• Про портал
  • Редакційна політика
  • Редакція
  • Стати блогером
  • Контакти
Неділя, 7 Грудня, 2025
  • Login
Національний Банк Новин
  • Політика
  • Суспільство
  • Економіка
  • За кордоном
  • Спорт
  • Технології
  • Здоров`я
  • Блоги
  • Ще
    • Відпочинок
    • Культура
    • Різне
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result
Національний Банк Новин
  • Політика
  • Суспільство
  • Економіка
  • За кордоном
  • Спорт
  • Технології
  • Здоров`я
  • Блоги
  • Ще
    • Відпочинок
    • Культура
    • Різне
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result
Національний Банк Новин
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика
Главная Общество (РОС.)

В Киево-Печерской Лавре пока спокойно, или Почему России не быть Третьим Римом

Таисия Слепцова Таисия Слепцова
12/10/2018
in Общество (РОС.)
11 0
0
В Киево-Печерской Лавре пока спокойно, или Почему России не быть Третьим Римом
35
ПРОСМОТРОВ

В Киево-Печерской Лавре пока спокойно, или Почему России не быть Третьим Римом

На принципиально важные вопросы Укринформа о последствиях вчерашнего решения Вселенского патриархата отвечает историк Ярослав Грицак.

В пятницу, на следующий день после судьбоносного известия из Стамбула, Укринформ побывал в Киево-Печерской лавре — в самом «пупе» Российской церкви в Украине.

Днем корреспондент отправился в Лавру где-то в 13.30 – на 38 троллейбусе, который едет к самому входу. Людей было немного и между собой те несколько остановок от метро Арсенальная они разговаривали о Томосе. Если коротко, они сомневались, что в ближайшее время в Украине будет создана единая поместная церковь, объясняя это тем, что епископат должен достичь договоренностей, а это — непросто. А еще женщины обсуждали возможность провокаций в ближайшие дни — одна дама поделилась слухом, что на выходные на Лавру будет наступать “Свобода”. В то же время она процитировала Порошенко, который также предостерег от провокаций и заверил, что если они и будут — их организатором будет Россия.

В самой Лавре не было ни большого количества прихожан (насчитал человек 100 во время 45-минутной прогулки), ни усиленной охраны. Из полиции — только экипаж патрульной полиции на конечной остановке троллейбусов и несколько охранников-полицейских в помещении с внутренней стороны ворот главного входа в Лавру.

Итак, в первый день после очень важного решения Вселенского патриархата Русская церковь в Украине живет спокойной жизнью — принимает туристов и верующих “в штатном режиме”. И сегодня ничего не предвещает провокаций. Впрочем, как оно будет, когда тысячи людей придут праздновать Покров — неизвестно.

А тем временем, как все же оценивать это, хоть и не окончательное, но самое важное для Украины решение? Укринформ интересовало несколько вопросов: как расценивать решение Вселенского патриархата — это исторический поворот или пока рано так считать? Насколько корректной является оценка, которая сейчас распространяется в сети, что Вселенский патриархат исправил ошибку Хмельницкого? Наконец, означает ли такой шаг Вселенского патриархата конец церковно-имперских претензий России, в частности фантомной идеи о “Москве — третьем Риме”, которой Россия мучила себя и соседей в течение нескольких веков? Или может эти претензии развеялись еще раньше?

Укринформу отвечает доктор исторических наук, профессор Украинского католического университета Ярослав Грицак:

Решение Вселенского патриархата — это, безусловно, переломный момент, и не только для Украины или России, а для всей Восточной Европы. Русская церковь лишилась монополии на большую территорию. В первую очередь, надо понимать: большинство приходов Московского патриархата — не в России, а в Украине и Казахстане. Без этих приходов Московская церковь становится значительно меньше, а, следовательно, сильно падает ее значение.

В то же время Московская церковь была неотъемлемым элементом политической модели, которая заключалась в том, что государство и церковь были тесно переплетены. И если эта церковь дробится, то ослабевает и эта модель, а значит и государство. А это, кстати, было основой для того, что Путин называл “Русским миром”. То есть это не просто удар по русскому православию, это удар по концепции “Русского мира”. А поскольку эта концепция была опорой для попыток России как империи, то здесь речь идет о чем-то большем, чем об ударе – Россия уже не гегемон, она перестала им быть.

Предоставление Украинской церкви автокефалии можно сравнить с созданием Англиканской церкви. Реформы короля Генриха VIII же по сути стали началом конца гегемонии католической церкви в Европе.

Конечно, с точки зрения учения, христианства, церковь должна быть единой. Однако нет способа создать такую единую церковь, не раздробив перед тем другие, которые стремятся к монополии. Единение может быть между церквями, которые равны. Тем временем Русская церковь никогда не признавала себя равной, она считала себя первой среди всех. Итак, с одной стороны, произошло дробление христианского мира, но с другой, это дробление – путь к объединению.

Что касается Украины, а именно церквей восточной традиции. То есть не только об автокефальной православной церкви, но и о греко-католиках, которые исповедуют тот же обряд. Несколько лет назад Блаженнейший Любомир Гузар говорил, что если дойдет до объединения церквей, греко-католики не будут против, а будут рассматривать это, скорее, как возможность.

Про Мазепу или Хмельницкого в этой ситуации вспоминают люди, которые не знают истории. Ни Хмельницкий, ни Мазепа не имели отношения к предоставлению Москве патриархата. Эта история очень неприятная, которая еще раз указывает на влияние политики на церковь — и тогда, и сейчас политика доминировала над церквями.

Необходимо понимать, что произошло тогда – 500-400-300 лет назад и что происходит сейчас. Тогда определяющим событием эпохи было падение Константинополя в 1453 году — падение старейшей христианской империи, или даже цивилизации, которая существовала тысячу лет. Тогда же Константинопольский патриархат оказался под властью османов. Они, мусульмане, относились достаточно толерантно к христианской церкви — им безразлично, какой кто веры, главное, чтобы платили налоги. Церковь оказалась в очень неудобной и сложной ситуации, следовательно, Вселенский патриархат искал помощи. И эта помощь могла поступить в первую очередь от Московского царства, которое на тот момент было единственным в мире православным государством. Вот только Московское царство выдвинуло свои требования, в частности право на патриархат.

Между прочим, в далекой перспективе решение Вселенского патриархата в отношении украинской церкви будет полезным для России. Это позволит России выйти из замкнутого круга авторитаризма. В идеале церковь не должна быть связана с государством. А чтобы такого не было, церковь должна быть слабой, раздробленной. А в России это, условно говоря, игра: церковь поддерживает государство, а государство делает церковь великой. А решение Константинопольского патриархата ставит под вопрос эту формулу. Это решение открывает путь к нормализации России.

Роль концепции Третьего Рима на самом деле сильно преувеличена. Она была придумана монахом, которого мало кто знал и эту концепцию мало кто исповедовал. Третий Рим — это самоназвание, идея же использовалась против Константинополя, который в трудное время проводил переговоры с католиками. Адепты концепции считали, что Константинополь изменил православию связью с католиками, поэтому и пал. В свою очередь Россия сказала, что это она Третий Рим, потому что не изменяла с первым Римом.

Третий Рим — это попытка превратить Россию в великую мировую державу. Но те времена уже прошли — надеюсь, Россия уже никогда не будет великой мировой державой. И для этого есть основания: сегодня статус государства измеряется не религией и даже не армией, а технологиями. А в России с этим большая проблема.

Николай Романюк, Киев

По материалам: ukrinform.ru

Поделиться3Tweet2ПоделитьсяОтправить
Рига.
Відпочинок

Названо 5 найкрасивіших та бюджетних міст Європи для зимового відпочинку 

06/12/2025
iPhone Fold.
Технології

Apple може повністю відмовитися від фізичної SIM у iPhone Fold 

06/12/2025
Шоу «Холостяк-14».
Культура

Тиждень мов кохання: як пройшов 8 випуск «Холостяка-14» та з ким попрощався Цимбалюк 

06/12/2025
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result
Подписаться на НБН в Telegram Стать блогером на НБН
Національний Банк Новин

  • Про портал
  • Редакційна політика
  • Редакція
  • Стати блогером
  • Контакти

2011-2025. Національний Банк Новин. Використання будь-яких матеріалів, розміщених на сайті, дозволяється за умови посилання на "НБН". Для інтернет-видань обов'язкове пряме, активне, відкрите для пошукових систем гіперпосилання на nbnews.com.ua. Посилання має бути розміщене незалежно від повного чи часткового використання матеріалів. Редакція: Україна, 03124, м. Київ, бульвар Вацлава Гавела, 8

Welcome Back!

Login to your account belowLogin to your account below

Forgotten Password?Forgotten Password?

Retrieve your passwordRetrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.Please enter your username or email address to reset your password.

Log InLog In

Add New PlaylistAdd New Playlist

  • Політика
  • Суспільство
  • Економіка
  • За кордоном
  • Спорт
  • Технології
  • Здоров`я
  • Блоги
  • Ще
    • Відпочинок
    • Культура
    • Різне
Нет результатаNo Result
Посмотреть все результатыView All Result

Go to mobile version