В этот день, 100 лет назад, гетман Павел Скоропадский издал универсал о возрождении украинского казачества.
В частности, в универсале отмечалось: «Для укрепления силы государства Украинского нашего возродить казачество по всем местам его исторического существования на Украине, полагаясь в основе его возрождения на те казацко-рыцарские традиции, что донесла нам история наша со времени прошлой борьбы казацкой Украины за свою свободу».
Как известно из исторических источников, вопрос о возрождении казачества встал сразу после провозглашения Скоропадского гетманом Украины. Уже в первых его законодательных актах — «Грамоте ко всему украинскому народу» и «Законах о временном государственном устройстве Украины», отдельно выделяется такая категория граждан как казаки.
2 июня 1918 года было обнародовано «Отлучное письмо Гетмана Украины о ликвидации частных и вольноказаческих организаций и создание Казацкой Рады», в котором Скоропадский предписывает «принять все меры к тому, чтобы казачество, в которое войдет цвет украинской людности, стало действительно проводником национальной идеи и большим кадром будущей Украинской Казацкой Армии».
В течение лета 1918 года разрабатывались проекты и проводилась предварительная работа, а осенью казачество начали внедрять в жизнь. Но, с самого начала единства и единодушия среди причастных к разработке казацкой реформы не было. В сентябре был представлен проект Устава про Украинское Казацкое Войско.
После гетманского Универсала о возрождении казачества в прессе печатались телеграммы со сборов «крестьян-земледельцев», в которых они полностью поддерживали Скоропадского.
Однако, в дальнейшем формированию казачьих частей помешало изменение военно-политической ситуации в украинском государстве. Уже в середине ноября 1918 Скоропадский заговорил о федерации с небольшевистской Россией, впоследствии началось восстание Директории. А 14 декабря 1918 года гетман отрекся от власти.
Кроме того, сегодня мировая общественность отмечает Всемирный день продовольствия. День отмечается по решению Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) в день ее создания (16 октября 1945 года). Целью Всемирного дня продовольствия является повышение уровня осведомленности населения в отношении мировой продовольственной проблемы и укрепление солидарности в борьбе с голодом, недоеданием и нищетой. Сейчас, согласно последнему докладу ФАО, более 820 млн человек страдают от хронического недоедания. Тема нынешнего Всемирного дня продовольствия — «Наше будущее в наших руках». Ежегодно для празднования этого Дня почти в 130 странах мира проводится большое количество мероприятий — от марафонов и маршей против голода до выставок, культурных программ, конкурсов и концертов. Вместе с тем, сегодня в штаб-квартире ФАО в Риме, пройдет традиционная церемония посвященная Всемирному дню продовольствия. В ней примут участие высшее руководство ООН, король Лесото и королева Испании Летиция, главы государств и министры многих стран мира.
Юбилеи дня:
Фото: twitter
132 года со дня рождения Давида Бен-Гуриона (наст. Давид Иосиф Грин; 1886-1973), израильского политика, одного из создателей государства Израиль, первого премьер-министра Израиля (1948-1953, 1955-1963) , одного из самых известных и ярких политических деятелей ХХ века. Под его руководством были выиграны Война за независимость (1948-1949) и Синайская кампания (1956), произошло изгнание палестинских арабов. Бен-Гурион принадлежал к типу тех политиков, кого принято называть «тяжеловесами». Подавляющее большинство современников характеризовало его как человека крайне авторитарного, впрочем, он себя таким вовсе не считал. Голда Меир вспоминала, что Бен-Гурион очень сердился, когда его обвиняли в авторитарном правлении. Как-то на партийном собрании он обратился к одному из министров: «Скажи мне Нафтали, разве я веду партийные собрания недемократично?» На что Перец Нафтали задумчиво ответил: «Я бы скорее сказал, что партия сама, демократическим образом, решает голосовать именно так, как того хочешь ты». Бен-Гурион ответом остался доволен, потому что это была чистейшая правда, к тому же, первый премьер-министр Израиля был лишен чувства юмора. Если бы не было Бен-Гуриона — Израиль как государство, конечно что был, но был бы совсем иным, нежели сегодня. Именно Бен-Гурион, который стоял у истоков израильской независимости, во многом повлиял на формирование мощного политического заряда этого государства, как будто передав ей частичку своей мощи и настойчивости. Именно Бен-Гурион настоял на том, чтобы на флаге Израиля была изображена шестиконечная «звезда Давида», а не привычная менора — самая распространенная еврейская национальная и религиозная эмблема. Почему? Потому что именно звездой Давида обозначали нацисты евреев во время Второй мировой войны, она была символом унижения, своеобразным клеймом жертвы. Бен-Гурион был очень низкого роста (150 см), а имя, по которому его знает весь мир — псевдоним, взятый им в честь знаменитого еврейского полководца Бен-Гориона. Первый премьер-министр Израиля был не слишком образованным человеком, но отличался любознательностью и постоянно занимался самообразованием. Самостоятельно он изучил греческий, чтобы читать в оригинале Платона, а, увлекшись Спинозой, изучил и латынь. Также Бен-Гурион не был религиозным человеком. Но как дальновидный политик понял, что с религией рано прощаться. Он освободил ортодоксальных иудеев от службы в армии, выходным днем провозгласил субботу, а институт брака оставил в компетенции раввината. Как остроумно заметил один писатель и публицист, «…хотя сам Бен-Гурион и не верит в Бога, но иногда можно подумать, что Бог верит в Бен-Гуриона». И в завершение, вполне серьезная цитата самого Бен-Гуриона: «Родину не дают и не получают в подарок, не получают в результате политических соглашений, не покупают за золото и не завоевывают кулаками. Ее строят в поте лица».
Фото: ua.krymr.com
111 лет со дня рождения Петра Григорьевича Григоренко (1907-1987), украинского общественного деятеля, генерал-майора, одного из основателей Украинской Хельсинской группы. Григоренко был бойцом частей Особого Назначения, работал на предприятиях Донбасса, затем учился в Инженерно-строительном институте в Харькове, в Военно-инженерной академии и в Академии Генерального штаба в Москве. Участник боев на озере Халхин-Гол, Второй мировой войны. С 1945 года преподаватель Военной академии. В 1961 году генерал Григоренко выступает с критикой сталинизма, через три года создает Союз борьбы за возрождение ленинизма. Генерала арестовали, а затем исключили из партии, лишили генеральского звания, боевых наград и пенсии, а впоследствии признали невменяемым и посадили в специальную психиатрическую больницу. В целом он провел в спецпсихбольницах более 5 лет, а в перерывах вынужден был работать грузчиком в гастрономах. Он стал одним из первых, кто открыто защищал права крымских татар и других депортированных народов. В ноябре 1977 года Петр Григоренко выехал в Западную Германию, а оттуда в США. Вскоре после прибытия в Америку Григоренко лишили советского гражданства, но американское правительство предоставило ему политическое убежище. Петр Григорьевич поселился в Нью-Йорке. Там он возглавлял Зарубежное представительство Украинской Хельсинкской группы и выдавал ежемесячник «Вестник репрессий на Украине», впоследствии напечатал книгу воспоминаний «В подполье можно встретить только крыс…» Имя генерала Григоренко, профессионального военного, человека, по словам Семена Глузмана, «чрезвычайно светлого, последовательного и главное — честного» — стоит в одном ряду с именами Николая Руденко, Оксаны Мешко, Левка Лукьяненко, Вячеслава Черновола, Василия Стуса и других борцов с советской тоталитарной системой.
Годовщина смерти:
208 лет со дня смерти рабби Нахмана (1772-1810), выдающегося еврейского религиозного деятеля, основателя брацлавского хасидизма. Умер рабби Нахман молодым — в 38 лет в Умани, куда перебрался незадолго до смерти. До этого жил в Медведевке под Киевом, в Златополе, Браславе (Брацлав; ныне Винницкая обл.). Нахман был правнуком основателя хасидизма Исраэля Баал Шем Това. У него была, по тем временам, достаточно типичная для еврейского юноши судьба: частые переезды, лишения, бедность, ранний брак (в 13 лет). Но уже в детстве Нахман прославился как чрезвычайно мудрый человек, знаток Торы. После паломничества в Святую Землю за ним еще больше закрепилась слава наставника, учителя и проводника. Он учил евреев правильно молиться — «молитесь как дети, просят прощения у отца»; настаивал, что молиться — вернее разговаривать с Богом, надо на родном языке (идиш). А еще завещал быть радостными при любых обстоятельствах: «Служение Господу — радостное действие, подобное танцу». О том, что это и действительно правда, а не вымысел мечтательного и чудаковатого еврейского мальчика, рабби Нахман доказал своей жизнью. Несмотря на жизненные проблемы, он всегда был в хорошем настроении, светлым и жизнерадостным, хотя причин для уныния было немало: от чахотки умерла его жена и два сына, сгорел дом (несколько ночей он должен спать под открытым небом), хватало и завистников среди единоверцев. В 1810 году рабби Нахман, чувствуя близкую смерть, решил поселиться в Умани, где за несколько лет до его рождения состоялось гайдамацкое восстание и пострадало немало евреев. «Души умерших за веру, — говорил он, — ждут меня». Там он умер 16 октября от чахотки и был похоронен на местном еврейском кладбище рядом с погибшими от резни во время Колиивщины. Каждый год, на Рош-ха-Шана (еврейский Новый год) в Умань на могилу рабби Нахмана приезжают тысячи паломников-хасидов. Рош-ха-Шана был его любимым праздником.
По материалам: ukrinform.ru