Готова ли Украина предотвратить провокации на религиозной почве, чтобы искры, упавшие возле ворот Андреевской церкви, не спровоцировали пламя?
Нападение неизвестных на Андреевскую церковь в Киеве, которое произошло в четверг утром, на первый взгляд, может показаться обычным хулиганством, ведь ни само здание, ни его охранники серьезно не пострадали. Но, учитывая многочисленные воинственные заявления представителей Русской православной церкви и ее сателлитов из УПЦ МП, которые активизировались после объявления о намерении Вселенского патриархата предоставить Томос украинской поместной церкви, проблема гораздо глубже. Ведь объектом нападения стал именно тот храм, который Украина передала в постоянное пользование Константинопольскому Патриарху. Совпадение? Не думаем. Слишком активно промосковские иерархи и их прихожане – некоторые наши «воцерковленные» оппозиционные политики – начали кричать о том, что решительность Патриарха Варфоломея будет иметь непредсказуемые последствия. А кто обычно больше всех кричит об опасности? Правильно, тот, на ком «шапка горит».
При этом надо понимать, что провокаторами будут не только какие-то обманутые кремлевской и кремлевско-церковной пропагандой сельские деды, а хорошо обученные боевики. Ведь, по данным отечественных СМИ, под руководством (и за деньги) УПЦ МП в Украине еще задолго до войны начали готовить таких себе «защитников веры и отечества», которые одними из первых пролили кровь украинских защитников на Донбассе.
Религия как оружие против Украины
Можно не сомневаться, что после начала российской агрессии подготовка «православных казачков» не прекратилась. Просто такое тщательнее маскируется. И все же время от времени информация об этом попадает в СМИ и соцсети. Например, сообщение о появлении необычных парней в Почаеве с красноречивыми «библейскими» надписями на футболках.
А вот обнародованная политическим аналитиком Сергеем Грабовским информация о том, что Киево-Печерскую и Почаевскую лавры охраняют пророссийские боевики из Приднестровья. Поэтому риск, что эти силы будут использоваться Кремлем для дальнейшей дестабилизации ситуации в Украине, огромный. И опасения, что нападение на Андреевскую церковь может стать только первым из целой вереницы подобных инцидентов, к сожалению, небезосновательны. Также это должно стать хорошим уроком и предупреждением для наших чиновников и силовиков, — отмечают аналитики.
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта считает, что в случае с Андреевской церковью правоохранители должны действовать на опережение:
«Этот инцидент – свидетельство отсутствия критического анализа реальных угроз, с которыми может столкнуться общество. Несмотря на то, что передача культового сооружения Константинопольскому патриархату вызвала неоднозначную реакцию, негативные события вокруг нее были прогнозируемы. Но, как выяснилось, для охраны Андреевской церкви соответствующих выводов вовремя не сделали. Важно принципиально изменить отношение к проблеме всех, кто задействован в процессе обеспечения безопасности таких объектов», — говорит эксперт. Он напоминает, что в мире уже разработано немало технических решений и организационных мероприятий, которые позволяют эффективно охранять культовые сооружения. Соответствующие опыт и средства есть и у украинских правоохранителей. Надо только воспользоваться этим. Конечно же, это невозможно сделать без дополнительного финансирования.
Сергей Шабовта
«Частично расходы на усиление охраны культовых сооружений должно взять на себя государство (особенно, когда речь идет о памятниках архитектуры и истории). В небольших населенных пунктах, где одна или две церкви, можно привлекать и местный ресурс. И конечно же, часть затрат должны взять на себя религиозные общины», — говорит Сергей Шабовта.
А еще эксперт считает, что проблема не только в хорошо обученных охранниках и технических средствах: «В последнее время у нас вообще не принято апеллировать к общественной морали. Тогда как в большинстве развитых государств именно она является одним из действенных инструментов, влияющих на уровень общественной безопасности».
Эксперты призывают соотечественников к неравнодушию. Конечно же, речь не идет о том, что люди должны превратиться в супергероев «из кино» и вступать в схватки со злоумышленниками. Просто каждый, кто стал свидетелем преступления или узнал о его подготовке, должен предупредить об этом правоохранителей.
А еще надо тщательно следить за церковным календарем. Это дает результат. К примеру, дополнительные меры безопасности принимаются при проведении Крестных ходов, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, во время паломничества хасидов в Умани. Благодаря этому в этом году, в частности, удалось избежать серьезных инцидентов, о вероятности которых аналитики предупреждали в канун праздника защитника Отечества (14 октября).
«О защите культовых сооружений и предотвращении провокаций на религиозной почве должно заботиться все украинское общество», — делает вывод Сергей Шабовта. Ведь полицейского к каждой часовне или молитвенному дому не приставишь.
Судите сами: по данным Министерства культуры, сейчас в Украине почти 29 тысяч зданий религиозного назначения. Чуть больше 17 тысяч из них имеют статус культового сооружения. Еще почти 11 с половиной тысяч – помещения, приспособленные под молитвенные. Больше всего культовых сооружений в распоряжении УПЦ МП – более 11 тысяч. УПЦ КП пользуется более чем четырьмя тысячами таких объектов. Священнослужители Украинской греко-католической церкви проводят богослужения более чем в трех тысячах религиозных сооружений. На четвертом и пятом местах по количеству молитвенных помещений – Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов (2 тысячи) и Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской-пятидесятников (более 1300).
В региональном разрезе больше всего культовых сооружений и помещений на Львовщине – почти 2700, меньше всего – в Николаевской и Кировоградской областях – чуть больше, чем по полтысячи.
Реальна ли угроза религиозного противостояния?
Заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко в комментарии Укринформу подчеркивает, что неправильно говорить, что Украине угрожают "религиозные войны".
Богдан Петренко
«Потенциальный религиозный конфликт не является самодостаточным. Это — составляющая украинско-российской войны, которую называют «гибридной» и которая охватывает различные сферы: начиная от боевых действий на Донбассе и заканчивая противостоянием в информационном поле», — говорит эксперт.
С тем, что Украина сейчас имеет дело с религиозным измерением цивилизационной войны с РФ, соглашается и политический аналитик, философ и публицист Сергей Грабовский. По его оценкам, речь идет о геополитическом противостоянии, однако замаскированном под религиозное:
«В нынешней России церковь стала одной из опор режима, неотъемлемой составляющей власти. Поэтому Путин знал, о чем говорит, когда на заседании российского СНБО заявил о «РПЦ на Украине», тем самым подтвердив, что никакой УПЦ МП на самом деле не существует. Это все «обманка». Пока при власти в Москве не было Путина, пока был жив митрополит Владимир (Сабодан), определенная «украинскость» этой церковной структуры еще сохранялась. Теперь же все достижения того периода уничтожены. И речь идет исключительно об инструменте политического контроля над Украиной, который активно использует Москва».
Избавиться от такого контроля нелегко. Ведь «метастазы подчиненности» бывшей метрополии глубоко проросли в тело украинского общества. И не только в религиозной сфере. Поэтому эксперт по вопросам безопасности Богдан Петренко прогнозирует, что Москва обязательно этим воспользуется — согласно планам продолжать интервенцию в Украину. Впрочем, эксперт просит украинских патриотов быть осмотрительными. Не надо «лить воду на кремлевскую мельницу», провоцируя (или поддавшись на провокации) конфликты где-то на местном уровне – к примеру, при попытке захвата культовых сооружений.
«Кнут» и «пряник» для промосковских священнослужителей
«Несмотря на «деликатность» вопроса, убеждать противников церковного единения надо постепенно, начинать с разговора с теми, кто проявляет готовность слушать и слышать, — советует Богдан Петренко, — Все должны понимать: построение поместной церкви для Украины невозможно без взаимных уступок. Согласование наиболее контраверсионных позиций можно отложить, ведь, кроме цивилизационного выбора, имеют большое значение и так сказать «индивидуальные моменты». В частности, личные амбиции. Если должным образом воспользоваться этим, можно минимизировать риски раздувания конфликта».
К более решительным действиям в случае возникновения конфликтных ситуаций призывает Сергей Грабовский. Особенно когда речь идет об откровенных провокаторах — фанатиках или лицах, которые запятнаны участием в преступлениях против Украины и украинцев.
Сергей Грабовский // Фото: Станислав Юрченко, Радио Свобода
«Конечно же, я не призываю стрелять в кремлевских прихвостней, которые прячутся за церковным саном. Но действовать надо достаточно жестко. Отечественное законодательство предоставляет такие возможности. Ведь эти люди могут быть не менее опасными, чем террористы. Более того, я убежден: в некоторых монастырях и лаврах УПЦ МП скрываются не только пророссийские «идеологи», но и люди «с автоматами и в рясах», — считает Сергей Грабовский.
Впрочем, эксперт прогнозирует, что конфликты вокруг религии в Украине не будут массовыми. Чтобы вообще минимизировать количество сторонников чужой церкви, отечественные правоохранители должны приложить максимум усилий, чтобы доказать в судах многочисленные преступления, в которых замешаны представители УПЦ МП, — считает господин Грабовский.
А Богдан Петренко призывает силовиков активнее действовать на опережение – чтобы предотвращать инциденты наподобие того, который произошел возле Андреевской церкви. «Если же провокаций избежать не удалось — важно быстро найти виновных и выяснить их мотивы, предотвращая распространение слухов и домыслов», — заключает заместитель директора Украинского института исследования экстремизма.
Владислав Обух. Киев
По материалам: ukrinform.ru