Более 58% постов пользователей соцсети Facebook и более 70% постов в российском "ВКонтакте" (VK) о политической партии "Слуга народа" Президента Владимира Зеленского имели негативный посыл в период с 29 августа по 15 сентября 2019 года.
Такие данные приведены в исследовании "Измена vs Победа: что украинские пользователи FB, Instagram и VK пишут о новой Раде", результаты которого аналитики общественной организации "Интерньюс-Украина" обнародовали на пресс-конференции в Укринформе.
"Парламентское большинство является мишенью для критики как в Facebook, так и в VK. Более 58% Facebook-постов и более 70% VK-постов о партии Зеленского имели негативный посыл", — говорится в заключениях исследования.
Комментируя эти данные, аналитик ОО "Интерньюз-Украина" Ирина Матвиишин подчеркнула, что в Facebook со времени президентских, а позже и парламентских выборов существовала поляризация между сторонниками экс-президента Петра Порошенко и нынешнего главы государства Зеленского и его партии "Слуга народа". По ее словам, это противостояние находит отражение в популярных темах, а сами пользователи реагируют на все информационные поводы, в частности на бизнесмена Игоря Коломойского, мир на Донбассе, "формулу Штайнмайера", а также в каждой из трех исследуемых соцсетей наблюдалась значительная активность вокруг обсуждения темы обмена пленными.
"Такая бурная реакция на события в парламенте или связанные с ним, собственно, и объединяет эти соцсети. В Facebook существует, например, сегмент "нейтральных аналитиков", которые пытаются незаангажированно анализировать …В то же время сторонники Порошенко и Зеленского очень часто прибегают к эмоциональным слоганам и обвинениям, часто сравнивают прошлую власть и нынешнюю. Так, одни сетуют, что нынешняя власть — это "измена", сдача национальных интересов и капитуляция", — сообщила Матвиишин.
В то же время, согласно исследованию, события в Украине активно обсуждаются и пользователями российской соцсети "ВКонтакте". Как пояснила Матвиишин, "диктатура Коломойского" является одной из горячих тем в VK, обсуждение которой сопровождается насмешками и публикацией сатирическими мемов.
"Также там популярны пророссийские нарративы, связанные с жестким комментированием происходящего в Украине и новой власти, в частности вся критика в "ВКонтакте "направлена на Зеленского и его правительство", — добавила эксперт.
При этом она обратила внимание на то, что из 11 тысяч постов, исследованных в Facebook, почти нет пророссийской риторики.
"Единичные посты были от сторонников партии "Наши", "Оппозиционного платформы — За жизнь". Это буквально два-три поста, в которых отстаивалась позиция о том, что Америка контролирует власть в Украине. Это единственный месседж, который перекликается с риторикой пользователей VK", — сказала она.
В то же время Матвиишин подчеркнула, что Instagram очень контрастирует с Facebook и "ВКонтакте": риторика пользователей этой соцсети относительно всех информационных поводов является нейтральной, в частности 60,9% постов о Верховной Раде имели именно такой посыл. При этом, согласно исследованию, тональность постов о партии "Слуга народа" (96,18%), "Голос" (94,4%) и "Батьківщина" (88,4%) была чрезвычайно положительной.
"В Instagram очень много позитива, потому что большинство аккаунтов, от которых такие сообщения публикуются, принадлежат партиям. Так, Зеленский и "Слуга народа" заполнили все инфопространство в Instagram, а поэтому во всем потоке информации посты о других политсилах теряются", — уточнила аналитик.
Это исследование ОО "Интерньюз-Украина" провело совместно с аналитической компанией Singularex в рамках инициативы UkraineWorld. Аналитики в период с 29 августа по 15 сентября 2019 года исследовали 2,1 млн постов пользователей в соцсетях Facebook, Instagram и VK, которые обозначили Украину как страну своего происхождения.
"Мы проанализировали посты 35 тысяч пользователей Facebook, 1,3 миллиона пользователей VK и нескольких десятков тысяч пользователей Instagram. Соответственно, за последний период — две с половиной-три недели — исследуемые пользователи Facebook написали 420 тысяч постов, в VK — 1,7 млн постов, а в Instagram каждый из тех, кто был включен в выборку, сделал примерно три поста. Нашей задачей было убрать информационный шум — и из 35 тысяч пользователей в Facebook мы получили 8,5% тех, кто так или иначе писали о политике после выборов (это 11 тысяч постов), в VK это соотношение в сотню раз меньше (0,083% пользователей, то есть мы исследовали 5 тысяч постов из тысячи аккаунтов), а в Instagram имеем 10 тысяч постов от трех тысяч пользователей, которые писали о политике", — уточнил директор аналитической компании Singularex Евгений Мусиенко.
Читайте также: Facebook и Instagram удалили по миллиону ботов в Украине
При этом он добавил, что при формировании выборки не проверялось наличие и количество ботов, поскольку страницы пользователей соцсетей выбирались случайно. Со своей стороны, Матвиишин уточнила, что они не были обнаружены при анализе, в частности, политических сообщений в Facebook и VK.
По материалам: ukrinform.ru