Сегодня в мире отмечают Всемирный день городов, вместе с тем, каждый год, в ночь с 31 октября на 1 ноября, во многих странах мира празднуют Хэллоуин.
27 декабря 2013 года Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 68/239 приняла решение объявить 31 октября, начиная с 2014 года, Всемирным днем городов. Генеральная Ассамблея предлагает государствам, системе Организации Объединенных Наций, в частности ООН-Хабитат, соответствующим международным организациям, гражданскому обществу в целом и всем другим заинтересованным сторонам отмечать Всемирный день городов и повышать осведомленность о нем. В резолюции отмечается, что справедливый и соответствующий потребностям доступ к основным городским услугам является одной из предпосылок стабильной урбанизации, а, следовательно, и социально-экономическому развитию в целом. ООН рекомендует правительствам и партнерам по осуществлению Повестки дня Хабитат пользоваться методологиями планового расширения городских территорий для регулирования процесса устойчивого развития городов, в которых наблюдается быстрый урбанистический рост, с целью предотвращения разрастания трущоб, расширения доступа к основным городским услугам, поддержки обеспечения всех жителей жильем, расширения возможностей трудоустройства и создания безопасных и здоровых условий для жизни. Плановая урбанизация увеличивает способность городов генерировать занятость и богатство, способствует разнообразию и социальной сплоченности между различными классами, культурами, этносами и религиями. Города, спроектированные для совместного проживания, создают возможности, позволяющие наладить связи и взаимодействия, а также способствуют устойчивому использованию общих ресурсов. Этот День проходит под лозунгом «Лучше город, лучше жизнь», однако, ежегодно избирается тема Дня, призванная привлечь внимание к успехам в области урбанизации или к проблемам в этой сфере. В 2018 году акцент сделан на строительстве экологических и устойчивых городов, ведь населенные пункты должны противостоять стихийным бедствиям и предоставлять защиту горожанам.
Кроме того, ежегодно, в ночь с 31 октября на 1 ноября, во многих странах мира празднуют Хэллоуин, или Ведьмину ночь — веселый праздник нечистой силы. Корни Хэллоуина уходят в глубокую древность, еще до христианизации Европы. Тогда языческие кельтские племена праздновали в это время наступление своеобразного нового года, в канун которого отмечался праздник Самайн. Это время — переход к зиме — считали чрезвычайно мистическим периодом. Древние кельты верили, что именно в это время, когда ночи становятся чрезвычайно темными и холодными, когда на юг улетают все птицы, кроме загадочного и немного зловещего ворона, а дни становятся короткими и мрачными — из потустороннего мира в мир людей приходят загадочные существа сиды. Обычно они не вредят людям — просто бродят между ними, слоняясь, как школьник, сбежавший с уроков. Но иногда случаются довольно агрессивные существа — тогда ничего хорошего от них не жди: будут пакостить, а то и вообще — пытаться свести в могилу. Чтобы этого не произошло, нужно было всячески задабривать незваных гостей: оставлять им пищу, подарки, или отпугивать: как вариант — самому стать страшнее сида. Люди в этот период тоже могут побывать в потустороннем мире, а потом вернуться обратно. Конечно, если вести себя там осмотрительно и не нарушать местных законов. Так считали древние кельты и эти верования, несомненно, были связаны с похоронной обрядностью; мир живых пытался, как умел, понять проблему смерти и небытия. Впоследствии католическая церковь начала отмечать 1 ноября День всех святых, а 2 ноября — чтить память всех умерших. Даты были установлены лишь в XI веке, а до того отмечались 13 мая. Таким образом, древние языческие верования смешались с католической традицией, а вера в души умерших, различных духов и сказочные существа трансформировалась в чистейшую нечистую силу. Впервые название Хэллоуина (Halloween) упоминается в 1745 году. Слово происходит от английского Hallowe'en — сокращение выражения All Hallow's Eve — вечер (канун) Дня всех святых, который в свою очередь расшифровывается как All Hallowed Souls Eve — дословно: Вечер Всех Святых Душ. Можно сказать, что сегодня Хэллоуин является всемирным брендом, таким же, как Coca-Cola, The Beatles или Apple. Его логотип — достаточно симпатичную горящую тыкву (так называемый «фонарь Джека»), узнают в любом уголке планеты (если бы было что-то страшное, то потенциальный потребитель бы не клюнул). Огромных бонусов в раскрутке и популяризации Хэллоуина добавили новейшие технологии — кино, телевидение и интернет. И если в первой половине ХХ века об этом празднике знали только в западном мире (преимущественно в англоязычном), то уже сейчас его активно отмечают в странах Востока — Японии, Южной Корее, Китае. По популярности Хэллоуин вплотную приблизился к Рождеству (на третьем св. Валентин). Появилось огромное количество различных «экспертов» по Хэллоуину, которые подробно расскажут, какую тыкву вам выбрать, что с ней надо делать, где вешать или класть (конечно, по фэн-шую), при этом что говорить и думать, что одевать и куда идти. Как показывают исследования, наиболее активными сторонниками Хэллоуина на всех континентах являются подростки, которых привлекает ореол таинственности и мистики, связанный с этим праздником, а также миллионная армия офисных работников, для которых превращение в ведьму, вурдалака (он же упырь) или еще какую-то нечисть (существует множество вариантов) — хорошая возможность хоть на несколько часов выйти за очень жесткие и регламентированные пределы ежедневного протокола и этикета. Относительно правоверных католиков, то они в эти дни вспоминают умерших предков — посещают кладбища, храмы, зажигают свечи.
События дня:
Фото: dw.com
31 октября 1517 года монах ордена августинцев, профессор философии и теологии университета Виттенберга Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов об индульгенции, что стало началом Реформации. Поводом для протеста стала практика индульгенций, введенная Папой Римским Львом X с целью сбора средств на строительство собора святого Петра в Риме. В своих тезисах Лютер выступил не против самого отпущения грехов и индульгенций как таковых, а против злоупотреблений при их продаже. Уже к началу 1518 года тезисы стали известны всей Германии, как на латыни, так и в немецком переводе. На время обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сторонники еще не назывались протестантами. Самого Лютера Папа Римский Лев X и император Карл V назвали еретиком и объявили вне закона. Однако число его сторонников в Германии неуклонно росло. В январе 1521 года Папа Римский, опасаясь, что учение Лютера подорвет устои церкви и поставит под сомнение верховенство Папы в христианском мире, подверг Лютера анафеме. В том же году, после отказа Лютера отречься от своих взглядов, рейхстаг в Ворсе запретил распространение и чтение произведений Лютера, а император Священной Римской империи издал эдикт об аресте Лютера. Но он так и не был выполнен благодаря саксонскому курфюсту Фридриху Мудрому, который взял Лютера под свою защиту в замке Вартбург. В 1529 году Карл V запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с «ересью» Лютера. Однако пятеро немецких княжеств и 14 городов стали на сторону Лютера и объявили официальный протест. Именно с тех пор сторонников движения Реформации стали называть протестантами. Впоследствии это протестное движение спровоцировало глобальные изменения не только в Европе, но и во всем христианском мире, приобретя не только религиозный но и социальный характер, оно повлияло на экономическое, научное и политическое развитие. Сейчас протестантизм является вторым по количеству верующих направлением христианства и насчитывает более 900 млн верующих.
Юбилеи дня:
135 лет со дня рождения Михаила Александровича Злобинца (1883-1937), украинского поэта и культурно-образовательного деятеля. Михаил Злобинец родился в Золотоноше на Черкасщине. После окончания в 1909 году физико-математического факультета Киевского университета учительствовал. Более 20 лет возглавлял уездное общество в Золотоноше; в 1917 году организовал там «Просвита». Во время украинской революции работал в системе народного образования уезда. Был основателем уездных газет «Свободное слово» и «Известия «Просвиты»». Собирал и записывал украинские народные песни и думы, в частности от кобзаря Терентия Пархоменко. Был организатором и руководителем музыкальных ансамблей, изготавливал кобзы. В 1937 году, как и многие другие представители украинской интеллигенции, был репрессирован органами НКВД. Реабилитирован в 1988 году.
Сегодня празднует свой день рождения Дмитрий Шуров (1981), популярный украинский музыкант, солист проекта «Pianoбой». В прошлом — пианист музыкальных групп «Океан Эльзы» (с 2001 по 2004) и «Esthetic Education» (с 2004 по 2008), в течение 3 лет (2006-2009) был пианистом в группе Земфиры. Соорганизатор киевского фестиваля Moloko Music Fest, который проходил в 2008 и 2009 годах в рамках Гогольfest. Автор музыки к фильмам «Хоттабыч», «Пуговица», «Оранжлав», «Игры в солдатики», «Как найти идеал», «Таинственный остров», «Слуга народа» и к юмористическому шоу «Лига Смеха». Дмитрий Шуров – из Винницы, родился в творческой семье. Его отец — поэт, художник, редактор телевизионных программ, мать — педагог и музыкант. С четырех лет учился играть на фортепиано. В подростковом возрасте большую часть времени проводил за границей, свободно владеет английским и французским языками. Учился во Франции, в лицее Огюста Ренуара в Лиможе, а также в штате Юта, США. В Америке играл в джазовом оркестре, пел в хоре, октете, который исполнял произведения периода барокко, а также в квартете barbershop. В театральном классе стал поклонником американских мюзиклов 1950-х и 60-х лет. Вернувшись из Америки, стал студентом Киевского лингвистического института. Мечтал стать студентом Беркли, но произошло другое: серьезно «заболел» музыкой и начал профессионально ею заниматься, за что, собственно, мы ему искренне благодарны.
Годовщина смерти:
97 лет со дня смерти Кириака Константиновича Костанди (1852-1921), украинского живописца. Член Товарищества передвижников, член-основатель Товарищества южнорусских художников (существовало до 1920), один из основателей Одесского художественного музея (в 1917 Костанди становится его хранителем и активно участвует в преобразовании его в Народный художественный музей). С 1885 года — преподаватель Одесской рисовальной школы. В течение тридцати пяти лет жизни и деятельности Костанди были связаны с этим заведением. Ему, педагогу и художнику, Одесская школа обязана своим особым стилем, отличавшим ее среди других художественных школ. Костанди как учитель дал путевку в жизнь многим мастерам изобразительного искусства. Свои лучшие произведения художник написал в 90-е годы XIX в. («Старики», «Ранняя весна», «С птичьего полета», «Галки»). Работы Костанди, созданные в этот период, сыграли значительную роль в развитии украинского бытового и пейзажного жанров. Современники называли Костанди певцом ранней весны и ароматной сирени, поэтом сумрака и тонкой вечерней грусти. Так же, как Левитан открыл поэзию северной природы, так же Костанди — южной. Его ученик, известный художник Амшей Нюренберг (тот самый, название картины которого «Алые паруса» позаимствовал Александр Грин для своей знаменитой повести) писал в воспоминаниях: «Костанди почувствовал тонкую и горячую красоту одесского пейзажа. И сейчас вся одесская природа будто носит на себе легкую печать его удивительного глаза, взволнованного сердца…» После смерти художника, осенью 1921 года, группа учеников и последователей Костанди решила продолжить его дело и организовала в Одессе Художественное общество им. К.К. Костанди, которое просуществовало до 1930 года и сыграло заметную роль в объединении творческих сил. В 1924 году Общество организовало первую посмертную выставку картин, рисунков и этюдов Костанди, на которой экспонировалось более 300 работ. Кроме этого в Одессе ежегодно проводился «День сирени» как память о Костанди — художнике, который через всю жизнь пронес чистую, большую любовь к природе и людям. Чтобы убедиться в этом стоит посетить музей и посмотреть на картины мастера.
По материалам: ukrinform.ru