контропродуктивны. Они расслабляют, от них опускаются руки. Они побуждают человека искать виноватых в его неудачах. Другое дело – неудовлетворенность достигнутым. Тогда мозг работает на обнаружение того, что тормозит, и на поиск путей исправления ситуации.
Джефри Вилз. Фото: ucef.org
Наш приятель Джефри Вилз, услышав от меня в 2015 году первые разочарованные нотки, сказал: «Почему вы, украинцы, хотите перепрыгнуть широкую реку одним прыжком? И мучаетесь, что этого вам не удается сделать? Мы, англосаксы, твердо знаем, что каждая большая дорога состоит из маленьких шагов, и всех их надо по очереди пройти».
Возраст и пережитый опыт позволяют мне уверенно сказать, что путь, который Украина уже одолела, фантастически большой. По меркам тех надежд, которые лелеяли украинские борцы Движения сопротивления в лагерях, сегодня Украина обеспечила себе определяющие предпосылки своего развития: получила и сохранила политическую независимость, выстояла в «гибридной» войне с Россией на протяжении трудных четырех с половиной лет, реорганизовала свою экономику после всех саботажных акций и российских блокад. Одного безвизового режима было бы достаточно, чтобы бывших граждан СССР, зажатых в непроницаемых границах, сделать абсолютно счастливыми.
Итак, не ужасаться нам надо от осознания того, сколько еще предстоит пройти, чтобы достичь уровня жизни рядового немца, а разложить тот путь на сравнительно небольшие отрезки и шаг за шагом их одолеть.
Это вступление мне был нужно, потому что иначе непонятно, почему мы нуждаемся в новом дыхании, если еще совсем недавно на Майдане вдохнули воздух полной грудью. Действительно, это был звездный час для Украины, когда за несколько месяцев мы пережили изменения, на которые при других обстоятельствах потребовалось бы нескольких десятилетий. Однако исчерпание майданного дыхания имеет под собой конкретные причины, которые нам и надо рассмотреть.
Фото: Олег Маркевич
Начну не с власти, а с нас самих. Если на Оранжевой революции народ еще верил в «доброго царя/мессию» и поэтому кричал: «Ющенко, Ющенко!» – то на Революции достоинства он уже избавился от этой иллюзии и «Порошенко! Порошенко!» не кричал. Однако подчеркнул другой вариант этой общественной иллюзии: патернализм. Нет, прошедшие горнило Майдана, поверившие в собственную способность изменить страну, потом явили чудо волонтерского движения и сделались становым хребтом возрожденной армии. Но общество в целом все еще ожидает, когда счастливым его сделает кто-то сверху, все еще обвиняет во всех бедах киевскую власть. И так, увы, будет голосовать на ближайших выборах.
Поэтому первая предпосылка нового дыхания – это осознание того, что главное сопротивление реформам – на самом деле в народе, а не во власти. Это народ предпочитает держать в руках старую синицу коррупции и кумовства, нежели решиться ловить в небе журавля нового стиля жизни. Но если этого хочет электорат, то почему он винит во всем власть? Для большинства украинцев жить честно и по правилам – это действовать себе во вред. Поэтому найти новое дыхание – это распрощаться с вечно комфортным для нас нытьем, что «все пропало»; это избегать не менее комфортного для нас вывода, что «эта власть не наша, она нам враждебна», что «они все такие». У нас та власть, которую пока что заслуживает народ, который хочет, чтобы менялись все, кроме него самого.
Вторая причина – это, конечно же, состояние нашей политической элиты и недостатки нынешней государственной администрации. Элита по определению должна вести за собой народ, но куда вести – она на самом деле не знает. Над нами все еще витает рок давнего вопрос Леонида Кучмы, поставленного депутатам Верховной Рады: «Скажите мне, какое государство мы строим, и я его буду строить». Следовательно, во всех трех ветвях власти не хватает стратегического видения развития государства, зато преобладает тактическое маневрирование, в котором учитываются не столько интересы государства, поскольку они не продуманы, сколько собственные интересы и интересы своих кланов. Поэтому ими и руководствуются, когда принимают политические решения.
Кто-то может мне возразить: за последние годы в Украине наплодили немало «стратегических видений» – следовательно, государство над этим работает. Но эти стратегии становятся скорее «кормушкой» для имитаторов, чем настоящим осмыслением потребностей государства. Они мертворожденные, поскольку на самом деле никто не собирается их воплощать в жизнь. Люди привычно объясняют эту бесплодность действующих стратегий недостатком профессионализма или злой волей, граничащей с саботажем. Однако главная проблема здесь – в ценностях, которыми живет наша верховная и низовая политическая элита.
Сегодня в киевских властных коридорах идет интенсивная и серьезная «мужская» работа: формируются новые партийные альянсы, перегруппировываются силы, покупаются и продаются позиции, ведутся жестокие подковерные войны – и от этого, конечно же, в какой-то степени будет зависеть стратегическое будущее Украины. Но это ничего общего не имеет с формированием стратегии развития государства. Когда ведешь ярые рукопашные бои в окопах, некогда взглянуть, как выглядит общий амфитеатр войны. Поэтому привлекательные лозунги на билбордах типа «Новый курс для Украины» – это банальная политтехнологическая имитация, лишь оттеняющая идейную бесплодность нынешнего украинского политикума.
Имитация демократических механизмов и ценностей, а также имитация верховенства права неизбежно вырождаются в имитацию стратегирования. Духовное состояние нынешней элиты – экстракт того, что творится в народе. А экстракт имеет свои особенности: в нем концентрация какого-то вещества больше. Другими словами, именно для элиты наиболее характерна эта логика: жить честно и по правилам – действовать себе во вред. Так что напрасно мы апеллируем ко власть имущим, призывая их сформулировать вероятное и перспективное стратегическое видение развития страны. Настоящая стратегия вырастает на должной ценностной платформе, которая задает правильный угол зрения.
Итак, нам нужна смена ценностной основы, что повлияет на изменение угла зрения. Иначе мы утонем в информации о киевских ристалищах и торгах, так и не поняв, куда же направляется (или дрейфует) Украина. Поэтому я предлагаю уяснить для себя несколько основополагающих предположений, из которых, по моему мнению, следует исходить.
Первое предположение – это категорический императив независимости. Она является необходимой предпосылкой всего остального. Следовательно, независимость нуждается в защите, причем с обеих сторон. Во время войны мы должны защититься от внешнего врага, и поэтому боевое состояние армии – первоочередная забота. Но надо нам защититься и от нас самих. Потому что если можно совместить два стремления: государственную независимость и идеальное руководство – то это прекрасно. Но если нет, то приоритет должна иметь независимость Украины. Действительно государственный народ скорее временно смирится с неидеальным руководством, чем поставит под угрозу свою независимость. Опыт Израиля здесь может быть весьма полезен.
Второе предположение – это категорический императив справедливости. Он является определяющим сразу для трех сфер.
Первая из них – это должное правосудие, верховенство права. Народ должен иметь Верховного Арбитра, иначе для восстановления справедливости он прибегнет к насильственному самосуду или пригласит «арбитров» другой страны.
Вторая сфера – это социальная справедливость. Фазу «дикого капитализма» с его неконтролируемым обогащением одних и обнищанием других пора завершать, если не хотим новых социальных потрясений. Социальная неудовлетворенность – это лом, которым путинская пропаганда расшатывает политическую стабильность в Украине.
Третья сфера – это национальная справедливость, то есть, гармония сосуществования разных этносов в единой украинской политической нации. Опасным здесь является как нарушение интересов и культурных потребностей коренных народов – украинского и крымскотатарского, так и нарушение человеческих прав национальных меньшинств. В трещины в этой гармонии Путин сует свой лом так же охотно.
Поэтому мы должны сохранить сформированный на Майдане общий фронт с теми русскоязычными украинцами, россиянами и другими нацменьшинствами, которые так же, как и мы, хотят жить в цивилизованном государстве.
Третье предположение – это категорический императив ценностей. Изменить Украину означает изменить украинца, а изменить украинца означает изменить «клад, у которого лежит его сердце» (сравн. Мт. 6, 21), то есть изменить его ценности. А если ценности не изменить, то не ожидайте, что наша дикая яблонька родит вкусные груши.
Понимание приоритета ценностей тяжело дается народу. Потому он убежден, что когда «рыба гниет с головы», то с головы она должна и выздороветь. Однако нас должен был бы убедить опыт Иоанна Предтечи, призывавшего Ирода и его жену Иродиаду ступить на правильный путь.
Закономерность здесь проста: если в обществе не работают т.н. социальные лифты, а потому на вершинах власти не оказываются морально примерные люди, то движение за духовное возрождение должно начаться снизу. Поэтому я и надоедаю всем своим постоянным рефреном: учимся у Иисуса, ведь библейская история является для нас моделью.
Вектор действий Иисуса Христа лучше всего понять на фоне упреков Иуды. Тот искренне верил, что Иисус – будущий царь Израиля. Но если Ты – царь, то почему не общаешься с сильными мира сего, а мыкаешься среди бедноты, рыбаков и проституток? Стань царем, приди к власти, прими правильные законы – и народ послушно изменится.
Однако Иисус действует ровно наоборот, ибо закон не делает человека праведным, а его совесть – тот Божий закон, записанный в сердце. Вот почему Иисус не рвался во властные коридоры, где власть имущие становятся рабами своего греха, а искал среди простого люда тех, кто мог изменить ценностную основу своего поведения, кто мог обратиться к праведной жизни. Так Иисус сплачивал вокруг себя новый народ Божий, закладывал новый духовный организм в старом – и все это со временем оказалось мудрейшим «бизнес-планом».
Как можно было бы реализовать этот Иисусов сценарий в нынешней Украине? Я вижу по крайней мере два пути.
Один сценарий – длительный, болезненный и непрочный. Скорее всего, наше уныние углубится, и враг придет к выводу, что настало время взять реванш. Предполагаю, реальная попытка его станет тем побуждением, который принудит народ к духовной мобилизации. Вот, например, поставит Путин в удобное время руководителем объединенных «ДНР/ЛНВ» «законного президента Украины» Виктора Януковича, чтобы оттуда начать «свержение фашистских узурпаторов». Если Януковичу удалось стать триггером двух предыдущих Майданов, то почему не мог бы он стать причиной третьего?
Украина действительно поднялась бы на очередной Майдан, который стряхнул бы с тела все, что ему мешает. Но был бы ли этот Майдан мирным и ненасильственным? Поднял бы он человеческий дух и развернул ли его к ценностям? Сегодня на руках у людей много оружия и существенно снижен порог применения насилия. И злости накоплено много. Так что нового Майдана Украина могла бы и не пережить.
Но тот, кто стремится построить государственность снизу, должно браться не за вилы, а за ум. Поэтому я лично хотел бы другого возвышения Украины – полной мобилизации носителей ее светлого духа. Я мечтаю о том, что в нынешней морально полуразложившейся «куколке» в один благословенный момент быстро сформируется «бабочка» нового общественного тела, который сразу выступит в четкой моральной субъектности. Такой организм сразу объединил бы тех носителей истинных ценностей, которые готовы к новой жизни, и стал бы той «критической массой», с которой началось бы «цепное» преображение Украины.
Борис Гудзяк. Фото: Даниил Шамкін
Однако здесь сразу встает вопрос, который часто задают мне слушатели: а где тот лидер, вокруг которого выкристаллизируется то морально совершенное общественное тело? И здесь мне придется повторить мысль, которую я недавно высказал в своей лаудации владыки Бориса Гудзяка. Да, украинцы привычно жалуются на нехватку лидеров, так же вечно ожидают политических мстителей и борцов. А Господь не дает их не потому, что скуп и равнодушен, а, похоже, потому, что имеет свою программу для этой страны. Именно поэтому в то время, когда Украина стремительно погружалась в карнавал власте- и сребролюбия, когда на арену выходил человек пользы, Господь посылал нам для противовеса молитвы людей, людей высокого величия духа. Таким был светлой памяти Блаженнейший Любомир Гузар, таким является президент нашего Университета владыка Борис Гудзяк. Не потому ли они нам были даны, что Украина нуждается, прежде всего, в духовном преображении, которое станет основой преображения политического и экономического?
Любомир Гузар. Фото: Павел Багмут
Ни в каких нынешних стратегических планах, составленных в чиновничьих кабинетах, духовное преображение народа не предусмотрено. Ведь управленцы занимаются практической работой, а не морализаторством и утопиями. Однако эта кажущаяся практичность оборачивается постоянными потерями. Ибо все те «трезвые» стратегии развития не реализуются из-за того, что наш человеческий материал не соответствует должным стандартам. Поэтому мы и живем в мире имитаций. Поэтому за каждым майданным подъемом наступает разочарование, поскольку народ постоянно съезжает в давно проторенную колею, ведущую в никуда.
Махатма Ганди. Фото с сайта satyam-shivam-sundaram
Поэтому украинцам следует осознать всю неизбежность задания, сформулированного Махатмой Ганди: «Если желаешь, чтобы мир изменился, – сам стань этим изменением!». В Украине должна в конце концов появиться общественно-политическая сила, которая будет соответствовать глубинной матрице древнекиевской культуры и ее ценностной основе, и одновременно будет на острие современных мировых тенденций.
Эта сила должна обладать по меньшей мере тремя важными признаками.
Во-первых, она должна была бы заботиться о том, чтобы выиграть не выборы, а человеческие умы и сердца. Причем не обмануть их, не сманипулировать человеческими потребностями, а убедить людей в необходимости жить согласно с Божьим Законом. Для этого нужны не ловкие политтехнологи, а готовность к жертве. Первые выборы эта сила должна была бы проиграть, потому что только на поражении проверяется прочность ее убеждений. Иначе с чего было Небесному Отцу, чтобы убедить людей, посылать Сына на жертву?
Во-вторых, эта сила должна четко уяснить и объяснить, что она планирует менять и как. Это должен быть окончательный разрыв со старыми управленческими привычками и процедурами, в которых – несмотря на поверхностную декоммунизацию – удобно устроился бессмертный совок. Мерилом здесь должны быть не интересы управленческого клана, а достоинство человека.
В-третьих, эта новая общественно-политическая сила должна преодолеть главный барьер на пути общественного активизма – межчеловеческое недоверие. Чтобы тебе доверяли, ты должен научиться не предавать. Чтобы на тебя положились, ты должен держать обещания. Чтобы не ранили тебя, ты должен не ранить других.
Итак, я призываю к духовному неповиновению – но на сей раз не власти, а нашим ложным коллективным стереотипам и собственным соблазнам. А это означает утверждение духовной альтернативы всему, что разрушает наш духовный мир:
— нас склоняют изменять – мы будем верны своим идеалам;
— нас заставляют продаваться – мы станем неподкупными;
— нас приучают врать и халтурить – мы будем ответственными;
— нас толкают к вражде – мы будем искать взаимопонимание;
— нас убеждают, что жить честно – значит обречь себя на проигрыш – мы же будем уверены, что от циничной безнравственности проигрывают, наоборот, бесчестные.
Потенциал для этого в Украине есть, альтернатива в лице молодого поколения уже вызревает, идеи уже бродят – не хватает только того импульса к самоорганизации, дающегося только по воле Святого Духа, Который и «очищает нас от всякой скверны».
Однако отсюда не следует, что нам надо обреченно ждать. В свое время меня поразили кадры замедленного фильма об ударе молнии. Так вот, казалось бы, ствол огня должен падать сверху к земле. А оно не совсем так. Сначала небольшой канал молнии прорывается из земли вверх – и только тогда в него попадает главный ствол молнии.
Следовательно, наши усилия являются необходимыми, а в каком-то смысле и определяющими. Особенно это касается молодежи. Стоит ли ждать, когда «взрослые дяди» заведут вас в тупик, чтобы потом консолидироваться, как это было на предыдущем Майдане? Почему не консолидироваться уже теперь, заставив политиков модернизировать страну? Кто лучше молодежи знает, что устаревший, неповоротливый и проржавевший государственный корабль не переправит народ через бурные воды нынешней цивилизации? Будущее откроется вам только тогда, когда вы будете стучать в его дверь.
Потому-то струя молодецкой энергии должна активизировать поколения двух революций и тех, кто его уже подпирает. Новое дыхание может и должно начаться с вашей крепкой груди, и это должна быть струя очищенного воздуха. Вас теперь называют поколением войны – станьте же поколением духовного обновления, духовного аджорнаменто. Станьте тем лучистым духовным стволом, который, как предтеча молнии, вырвется из глубин нашего общества к Небу. В этом вам точно поможет Господь, ибо сказал св. Августин: «Бог создал нас без нас, но спасти нас без нас не может».
Именно это и означают слова пророка Исаии: «Стелите Господу дорогу в пустыне, прямыми сделайте в степи путь нашему Богу! Пусть каждая долина заполнится, и всякая гора и холм да понизится! Пусть пропасти станут равниной, а досадные кручи – низиной! Тогда слава Господня явится, и все творение узрят ее вместе, потому что так прорекли уста Господни» (Ис. 40, 3-5).
«Збруч»
Первое фото Назарий Пархомик / theukrainians.org.
По материалам: www.ukrinform.ru