Что предполагает введение режима военного положения

Что предполагает введение режима военного положения

К чему готовиться и как действовать

Действующий Закон Украины «О правовом режиме военного положения» определяет содержание правового режима военного положения, порядок его введения и отмены, правовые основы деятельности органов государственной власти, военного командования, военных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц.

В частности, статья 1 закона гласит, что «военное положение — это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений».

В соответствии со статьей 4, «на территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан могут создаваться временные государственные органы — военные администрации».

Решение о создании военных администраций принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования.

Военную администрацию населенного пункта возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по предложению Генерального штаба Вооруженных Сил Украины или соответствующей областной государственной администрации.

Структуру и штатное расписание военных администраций населенных пунктов утверждает начальник Генерального штаба — Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины по представлению начальника соответствующей военной администрации.

Статья 5 определяет порядок введения военного положения:

1. Предложения относительно введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях на рассмотрение Президенту Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины.

2. В случае принятия решения о необходимости введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президент Украины издает указ о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и немедленно обращается к Верховной Раде Украины относительно его утверждения и представляет одновременно соответствующий проект закона.

3. Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, подлежит немедленному объявлению через средства массовой информации или обнародованию иным способом.

4. В случае объявления указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Верховная Рада Украины собирается на заседание в двухдневный срок без созыва и рассматривает вопрос об утверждении указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в порядке, установленном Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

5. В случае объявления указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны содействовать незамедлительному прибытию народных депутатов Украины на заседание Верховной Рады Украины и осуществлению их полномочий.

6. Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, официально обнародуется вместе с законом об утверждении такого указа Президента Украины и вступает в силу одновременно с вступлением в силу такого закона.

Статья 6 определяет, что в указе Президента Украины о введении военного положения указываются:

— обоснование необходимости введения военного положения;

— границы территории, на которой вводится военное положение, время введения и срок, на который оно вводится;

— задания военного командования, военных администраций, органов государственной власти и органов местного самоуправления по введению и осуществлению мер правового режима военного положения;

— задачи субъектам обеспечения гражданской защиты по приведению единой государственной системы гражданской защиты, ее функциональных и территориальных подсистем в состояние готовности к выполнению задач по предназначению в особый период;

— исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения с указанием срока действия этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Прекращение и отмена военного положения определяется статьей 7: военное положение на всей территории Украины или в отдельных ее местностях прекращается после окончания срока, на который оно было введено.

До окончания срока, на который было введено военное положение, и при условии устранения угрозы нападения или опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности Президент Украины может принять указ об отмене военного положения на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, о чем должно быть немедленно объявлено через средства массовой информации.

Согласно ст. 8 Закона, в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их создания) может применять такие меры правового режима военного положения:

1) устанавливать усиленную охрану важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и вводить особый режим их работы. Перечень объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, которые подлежат усиленной охране в условиях военного положения, утверждается Кабинетом Министров Украины;

2) вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые возникли в период действия военного положения, и привлекать их в условиях военного положения к общественно полезным работам, которые выполняются для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не нуждаются, как правило, в специальной профессиональной подготовке лиц. За работниками, привлеченными к выполнению общественно-полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность). Порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам и вопросы их социальной защиты с учетом требований закона определяются Кабинетом Министров Украины;

3) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;

4) принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;

5) вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки;

6) устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;

7) проверять документы у лиц, а в случае необходимости проводить осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;

8) запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;

9) поднимать в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопроса о запрете деятельности политических партий, общественных объединений, если она направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв ее безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения;

10) устанавливать запрет или ограничение на выбор места пребывания или места проживания лиц на территории, на которой действует военное положение;

11) регулировать работу предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и заведений культуры и средств массовой информации, а также использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещать работу приемно-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети;

12) в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео — и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;

13) запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе;

14) устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, другие сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;

15) изымать у предприятий, учреждений и организаций учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;

16) запрещать гражданам, которые находятся на воинском или специальном учете в Министерстве обороны Украины, Службе безопасности Украины или Службе внешней разведки Украины, менять место жительства (место пребывания) без разрешения военного комиссара или руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины Службы внешней разведки Украины; ограничивать прохождение альтернативной (невоенной) службы;

17) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;

18) устанавливать порядок использования фонда защитных сооружений гражданской защиты;

19) проводить эвакуацию населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения, согласно перечню, который утверждается Кабинетом Министров Украины;

20) вводить в случае необходимости нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

21) отстранять от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими определенных этим Законом обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций;

22) принимать дополнительные меры по усилению охраны государственной тайны;

23) интернировать (принудительно оселять) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением или осуществляет агрессию против Украины;

24) осуществлять обязательную эвакуацию задержанных лиц, которые находятся в изоляторах временного содержания; подозреваемых, обвиняемых лиц, в отношении которых применена мера пресечения — содержание под стражей, находящихся в следственных изоляторах; этапирование осужденных лиц, отбывающих такие наказания, как арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и пожизненное заключение, из учреждений исполнения наказаний, расположенных в местностях, приближенных к районам, где ведутся боевые действия, в соответствующие учреждения, которые расположены в безопасной местности.

В местностях, где ведутся боевые действия, введение и осуществление мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование и военные администрации (в случае их создания).

Введение и осуществление мер правового режима военного положения осуществляется в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Украины типовым планом внедрения и обеспечения мероприятий правового режима военного положения в Украине или в отдельных ее местностях.

Статья 10 закона определяет «недопустимость прекращения полномочий органов государственной власти, других государственных органов в условиях военного положения: «В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, и органов, подразделения которых осуществляют контрразведывательную деятельность».

В соответствии со статьей 11, которая определяет деятельность Президента Украины в условиях военного положения, «в случае окончания срока полномочий Президента Украины во время действия военного положения его полномочия продлеваются до вступления на пост новоизбранного Президента Украины, избранного после отмены военного положения. Полномочия Президента Украины, предусмотренные Конституцией Украины, в условиях военного положения не могут быть ограничены».

Верховная Рада Украины в случае введения военного положения в Украине или отдельных ее местностях работает в сессионном режиме. В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного положения.

Полномочия Верховной Рады Украины, предусмотренные Конституцией Украины, в условиях военного положения не могут быть ограничены.

По решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенным в действие в установленном порядке указом Президента Украины, образованные в соответствии с законами Украины воинские формирования привлекаются вместе с правоохранительными органами к решению задач, связанных с внедрением и осуществлением мероприятий правового режима военного положения, согласно с их назначением и спецификой деятельности.

Статья 19 закона определяет гарантии законности в условиях военного положения. Так, в условиях военного положения запрещаются:

изменение Конституции Украины;

изменение Конституции Автономной Республики Крым;

проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления;

проведение всеукраинских и местных референдумов;

проведение забастовок, массовых собраний и акций.

Верховная Рада Украины не позднее чем в девяностодневный срок со дня прекращения или отмены военного положения, если очередные или внеочередные выборы в соответствующие органы должны быть проведены в период, на который было введено военное положение, принимает решение о назначении выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных выборов.

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version