Святейший Варфоломей снова заверил – право и обязанность Вселенского Патриархата – объявить Автокефалию Украинской Церкви
До принятия Синодом Вселенского Патриархата решения о предоставлении Украинской православной церкви Томоса об автокефалии Укринформ делает обзор недельных событий церковной жизни.
Предыдущие обзоры читайте здесь и здесь.
У многих религиозных людей есть такая уверенность, что в Великий пост, предшествующий Пасхе – их часто преследуют неприятности, тяжелые обстоятельства, большие или меньшие страдания, ну, одним словом – скорби, через которые надо прийти, потому что так должен уходить литургический год. Если ты хочешь его пройти со Спасителем, то должен поститься и обстоятельствами. Но в то же время на Страстную (последнюю перед праздником) неделю, где-то с четверга, все эти неприятности отступают, отходят, все рассветает, потому что уже заметны свет, покой и радость Пасхи. И если последние годы были для униженного украинского православия Голгофой, то то, что проживают верующие люди сейчас, – это уж точно Великий четверг. Но не только верующие: это будущее единение породило множество признаний, интернет-мемов: “Я агностик Киевского патриархата”, “Я атеист Киевского патриархата”, или – я буддист, мусульманин, католик… и все остальные соответственно. Таким образом, хотя и не канонически, граждане Украины выражают православным украинцам свою солидарность и сочувствие.
Укринформ предлагает вместе переосмыслить события минувшей недели – одного из временных отрезков, которые приближают автокефалию.
И ВНОВЬ ПРОКУКАРЕКАЛ ПЕТУХ, ИЛИ СИНОД УПЦ МП ПОВЕЛЕЛ ИЕРАРХАМ ЭТОЙ ЦЕРКВИ УХОДИТЬ В СХИЗМУ
25 сентября в Киево-Печерской Лавре состоялся священный Синод УПЦ МП, который выразил свое отношение к назначению Константинопольским Патриархатом экзархов до Киева, назвав его «грубым вмешательством во внутренние дела» УПЦ МП и «нарушением ее канонической территории». Синод УПЦ МП заявил, что экзархи Константинопольского Патриархата архиепископ Памфилийский Даниил и епископ Эдмонтонский Иларион должны покинуть каноническую территорию Украинской православной церкви». Епископату Украинской православной церкви велено приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата.
Предстоятель УПЦ МП Онуфрий
Несмотря на готовность церковного народа, общества, журналистов и аналитиков к таким действиям, я бы назвала это одним из наиболее драматических и болезненных моментов истории великой и когда-то уважаемой церкви. Иерархи, которые прислуживают Москве, – одни из жадности, другие по интеллектуальной ограниченности – пригласили церковь в раскол, скомандовали ей отход от мирового православия. Есть множество богословских метафор о том, что такое раскол. Одна из них – это рана на теле Спасителя. Именно поэтому некоторые из священников «услышали» в этом решении стук молотка и звон гвоздей на распятии. А кто-то услышал кукареканье петуха, которым Господь предрек Петру (руководителям УПЦ МП) об отречении последнего. Простое священство встало перед сверхсложным моральным выбором – с кем быть: с иерархами собственной церкви или отойти и присоединиться к Единой Поместной. Я думаю, что некоторое облегчение люди получили от реакции Константинополя. Практически через час после решения Синода один из самых заметных иерархов Константинополя, этнический украинец, интеллектуал Иов Геча выступил с реакцией.
«Украинская православная церковь Московского патриархата не имеет права требовать, чтобы экзархи Константинопольского патриархата покинули Украину. По какому праву УПЦ МП осуждает Вселенский патриархат, если в межцерковных отношениях УПЦ МП не является самостоятельной единицей в ведении диалога, она не является субъектом, не ведет переписки, в которой участвует исключительно РПЦ», – заявил владыка Иов.
Он также добавил, что десять лет назад не экзархи, а сам Вселенский патриарх приезжал в Киев, без приглашения со стороны УПЦ МП, «и все равно церковь под руководством митрополита Владимира выбрала тогда не путь конфронтации, а путь диалога и взаимопонимания».
Затем в комментарии Укринформу владыка Иов рассказал такие детали визита 2008 года: «Покойный митрополит Киевский Владимир (Сабодан) приехал встречать Вселенского в аэропорту, потому что не желал конфронтации с Фанаром и с Всесвятостью, которого он очень уважал. Напомню, что тогда же в 2008 году в Киев прилетел покойный патриарх Московский Алексий, и все они сослужили со Вселенским на Владимирской горке. Кстати, после Литургии состоялась первая их встреча тет-а-тет после Эстонского кризиса. И два предстоятеля тогда согласились, что нужно возродить подготовку Святого и Великого Собора, которая была приостановлена из-за этого конфликта».
«Если УПЦ МП так независима, почему ее нет среди других поместных Церквей за столом официальных диалогов между православной Церковью и другими христианскими конфессиями? – спрашивает владыка Иов. – Где же она была во время подготовки Святого и Великого Собора? Если она так независима, почему ее не было на Святом и Великом Соборе? И почему она не восприняла документов этого собора, даже не рассмотрев?».
В принципе, все, что чувствовала образованная часть клира и духовенства УПЦ МП, – был неописуемый стыд за все высказывания предстоятеля УПЦ МП и других прицерковных деятелей, которые повторяли пассаж о том, что, мол, греки виноваты в развале Византии.
Дело в том, что в истории Греческой церкви есть просто величественные страницы защиты веры. И России просто нечем похвастаться рядом с ними. Если в Российской империи после победы революции 1917 года народ массово начал притеснять священство, таскать за бороды и помогать рушить церкви, то греки сразу после взятия Константинополя начали свою борьбу не только за национальное освобождение, но и за христианскую идентичность. Они создавали тайные христианские школы в тех районах, где христианство было запрещено. За возвращение христианского государства боролись монахи, епископы, один из патриархов был распят за помощь повстанцам прямо после Пасхальной службы, за что был признан мучеником. Упрек грекам за падения Византии умножает число проявлений позорной безграмотности нынешней УПЦ МП. Можно не быть интеллектуалом, как блаженнейший Онуфрий, но – стыдно настолько не знать историю церкви.
БИТВА ЗА УКРАИНУ НАУЧНЫХ АРГУМЕНТОВ: ГРЕКИ VS МОСКВА
Я бы никогда не сравнивала просвещенного и непросвещенного монахов, образованного и не очень образованного священника или епископа, потому что считала, что это не главное. Ведь даже в нашей Киево-Печерской лавре лежат мощи самого образованного человека эпохи Нестора Летописца и мощи Нестора Некнижного – и каждый послужил Богу. Но в битве за Украину вокруг нас сплотились, кажется, лучшие интеллектуалы Вселенского православия. Свет Восточной церкви – это свет ее разума (ну это же так заметно – минимальное число языков, которые знают епископы Константинополя, начинается с трех, кроме греческого. – Автор), молитвы и мужества – и Константинополю удалось сохранить все три составляющие. Зато епископы УПЦ МП, которые тащат церковь в раскол, выглядят рядом с ними просто частью российского православия, в которое снова вернулся Петр первый, и где церковь так и не вырастила собственные достоинство, милосердие и жертвенность и живет по приказу Кремля.
О чем собственно идет речь. На прошлой неделе на греческом сайте напечатано историческое исследование, которое проводилось при поддержке образовательного фонда банка National Bank of Greece. Исследованием отмечается, что право хиротонии было предоставлено Москве "по финансовым причинам", "по необходимости" и "носило временный характер". Таким образом, Вселенский патриарх "имеет право и обязанность проявлять материнскую заботу о церкви Украины в каждом случае, когда признает необходимым", говорится в документе.
Вселенский патриарх Варфоломей / Фото: GOA
Хочу напомнить, что это вторая по счету историческая работа, с которой Константинополь в настоящем времени заявляет свои права предоставлять Украине автокефалию. В начале сентября во время Синкаса святейший Варфоломей, делая доклад об Украине и праве матери-церкви, сказал, что ему был предоставлен 90-страничный доклад профессора Макария Кристополиса, который глубоко изучал этот вопрос.
Вместе с тем, широкой общественности хотелось бы сообщить, что большинство прозвучавших в докладах аргументов уже звучали в украинском пространстве. Почти два года назад в украинских медиа был напечатано доклад и интервью профессора богословия Константина Ветошникова, который исследует акты Константинопольского Патриархата византийского периода Киевской митрополии, а также внутренние акты Киевской митрополии, которые сохранились с тех времен, когда митрополиты переехали в Московское царство, но продолжали оставаться Киевскими митрополитами.
Только одна цитата: "Очевидно, что патриарху Московскому не было предоставлено никакого подчинения или изменения юрисдикции митрополии (что запрещено канонами), но было дано только разрешение совершать хиротонию митрополита. Это было сделано только из пастырских соображений и ввиду политической ситуации в регионе. Это разрешение было дано как доверенность, как экзарху (представителю), и только для администрирования. Вероятно, по этой причине патриарх Дионисий после ухода с патриаршей кафедры называет патриарха Московского «экзархом»… Киевская митрополия не должна была быть интегрирована в административную систему Российской Церкви. Несмотря на то, что сохранение канонических прав Вселенского престола относительно митрополии не сформулировано четко, тексты не отменяют их.
Одно из условий этой передачи не было соблюдено Русской Церковью: выборы митрополита перешли в руки Российского Синода, поминовение Вселенского патриарха прекратилось, и привилегии митрополита были отменены, даже сама митрополия перестала существовать как церковная единица", – говорится в докладах. Подробно почитать вы можете по этим и этим ссылками.
РАЗГОВОР ВСЕЛЕНСКОГО И МОСКОВСКОГО, ИЛИ О МУЖЕСТВЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ…
Если в предыдущем разделе речь шла о разуме церкви, то в этом я бы хотела поговорить о ее мужестве. Тот самый сайт Ортодоксия.инфо напечатал беседу Вселенского патриарха Варфоломея и патриарха РПЦ Кирилла 31 августа. Той самой встречи, которой мы все так боялись. Боялись, что Вселенский патриарх не выдержит угроз и шантажа, с которым ездят российские церковники. Нам всем было достаточно радостного известия, что патриарх Варфоломей не сломался и не отступил от своего решения, а неожиданным утешением на пути к автокефалии стало обнародование стенограмм разговора двух патриархов и присутствующего при нем митрополита Илариона Алфеева ("Лаврова" РПЦ).
Отметим, что греческий сайт создал пробную русскоязычную версию, поэтому перевод разговора несовершенен, но большинство украинских изданий взяли его в работу, отредактировали – и десятки тысяч читателей увидели, что церковь – это не только набожность и разум, но еще и смелость… Смелость сказать патриарху, который тесно связан с Кремлем, о том, что украинская паства РПЦ не воспринимает. Что глава РПЦ не может ездить в Украину, что об автокефалии просят украинский парламент и президент. Интересно, что патриарх Московский оперировал теми же московскими аргументами, мол, украинская власть – это 8%, хотя под обращением парламента стоит большинство голосов народных депутатов, оперировал штампами о родстве русского и украинского народа и просил о диалоге (диалог – это такой инструмент задержки и торможения события).
Патриарха РПЦ Кирилл, Вселенский Патриарх Варфоломей / Фото с сайта usapostclick.com
Примечательно, что Вселенский патриарх осведомлен о тех интервью и клевете, которые продуцирует РПЦ в адрес Вселенского и пригрозил присутствующему здесь митрополиту Алфееву церковным проклятием за то, что он клевещет на Мать-Церковь.
Московский патриарх: — Считаю, что диалог – это более полезно, чем ошибки, которые будут нарушать единство православия.
Вселенский патриарх: — Ни в коем случае Вселенский Патриархат не нарушил единства и согласия. Это делают те, кто хотят подрывать авторитет Константинопольской Матери-Церкви, те кто пытаются унизить ее.
Московский патриарх: — Вы имеете в виду нас, Святейший?
Вселенский патриарх: — Именно вас.
Московский патриарх: — Поэтому и мы приехали сюда, Святейший, чтобы разъяснить этот вопрос.
Вселенский патриарх: — Вы, Святейший, говорите о том, что у вас есть миллионы верующих и что вы обладаете благодаря этому политической силой. Но сколько из этих миллионов были крещены? Сколько из них ходят в церковь на богослужение? Для Православия никогда число верующих не было критерием. Наоборот, всегда критериями были святые правила, традиция и канонический порядок.
И еще один эпизод, который привлекает внимание. Эпизод, в котором Святейшество грозит церковным проклятием митрополиту Алфееву – митрополиту, ведающему внешнеполитическим направлением и считается едва ли не самым влиятельным иерархом РПЦ. "Церковный Лавров" дома щедро давал интервью, рассказывая, что, мол, автокефалию будут покупать за деньги. Но впервые, якобы безнаказанный и могучий, дипломат и друг всея правоохранителей Московского княжества" Алфеев виновато стоял, когда его Святейшество прямо спрашивал его об этих обвинениях. "Вы заявили, что президент Порошенко подкупил Вселенского Патриарха. Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если вы не можете, вы возводите хулу на Мать-Церковь – и она наложит на вас проклятие", – сказал патриарх митрополиту, продолжая: "Это недопустимо, когда вы сознательно лжете…"
* * *
Эти слова, это столкновение двух позиций войдут в учебники истории, научные работы, публицистические статьи. А лично для меня они являются утверждением двух истин. Первая – что все церкви-победители, которые опираются на силу государства, оказываются побеждены, когда церковь опирается на Абсолют. И вторая истина: не существовало тотальной изоляции украинского православия от мирового. Вселенский Патриархат не хотел нарушать статус-кво, надеясь на силу и разум Москвы и на объединительные процессы, которые и инициирует. Но в итоге поняли, что Москва – постоянный источник раскола, поскольку Вселенский Патриархат всегда следил за ситуацией в украинском православии, иерархи Константинополя всегда имели общение с иерархами УПЦ КП, а некоторые греческие и клирики Вселенского Патриархата (теперь я могу признаться) сослужили со священниками Киевского патриархата.
ПОЗИЦИИ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ
Тем временем, постепенно начинают формироваться позиции поместных церквей. Свою поддержку автокефалии заявил предстоятель церкви Кипра.
О мягком невмешательстве и ожиданиях заявила грузинская церковь.
Православная Церковь в Америке сделала заявление, которое можно трактовать в обе стороны. Мол, она поддерживает РПЦ, но не прекращает евхаристическое общение со Вселенской церковью.
Что там говорить, единство церкви – великое дело! Вот в воскресенье на аккаунте Вселенской патриархии было совместное служение двух патриархов – Вселенского Варфоломея и Сербского Иринея. Что сие означает? Как ни дружила бы Сербия с Россией, как ни разделяла бы имперские притязания, но она не уходит в раскол. Она признает первенство Константинополя.
Интересен и такой факт: сразу несколько источников сообщили, что благочинному Нью-Йорка, управляющему патриаршими приходами МП в США епископу Иоанну Рощину отказали в визе США. Еще один пример того, что за слова следует отвечать. (Добавим, что Госдепартамент сделал заявление о поддержке стремления Украины к автокефалии).
P. S. Не факт, что такой ожидаемый нами Синод состоится в октябре. Даты уточняются. Вы видите – какие греки фундаментальные… Но переживать нечего.
27 сентября Его Святейшество вновь заверил, что право и обязанность Вселенского Патриархата – объявить Автокефалию Украинской Церкви. Все будет. Ну сколько вам можно повторять?
Лана Самохвалова, Киев
Первое фото: EPA-EPA / EPA / Olivier Hoslet
По материалам: ukrinform.ru