Оказывается, наши представления о чрезмерных расходах на суды и об избытке юристов – ошибочны. По многим показателям «пасем задних» на континенте
Украинская система правосудия бьет рекорды Совета Европы. Точнее – «антирекорды». Об этом свидетельствуют данные, которые нашли отражение в отчете Европейской комиссии по вопросам эффективности правосудия. Эксперты проанализировали системы юстиции 47 стран (всех государств-членов Совета, кроме Лихтенштейна и Сан-Марино, а также Израиля и Марокко, которые добровольно присоединились к исследованию).
Комментируя по просьбе Укринформа появление отчета, старший научный сотрудник Института государства и права имени Корецкого Николай Серый отметил, что эксперты Еврокомиссии провели поистине масштабное исследование. Поэтому украинские власти и общество должны прислушаться к сделанных специалистами выводам и учесть высказанные ими пожелания и рекомендации. Вместе с тем, учитывая различную степень развития стран-участниц рейтинга, уровень гражданских свобод, традиции и экономическое положение, юрист советует не воспринимать обнародованные цифры буквально, без учета особенностей и всех факторов, влияющих на систему. Собственно, это и решил сделать корреспондент Укринформа, попросив известных юристов прокомментировать основные пункты европейского отчета, подтвердив или опровергнув некоторые мифы об украинской системы правосудия.
Николай Серый
Миф первый. О чрезмерном финансированим и нехватке судей
Несмотря на «внутреннюю» критику за якобы безосновательное постоянное увеличение расходов на судебную систему (практически, каждый раз при принятии Госбюджета), финансирование этой сферы, оказывается, едва ли не худшее из государств-членов Совета Европы – 8,1 евро в год в расчете на одного гражданина. Это в восемь раз меньше, чем в среднем на европейском континенте. Мы опережаем по этому показателю лишь Азербайджан (7,8 евро), который традиционно критикуют за неприемлемое отношение к принципам правосудия.
Количество судей в Украине, по данным отчета, тоже меньше среднеевропейского (14 против 21 на 100 тысяч жителей).
По мнению директора фонда «Де-юре» Михаила Жернакова, частично нехватку судей в Украине можно объяснить нынешним этапом «турбулентности», который страна переживает в процессе реформирования судебной системы. Срок полномочий многих судей истек. Немало представителей судейского корпуса уволились самостоятельно, воспользовавшись выгодными условиями, созданными законодателем в начале реформирования. А возможности назначить на их места других служителей Фемиды пока нет:
«К сожалению, на Высшую квалификационную комиссию судей возложено слишком много обязанностей по назначению судейского корпуса. Это отбор кандидатов и в Антикоррупционный суд, и в Верховный, и обновление состава судов первой инстанции, перевод судей… Одна комиссия из 16 человек не может справиться со всем сразу. Особенно, на начальных этапах судебной реформы, которая должна быть эффективной и от которой ждем быстрых результатов. Но вместо этого мы стали свидетелями существенного торможения. И если с кадровым наполнением высших судебных инстанций уже есть прогресс, то для судов первой инстанции комиссия успела лишь отобрать 600 претендентов, которые проходят тестирование, обучение, но окончательно еще не назначены», – рассказал Михаил Жернаков. А страдают от этого обычные граждане, которые месяцами, а то и годами ожидают рассмотрения своих дел (даже «простейших») в судах.
Михаил Жернаков
Итак, миф о завышенных расходах на финансирование системы правосудия в Украине не подтверждается. Как и мнение о «раздутых» штатах судебных учреждений.
Миф второй. О «заоблачных» судейских зарплатах
В последнее время (особенно после обновления высших судебных инстанций и создания ряда специализированных судов) заработная плата судейского корпуса в Украине стремительно растет. Но и эти заработки по сравнению с европейскими довольно скромны. Хотя, судя по декларациям многих наших судей, зарубежные коллеги могут только позавидовать их достатку: едва ли не большинство украинских служителей Фемиды, «прослужив» плюс-минус 10 лет, имеют в собственности (или в собственности членов семьи) и большие земельные участки, и дома по несколько сотен квадратов, и шикарные квартиры, престижные автомобили, и деньги – на несколько годовых зарплат. Но это – скорее, не признак уважения государства к судейской труда, а проявление «коррупционного фактора», доказывать влияние которого правоохранители берутся довольно редко и крайне неохотно.
При этом юрист Николай Серый напоминает, что в сравнении с оплатой труда других слоев населения заработная плата судей в Украине довольно высокая. Поэтому никаких проблем с недофинансированием судебной системы в части оплаты труда эксперт не видит. Наоборот считает, что темпы роста судейских заработков опережают общие тенденции, характерные для процесса реформирования системы правосудия.
А вот Михаил Жернаков обращает внимание на перекосы в оплате труда представителей судейского корпуса. Скажем, судья первой инстанции по-прежнему получает 16 тысяч гривень. Соответственно, высоким остается степень коррупционных рисков в этом звене. Тогда как член Высшей квалификационной комиссии судей или судья Верховного суда имеет по несколько сотен тысяч гривень в месяц… Такой дисбаланс довольно неестественный и непривычный для европейской судебной практики.
Похоже, миф о высоких зарплатах судей подтверждается частично: по отдельным цифрам да, а по факту – не очень….
Миф третий. О перекосах в предоставлении бесплатной правовой помощи
По данным отчета, в Украине мизерные по сравнению с другими странами расходы на бесплатную правовую помощь (16 евроцентов на человека, в 40 раз меньше, чем в среднем на континенте). По этому показателю мы опережаем лишь Азербайджан и Албанию.
В целом для отечественной системы оказания бесплатной юридической помощи, по мнению Николая Серого, характерны определенные искажения, связанные с нерациональным использованием выделенных на это средств. Если в странах ЕС и в американской системе правосудия деньги по таким программам идут исключительно на помощь малообеспеченным слоям, то у нас их часто используют для политического пиара:
«К примеру, за счет системы бесплатной правовой помощи назначили дополнительных защитников экс-президенту-беглецу Януковичу, который отнюдь не принадлежит к числу «малообеспеченных». И таких случаев много», – говорит юрист. Он считает, что нам нужно не только внимательнее относиться к этой помощи, изучив опыт «цивилизованных» стран, а прежде всего – избавиться от политического подтекста.
Николай Серый напоминает: бюджеты большинства европейских государств значительно больше, чем украинский, поэтому имеют лучшие возможности помогать малоимущим.
«К тому же, нужно учитывать характерную для многих стран Европы миграционную проблему. Сейчас они принимают огромное количество перемещенных лиц, бегущих от войн и катаклизмов. Беженцам юридическая помощь нужна не только в экстремальных случаях, а просто по факту пребывания на территории чужой страны, где большинство из них пытаются получить официальный правовой статус. Поэтому объемы использованных на бесплатную правовую помощь средств растут и за счет этих лиц. Тем более, что соответствующие программы финансируют не только из суверенных бюджетов, но и из общих фондов Европы», – подытожил Николай Серый.
Поэтому, несмотря на отдельные оговорки, миф подтвержден: с бесплатной правовой помощи в Украине далеко не все в порядке.
Миф четвертый. О засилии «прокурорских»
Как отмечают авторы отчета, в Украине рекордно раздутый штат прокуратуры – 24 прокурора на 100 тысяч жителей. Больше (25) – только в России.
Совет Европы и другие международные институты неоднократно нам заявляли о необходимости сокращения числа прокурорских работников. Частично сделать это удалось в процессе кадрового обновления. Но сделано недостаточно, – говорит директор фонда «Де-юре» Михаил Жернаков:
«В нашей правовой системе вообще существует перекос в сторону репрессивного механизма – в стране много и прокуроров, и сотрудников СБУ, выполняющих несвойственные функции. Не занимаются вопросами национальной безопасности, что так важно в условиях внешней агрессии, а иногда просто создают излишнее давление на бизнес», – считает юрист. По его оценкам, это один из немногих стереотипов, который базируется не на «мифологических» представлениях, а на реальных фактах.
Но Николай Сирый другого мнения:
«Если правовая система страны хорошо отлажена, то большого числа прокуроров ей и вправду не нужно. Но если в правовой системе и в жизни общества не все в порядке – много несогласованностей, нарушений, и главное – много различных преступлений, – ограничивать число специалистов, которые способны с ними бороться, конечно же, неуместно», – объясняет он.
Вывод о подтверждении или неподтверждении этого мифа, вероятно, каждый читатель сделает сам для себя. Ведь мнения экспертов разделились.
Миф пятый. О перенасыщении рынка юристами
Да-да. Верите вы или нет, а в Совете Европы говорят о нехватке в Украине юристов (опять же, в расчете на душу населения)… Казалось бы, начиная с 90-х наши учебные заведения «поставили на крыло» стольких специалистов по юриспруденции! Каждый коммерческий вуз «счел долгом» открыть юридический или правовой факультет, чуть ли не в ПТУ их выпускали! На самом же деле в Украине их вдвое меньше среднего показателя в Европе.
«Европейская оценка количества юристов связана с тем, что жизнь большинства стран континента имеет высокий уровень интенсивности. Определяющей для этих государств является частная собственность, причем частная собственность среднего уровня, – объясняет Николай Серый. – То есть, ведущую роль в структуре общества играет средний класс. И для того, чтобы обслуживать потребности общества, действительно нужно больше юристов. Для нынешней же Украины, ресурсы экономической активности которой несоизмеримы с странами Европы, людей с дипломом юриста имеем с избытком», – говорит юрист.
По его мнению, стоит говорить не о проблеме количества, а о качестве специалистов. В цивилизованных странах она измеряется не только «механическим» знанием законодательства, а способностью использовать эти знания на практике, умением применять правовые нормы для урегулирования тех или иных ситуаций, проблем или конфликтов. «А юриспруденция в Украине, как и раньше, базируется исключительно на запоминании законодательных норм. При этом не стоит забывать, что законодательство не является совершенным. Оно довольно противоречивое, конфликтное и коллизионное», – считает Николай Серый.
Михаил Жернаков с выводами аналитиков Совета Европы согласен лишь частично. По его мнению, в Украине, возможно, несколько не хватает специалистов на адвокатских должностях. Связано это, в частности, с «адвокатской монополией на представительство интересов, которая со следующего года будет действовать во всех судах. А юристов у нас – «пруд пруди». При этом эксперт приводит данные прошлогоднего отчета ОБСЕ о состоянии правового образования в Украине. Так вот, специалисты подсчитали, что у нас в 11 (!) раз больше юристов-выпускников вузов, чем вакансий на юридическом рынке.
«Учебных заведений, которые готовят юристов (даже на уровне магистра) – больше сотни. При этом для демократической страны, думаю, ненормально, когда юристов, которые потом могут получить доступ к профессии судьи или прокурора, готовят, к примеру, авиационные, ветеринарные или другие вузы. Такая подготовка не может не сказаться на общем качестве правосудия и защите прав человека в Украине», – убежден Михаил Жернаков. Поэтому он считает необходимым уменьшить количество учебных заведений, наделенных правом на подготовку специалистов по юриспруденции, ввести независимое внешнее тестирование выпускников.
Добавлю, что, по данным сайта trud.com, средний уровень зарплаты юристов в Украине не превышает 300 долларов. Тогда как, к примеру, в соседней Польше – 1200 долларов. В России – 450-600 (в зависимости от региона). Конечно же, и в Украине, как и во всем мире, есть категории юристов, чьи заработки достигают нескольких десятков, а то и сотен тысяч «зеленых», но таких сравнительно немного. И откуда эти деньги берутся, в многих случаях – это предмет интереса для прокуратуры…
Однозначного вывода об оправданности мифа про «перебор юристов» в Украине также сделать нельзя. Мнения иностранных специалистов и отечественных кардинально разнятся. Хотя автору ближе позиция Николая Серого и Михаила Жернакова.
Владислав Обух, Киев
По материалам: ukrinform.ru