18 декабря. Памятные даты

18 декабря. Памятные даты

Сегодня по инициативе ООН отмечается Международный день мигранта

Учитывая большое число мигрантов в мире, которое постоянно растет, 4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея провозгласила 18 декабря Международным днем ​​мигранта. В этот день в 1990 году Ассамблея приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. На протяжении всей истории человечества миграция была мужественным проявлением воли индивидуума преодолеть все невзгоды и добиться лучшей жизни. Сегодня в результате глобализации и достижений в области связи и транспорта значительно увеличилось количество людей, которые хотят и способны переместиться в другие места. Новая эра открыла новые возможности и одновременно обнаружила новые проблемы перед обществами во всем мире. Она также осветила очевидную связь между миграцией и развитием, а также возможности, которые она предоставляет для взаимного развития, последовательного улучшения экономических и социальных условий в странах происхождения и назначения. Такое явление как миграция привлекает все больше внимания общественности. Непредсказуемость сложность задач, связанных с процессом миграции, требуют согласованных действий и сотрудничества между регионами и странами. Организация Объединенных Наций играет активную роль в этой области, способствуя развитию диалога и взаимодействия между странами и регионами, а также поощряя обмен опытом и расширение возможностей в сфере сотрудничества. По данным Международной организации по миграции, количество мигрантов в мире около 258 млн человек. Что касается нас, то в связи с российской аннексией Крыма и войной на востоке, Украина переживает бум внутренней миграции. На сегодня в Украине насчитывается 1,6 миллиона внутренне перемещенных лиц. Как известно, существует Всемирный день беженцев, который отмечается ежегодно 20 июня по инициативе ООН.

Вместе с тем, начиная с 2010 года, в этот день отмечается День арабского языка в ООН, которая является (с 1973) одним из шести официальных и рабочих языков ООН. Арабский язык — один из самых распространенных языков мира. На нем говорят в западной Азии и северной Африке почти 240 млн (как на родном) и еще 50 млн (как вторым) человек. Классический арабский — язык Корана — ограниченно используют с религиозной целью мусульмане всего мира (общее количество 1,570 млрд человек). Арабский является не только официальным и рабочим языком Генеральной ассамблеи и других органов ООН, но и официальным языком всех арабских государств (в Ираке — вместе с курдским). Кроме того, он является одним из официальных языков Израиля, Чада, Эритреи, Джибути, Сомали, Коморских островов и непризнанного Сомалиленда. Ближайшими родственными языками арабского являются иврит и арамейский язык. В разное время арабский язык исследовали украинцы Агафангел Крымский, Андрей Ковалевский, Тауфик Кезма, Ярема Полотнюк. Сегодня самыми известными арабистами Украины являются Валерий Рыбалкин, Михаил Якубович и др. Один из первых украиноязычных учебников арабского языка появился в 2003 году. Впоследствии в 2006 вышло пособие по арабскому языку начального уровня, автором которого является Юлия Осадчая. В Украине арабский язык учат во Львовском и Киевском университетах, Киево-Могилянской академии, Киевском лингвистическом университете и в Институте востоковедения и международных отношений «Харьковский коллегиум». Интересный факт: в 1708 году в Алеппо (Сирия) на средства гетмана Ивана Мазепы было выдано Евангелие на арабском языке. Таким образом, гетман поддержал арабов-христиан Антиохийской православной церкви.

События дня:


Фото: naoma.edu.ua

В этот день 1917 года, в Киеве открыта Украинская академия искусств (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Основной целью открытия первого в Украине высшего художественного учебного заведения стало построение художественной школы на почве традиций национальной и мировой культуры. С открытием Академии для одаренной украинской молодежи появилась возможность получить высшее образование не за пределами Украины, а на своей родине. На первом заседании Совета Академии первым ее ректором был избран известный искусствовед, архитектор и живописец Василий Кричевский, но он отказался от руководства учебным заведением, ссылаясь на то, что не имеет соответствующего опыта и способностей к административной работе. Поэтому вскоре ректором был избран его младший брат, тоже известный живописец Федор Кричевский, который 20 декабря утвержден на этой должности Генеральным секретариатом УНР. В январе 1919 года вместо Кричевского ректором Академии избран украинский график Григорий Нарбут. К преподаванию были приглашены ведущие отечественные мастера, в том числе Михаил Бойчук, Николай Бурачек, Михаил Жук, Василий Кричевский, Федор Кричевский, Абрам Маневич, Александр Мурашко, Григорий Нарбут. В 1922 году распоряжением губернского отдела профессионального образования при Наркомате просвещения Академию преобразовали в Киевский Институт Пластических Искусств, который в 1924 году, после объединения с Киевским архитектурным институтом, получил название Киевский художественный институт.

Юбилеи дня:


Фото: wikipedia

126 лет со дня рождения Николая Гурьевича Кулиша (1892-1937), украинского писателя-драматурга, создателя современной драмы украинского революционного возрождения. Родился Николай Кулиш в с. Чаплынка (ныне Херсонской обл.) в бедной крестьянской семье. С восьми лет батрачил. Рано осиротел, воспитывался в сиротском доме. Впрочем, это не помешало ему закончить сельскую школу в Чаплино, высшую начальную школу и частную гимназию в Олешках (1913). В 1915-1917 гг. находился на фронте. В 20-х годах редактировал газету, заведовал уездным отделом образования, что давало ему возможность ездить по селам, изучать крестьянскую жизнь. В 1922 году переехал в Одессу, где возглавил губернский отдел народного образования. По его инициативе и при непосредственном участии был открыт ряд школ, детских садов и детских домов. В эти же годы написал цикл «По горам и весям», где рассказал об ужасном положении украинского села во время голода в Украине (1921-1922), упадок народного образования, трагической судьбе сельских учителей. Николай Кулиш создал первый на то время украинский букварь «Первинку», учебник для начальной школы. Писал рассказы для детей. Однако талант писателя полностью раскрылся не в прозе, а в драматургии. В 1925 году была написана первая пьеса «97», которая имела шумный успех. В том же году Кулиш был отозван в Харьков, где начал творческий труд уже как профессиональный литератор. Познакомившись с Хвылевым, вместе с ним создал и возглавил литературное образование ВАПЛИТЕ. Редактировал журнал под таким же названием, журналы «Политфронт», «Литературная ярмарка». Тесно сошелся с режиссером-новатором Лесем Курбасом, вместе с которым закладывал основы нового национального театра. Николай Кулиш известен читателям как автор драматических произведений «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929), «Маклена Граса» (1933), «Прощай, село, или Поворот Марка» (1934), «Патетическая соната» ( поставлена ​​в 1931 году) и др. После прекращения деятельности ВАПЛИТЕ, произведения Кулиша запретили, а самого драматурга 7 декабря 1933 года арестовали и сразу отправили в Киев в изолятор НКВД, а вскоре на Соловки. Через три года Кулиша расстреляли вместе с большой группой украинской интеллигенции в урочище Сандармох (Карелия). Пьесы писателя в советское время были запрещены к постановке и не выдавались. Как пишет Юрий Лавриненко в «Расстрелянном возрождении», «Одним ударом «Народного Малахия», что шел в «Березоли» 1928 года, была сброшена гора российского пропагандистского мусора — был сорван пластырь индулигенции «коммунизма» — и раскрылись глубокие раны и проблемы изнасилованной жизни и возрождения».

В этот день родилась Михайлина Фоминична Коцюбинская (1931-2011), украинский литературовед, переводчик, критик, одна из главных фигур украинского шестидесятничества. Племянница классика украинской литературы Михаила Коцюбинского. Родилась в Виннице, потом жила с семьей в Чернигове (там ее родители организовали Мемориальный музей поэта). «Вся наша жизнь была неотделима от образа Коцюбинского, его творчества, его жизни. Я росла с каким-то естественным чувством всеприсутствия Коцюбинского», — отметила как-то Михайлина Фоминична. С детства она росла в атмосфере любви к слову и к прекрасному. Впоследствии вспоминала: «…ощущение слова дали мне Коцюбинский и Тычина. Они научили меня смотреть на жизнь как на художественное произведение». Она закончила филологический факультет университета им. Шевченко, защитила докторскую диссертацию, получила замечательную работу по специальности в Институте литературы АН УССР, выдала свою первую книгу — «Литература как искусство слова». Могла бы, пожалуй, стать академиком (для этого было все: глубокий интеллект, эрудиция, трудолюбие), но не стала — на пути была нравственная позиция Михайлины Фоминичны, которая никогда не изменяла своим морально-этическим принципам. В вопросах человеческого достоинства и чести она была незыблемой. Огромное влияние на нее имело знакомство с Евгением Сверстюком, Василием Стусом, Иваном Светличным, Григорием Кочуром, Аллой Горской и многими другими шестидесятниками, которые буквально «открыли ей глаза» на некоторые аспекты советской действительности, превратив, тем самым, из обычного успешного советского ученого на одну из центральных фигур интеллектуального движения шестидесятников. Долгое время (1971-1988) ее труды не печатались (запрещались даже исследования о Шевченко), Михайлину Фоминичну обвиняли в «политической незрелости» и «идейных ошибках», исключили из партии, уволили с работы. Ей, блестящему ученому, которую отметил сам академик Белецкий, везде отказывали. Едва устроилась простым редактором и проработала на этой должности 18 лет. За это время печатала и распространяла самиздат, помогала семьям репрессированных шестидесятников, писала и подписывала собственным именем письма-протесты, выступала на культурно-общественных мероприятиях. За это ее неоднократно вызывали в КГБ, проводили обыски, угрожали, шантажировали (говорили, что отберут дочь Таню), но она не сдалась: никого не оговорила, «покаянных исповедей» от нее тоже не дождались. Лишь в конце 80-х годов, когда затрещали основы «союза нерушимого», Михайлина Фоминична вернулась в литературную науку. Именно она привела в порядок первую изданную в Украине книгу Василия Стуса — сборник стихов «Дорога боли» (1990), а затем и 9-томное научное собрание сочинений поэта. В последнее время работала над 10-томным изданием произведений Вячеслава Чорновила. Много работала, выступала с лекциями, воспитала достойных учеников, которые под ее руководством защитили диссертации и издали книги. В 2005 году двухтомник ее работ «Мои горизонты» был отмечен Национальной премией им. Шевченко.

Сегодня празднует свой день рождения Стивен Спилберг (1946), один из самых успешных кинорежиссеров США и мира. Двадцать фильмов Спилберга собрали в прокате почти 9 млрд долларов. Сам кинорежиссер скептически относится к крупным кинобюджетам, считая, что большие деньги существенно сужают фантазию кинорежиссера. Не совсем чтобы «голь на выдумки хитра», но и желанные для многих 100 млн не является гарантией стопроцентной успеваемости прокатной судьбы киноленты. Обычно из кино тогда исчезает флер очарования и загадочности. Недаром в Голливуде Спилберга давно называют «главным волшебником» — за довольно скромный бюджет он умудряется снимать невероятно успешные фильмы. Спилберг дважды награжден «Оскаром» («Список Шиндлера», 1993, «Спасти рядового Райана», 1998) и пятикратный номинант. Режиссер-постановщик таких известных фильмов как «Челюсти», «Война миров», «Цветы лиловые полей», «Индиана Джонс» (трилогия), «Парк юрского периода», «Спасти рядового Райана», «Список Шиндлера», «Поймай меня, если сможешь», «Линкольн» и др. Спилберг продюсировал документальный фильм Сергея Буковского «Назови свое имя» (2006), посвященного теме холокоста. Предки режиссера — одесские евреи, поэтому эта тема ему близка. В 2006 году Спилберг побывал в Киеве, в частности в Бабьем Яру. Впоследствии, в одном из интервью вспоминал, как его поразило, что неподалеку от памятника-миноры продавали хот-доги… Именно Бабий яр вдохновил его на съемки «Списка Шиндлера». Все свои дни рождения кинорежиссер проводит на съемочной площадке. Это для него большое счастье. Свой первый фильм он снял в 12 лет ручной камерой. Первый полнометражный фильм «Дуэль» — в 22. На съемочной площадке он очень требователен. Его персональный рекорд — 50 дублей. «Спасибо всем, замечательно, но повторим эту сцену еще раз», — за такие слова актеры иногда хотят его прибить, но смиренно повторяют, помня о будущем прокате. Работает Спилберг очень быстро, не терпит опозданий и разгильдяйства. Кинорежиссер занимает 400 место в списке самых богатых людей планеты (3,6 миллиарда долларов). У него семеро детей, и самого себя он считает большим ребенком, иначе бы и не снимал кино. Все его фильмы — о дуэли «маленького человека» со всемирным злом. И всегда добро побеждает. Старая-престарая история, которая вдохновляет.

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version