Нас напугали слухами об отмене декретных отпусков. И огорчили решением КСУ о конституционности сокращения «детских» выплат
На днях социальные сети бурно отреагировали на сообщения СМИ о том, что Минсоцполитики якобы решило отменить с 1 января 2019 года так называемые «декретные отпуска», заменив предусмотренные за них выплаты незначительной компенсацией для родителей на оплату работы няни. Какие только эпитеты в адрес власти после этого не сыпались…лексика – явно не для детских ушей… Впрочем, как оказалось, люди снова стали жертвой ситуации «слышал звон да не знаю где он».
Прежде всего, насторожить должно уже то, что какое-то (даже пусть и уважительное) правительственное ведомство своим решением может отменить действие нескольких законов. Ведь порядок предоставления декретного отпуска регулируется на законодательном уровне (часть 1 статьи 25 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и статьей 17 Закона Украины «Об отпусках»). Поэтому эти нормы нельзя отменить ни приказами Министерства социальной политики, ни правительственными постановлениями – только через внесение изменений парламентом. При этом в Верховной Раде зарегистрировано два законопроекта на эту тему — №6350 и №6350П, — которым предлагают внести изменения в закон “Об отпусках” и Кодексом законов о труде. Но те предложения касаются ограничений в продолжительности оплачиваемого декретного отпуска не для всех граждан, а только для тех, кто усыновляет новорожденных малышей сразу же из роддома. Да и то – в мае рассмотрение документов отложили на неопределенный срок.
Новость относительно хорошая…
На самом же деле, согласно решению, которое (также, кстати, в мае) принял Кабинет Министров, государство не лишает права граждан на декретный отпуск, а лишь хочет стимулировать более ранний выход матерей на работу. Поэтому и обещает с 1 января 2019 года компенсировать семьям расходы на оплату няни в размере одного прожиточного минимума для детей до 6 лет (сейчас это примерно 1500 гривен). Возмещение будут производить на условиях софинансирования: из государственного (25%), областного (15%) и местного (60%) бюджетов.
«Механизм прозрачный и простой – родители нанимают няню официально, самостоятельно выбирая и определяя условия контроля ее работы, а родителям на конец года будет возмещено за каждый месяц работы няни сумму в размере прожиточного минимума на детей возрастом до шести лет. Благодаря этому механизму создается возможность для родителей самостоятельно выбирать нянь для детей, контролировать их деятельность, и получать поддержку, если мама должна выходить на работу, и многодетным семьям», — сообщили в Минсоцполитики. При этом еще раз подчеркнем: основанием для выплаты компенсации будет официальный договор семьи с няней.
Другое дело, что на коммерческих началах сиделку за такие деньги не наймешь. К примеру, на одном из профильных сайтов находим предложения от профессиональных нянь, которые просят за работу от 50 гривен за час и от 10 тысяч – за месяц. Но это в Киеве. В небольших городках и поселках можно найти няню и за 4-5 тысяч гривен в месяц. При таких условиях предложенная государством компенсация в полторы тысячи — неплохое пособие для молодых родителей.
Кроме того, согласно уже упомянутой правительственной программы стимулирования досрочного выхода молодых мам из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, с января в Украине появятся муниципальные няни. Со стоимостью их услуг пока не определились, но это однозначно обойдется дешевле, чем нанять няню на коммерческих началах.
Но сотрудница «Укринформа» Оксана С., которая сейчас находится в отпуске по уходу за вторым ребенком, сомневается, что новая правительственная программа по-настоящему стимулировать молодых мам. Ведь речь идет о мизерных суммах компенсации, которая, к тому же. будет выплачиваться аж в конце года.
«Думаю, эта доплата рассчитана на помощь не тем, кто больше нуждается, а для финансовой поддержки богатых слоев населения, которые и без того могут «позволить себе» няню. От компенсации части расходов они, конечно же, не откажутся. Но малообеспеченные семьи и с такой государственной помощи не смогут оплатить труд сиделки даже за неполный рабочий день. Поэтому так сказать «среднестатистическая» мама, если хочет подрабатывать, уже в раннем возрасте отдает ребенка в садик», — говорит коллега.
Заседание Конституционного суда Украины
… И, безусловно, неутешительная
Конституционный суд Украины, как мы сообщали, признал законным отмену финансовой помощи по уходу за ребенком до достижения им 3 лет и сокращение размера помощи при рождении ребенка. Соответствующие меры, призванные сэкономить государственный ресурс, предусмотренные пунктом 7 раздела II принятого в июле 2014-ого года Закона Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине».
Мотивируя определение, в Конституционном суде отметили: «Поскольку пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, пособие при рождении ребенка и пособие при усыновлении ребенка не предусмотрены в Конституции Украины, то на них не распространяются и определенные статьей 22 гарантии относительно запрета отмены или сужения содержания и объема прав, определенных, в частности, в статьях 46 и 48 Основного Закона Украины". Итак, «Верховная Рада имеет свободу действий относительно законодательного регулирования порядка предоставления этих видов государственной помощи».
Поскольку решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит, нормы Закона «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине», будут действовать и в дальнейшем. Соответственно, гарантированные государством выплаты на рождение малышей не будут зависеть от того, сколько детей уже воспитываются в семье. Если раньше на первенца выплачивали 31 тысячу гривен, на второго ребенка в семье – 63 тысячи, а на третьего и последующих – 127 тысяч, то сейчас установлено унифицированную сумму – 41 тысяча 180 гривен. Выплаты состоят из разовой помощи при рождении ребенка в 10 тысяч 320 гривен и 30 тысяч 960 гривен, которые семья равными частями (по 860 гривен) получает в течение 36 месяцев.
Юрист Центра социальных и трудовых исследований Виталий Дудин считает вердикт толкователей закона антисоциальным. Ведь Конституционный суд слишком «узко» трактует положения статьи 22 Основного Закона Украины, которым запрещено ограничивать права граждан при принятии нового законодательства.
Виталий Дудин
«Судьи поняли нормы этой статьи как запрет урезать только конституционные права людей. Хотя на самом деле речь идет о невозможности сокращения любых гражданских прав, независимо от того, отражены ли они в Конституции, — объясняет юрист, — При этом такое социально несправедливое решение вынесли без учета других статей Конституции в их взаимосвязи. В частности, толкователи оставили «за скобками» конституционное положение о том, что Украина — социальное государство, цель которой — расширение и защиту прав граждан».
При этом Виталий Дудин удивлен и действиями чиновников и законодателей, которые в бурном 2014-ом решили сэкономить за счет одной из самых социально уязвимых групп населения. Тогда как были и другие ресурсы для получения дополнительных средств. «Речь, в частности, о детенизации и отмену оффшорных схем, которые позволяли (и до сих пор позволяют) олигархам выводить миллиардные суммы за рубеж», — говорит юрист.
Такое решение, по его словам негативно повлияло на украинские семьи, которые воспитывают детей или имеют планы родить их в будущем. А в целом это негативно сказывается на демографической ситуации в нашей стране, поскольку людей лишили одного из стимулов для рождения двух и более детей.
А вот мать двоих детей Оксана С. считает, что для среднестатистической семьи при принятии решения о рождении каждого следующего ребенка размер финансовой помощи от государства не является определяющим.
«Конечно же, получать большие деньги неплохо. Но мы прекрасно понимаем, что этой суммы не хватит для того, чтобы вырастить ребенка. Поэтому среди моего окружения нет ни одного человека, который бы руководствовалась «государственно-финансовым» подходом к принятию такого судьбоносного решения. Все привыкли рассчитывать на собственные силы. А, размышляя над тем, рожать еще или нет, руководствуются другими принципами — собственным мировоззрением, мечтами, семейными традициями. К примеру, мне тоже хотелось бы иметь третьего ребенка. Но, взвешивая в семье все «за» и «против», понимаем, что «потянуть» это будет сложно. При этом несколько лишних десятков тысяч гривен от государства, выплаты которых растянутся на годы, вряд ли могут повлиять на наше решение», — говорит Оксана.
Хотя она и не исключает вероятности того, что для некоторых украинцев (особенно, в сельской местности, где вообще нет никаких доходов) повышены выплаты при рождении второго и последующих детей, возможно, и играют роль такого себе «стимула».
Владислав Обух. Киев
По материалам: ukrinform.ru