Обзор основных событий церковной жизни, произошедших после октябрьского Синода Константинополя
Кажется, что последние метры на пути украинской автокефалии уже не кажутся такими напряженными и драматичными.
С одной стороны, юмор стал защитной реакцией для нас всех в этой религиозной войне, которую устроила всему православному миру Россия. С другой – украинская церковь, которую взяла за руку Вселенская патриархия, в эти дни чувствует прямую, косвенную и скрытую поддержку всего мира. Выглядит так, что между кремлевским патриархом – совладельцем всего российского ресурса и влияния, и куском земли Нового Рима, пропитанным верой и кровью мучеников, которые умирали за веру, поместные церкви выбрали последнюю. Пройдемся по основным событиям, которые произошли после октябрьского Синода Константинополя.
В России, которая пугает Украину войной, Кантемировской дивизией и буквально на коленях умоляет всю украинскую паству Московского патриархата «пролить кровь» за право поминать патриарха Кирилла, кажется, уже закончились лояльные Кремлю православные, потому что подключили главного муфтия России, который сказал, что автокефалия Украины противоречит ожиданиям людей и Божественному замыслу…
Теперь, очевидно, надо ждать реакции главного шамана РФ.
Не будем подробно останавливаться на той череде запретительных и карательных мер, которые придумала Моспатриархия, запретив своим прихожанам причащаться в храмах Константинополя, бывать на Афоне, участвовать в литургиях в известных храмах Русской архиепископии, которые принадлежат Константинополю. Один из наших коллег остроумно назвал эту изоляцию «православным чучхе».
Остановимся на реакции Константинополя. Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, которая является экзархатом Вселенского патриархата, в своем коммюнике отметила, что Вселенский патриархат не прерывал общения с Московским патриархатом.
«Уведомляем вас о том, что наша Архиепископия-Экзархат, которая находится в юрисдикции Вселенского патриархата, находится в полном общении со всей Православной церковью. Также уведомляем вас о том, что Вселенский патриархат не прерывал общения с Московским патриархатом и продолжает его поминать в порядке, установленном в диптихе», – указано в документе.
Также в коммюнике указывается, что все православные верующие могут принимать полное участие в литургической жизни и церковных таинствах.
Что это значит? А то, что Константинополь через свои русские приходы в Западной Европе сказал россиянами: мы оставляем двери открытыми. Вы можете вернуться, и мы будем рады, если вы вернетесь. Вы прерываете общение с нами, спрашивает Вселенская церковь? Жаль. Но мы с вами не прерываем этого общения.
Идем дальше… На днях пришла неожиданная хорошая новость от Иерусалимского патриархата. Напомним, что российские паломники, чартерные рейсы частных фондов РФ, которые ежегодно привозили верующих (среди них были и олигархи) на Святую землю, были серьезным финансовым потоком для этой древней Церкви. Также за последние месяцы здесь побывал председатель церковного МИДа РФ митрополит Иларион Алфеев. Поэтому мы не увидели ничего удивительного в новости, например, от середины сентября, где Иерусалимский патриарх призвал верующих УПЦ МП доверять митрополиту Онуфрию (его историческая миссия – быть скромным послушником патриарха Кирилла). Но буквально вчера патриарх Иерусалимский Феофил III обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с письмом о помощи его церкви, тем самым дав четко понять, какую сторону занимает церковь Иерусалима в событиях в православном мире.
патриарх Иерусалимский Феофил III
Письмо от Феофила Варфоломею передал экзарх Иерусалимского Патриархата в Константинополе, архиепископ Анфидонский Нектарий, сообщает греческий сайт Orthodoxia.info.
"Прошли те времена, когда патриархи Востока вынуждены были из-за трудностей путешествовать во все концы мира для того, чтобы просить помощи для своих церквей и таким образом были вынуждены быть уступчивыми", – цитирует сайт экзарха Иерусалимского Патриархата.
Отмечается, что таким образом Вселенский патриарх Варфоломей и патриарх Иерусалимский Феофил III дал "урок истории" молодым церквям.
В письме, в частности, церковь Иерусалима попросила от Вселенского патриархата Святого Миро для его нужд – высшего связующего звена между православными церквями.
И, конечно, изюминкой на торте стало обнародование греческим сайтом Ортодоксия письма 300-летней давности, который Иерусалимский патриарх написал московскому патриарху, когда тот начал аннексию Украинской церкви. Укринформ подробно писал об этих событиях.
Мы писали о незаконном, без кворума, избрании нового митрополита, который через четыре месяца присягнул Москве. В этом письме давний патриарх фактически одергивает «новодел РПЦ», который потянул руки к чужой (имеется в виду Константинопольской) епархии.
А в Украине продолжается подготовка к объединительному Собору. И примечательным является такое событие.
Синод Украинской православной церкви Киевского патриархата утвердил полную и сокращенную формы титула своего предстоятеля. Изменив титул, Синод УПЦ КП фактически намекнул, какое устройство будет иметь будущая церковь и показал, что ради признания и церковного единства церковь готова идти на уступки.
"В связи с изменениями, которые происходят в Украинской православной церкви, принимая во внимание историческую традицию, практику поместных православных церквей и другие существенные обстоятельства, ввести для предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриархата полную и сокращенные формы титула", – говорится в сообщении синода.
В частности, полный титул имеет следующую форму: "Святейший и Блаженнейший (имя), архиепископ и митрополит Киева – матери городов русских, галицкий, патриарх всея Руси-Украины, Свято-Успенских Киево-Печерской и Почаевской лавр священноархимандрит".
Сокращенный титул имеет следующую форму: "Святейший (имя), патриарх киевский и всея Руси-Украины".
В отношениях с другими поместными православными церквами допустимой формой является "Блаженнейший архиепископ (имя), митрополит Киевский и всея Руси-Украины" и производные от него.
Таким образом, разрушается миф Москвы о якобы жадности к власти патриарха Филарета, который хочет умереть в хоть и не признанной, но патриархии. События показывают, что он готов жертвовать такими важными во внешнем мире титулами, только бы оставить своим детям признанную церковь. Поэтому заявления, что он готов возглавить Украинскую Поместную Православную церковь, если ему это доверит Архиерейский собор, звучат вполне уместно. Ждем собора.
Лана Самохвалова, Киев
По материалам: ukrinform.ru