Голодомор. О чем рассказывают памятники-2

Голодомор. О чем рассказывают памятники-2

Скульптура женщины в селе Сокиринцы сподвигнула Ющенко к чествованию памяти жертв геноцида по всей Украине

В этом году для разговора о Голодоморе 1932-1933 годов мы выбрали не совсем привычный ракурс. Корреспонденты Укринформа поинтересовались – какие мемориалы и памятные знаки в честь жертв этой трагедии стоят в городах и селах Украины.

В первой части публикации мы рассказали о руководителе Харьковского областного отделения Народного Руха Владимире Пасичнике, который стал инициатором увековечения памяти жертв Голодомора еще до обретения Украиной независимости; о председателе колхоза на Житомирщине Иване Осадчуке, которому благодарные односельчане поставили памятник за то, что «в страшні роки Голодомору він врятував село від голодної смерті»; о самом высоком в Украине мемориале жертвам Голодомора на Житомирском шоссе в Днипре и об истории создания мемориала в селе Пески Сумской области.

Другие примеры неказенного, а часто даже жертвенного чествования памяти вымореных большим голодом украинцев – читайте во второй части журналистского материала.

ЗЕМЛЯКИ УСТАНОВИЛИ ПАМЯТНИК НА МОГИЛЕ УБИТОГО ВО ВРЕМЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

На горе возле села Райгородка Сватовского района Луганской области, где когда-то было село Сергеевка, состоялось чествование Ивана Кравченко – простого селянина, которого забили до смерти так называемые уполномоченные во время коллективизации.

Об этом корреспонденту Укринформа сообщил городской председатель Сватово Евгений Рыбалко.

«Инициатором установки памятника стал житель Райгородки Андрей Ширков. К нему обратилась внучка Ивана Кравченко Любовь, которая сейчас живет в Израиле. Ей уже 60 лет. Ее просьба была немного неожиданной: она давно хотела разыскать место, где был похоронен ее дед и установить на нем крест, но только сейчас смогла выйти на связь с его земляками с помощью интернета», – рассказал Евгений Рыбалко.

От Любови стало известно, что Иван Кравченко родился в 1904 году. Имел жену и пятеро детей. Семья считалась зажиточной. И вот, как написала в письме внучка, в сентябре 1937-го к Кравченко заявились, как это тогда называлось, «уполномоченные лица» – чтобы реквизировать в пользу совхоза всю скотину и что-то из имущества.

Иван встретил незваных гостей с вилами; возле него стала и жена, хотя он приказал ей взять детей и бежать к родственникам. Однако силы все равно были неравными, и через три дня Иван умер от многочисленных ушибов.

Коммунистическая власть похоронить селянина разрешила, но запретила ставить на могиле крест. Так могила и простояла без памятного знака до недавнего времени.

…Эту историю Люба услышала от своей бабушки; собственно, она и сама ребенком часто ходила на могилу деда, поэтому кое-что помнила о ее местонахождении. По ее ориентирам Андрею Ширкову и его друзьям удалось найти место захоронения Ивана Кравченко.

Вместо креста семья Ширковых установила памятник. Здесь, на месте захоронения, Андрей зачитал письмо от внучки Ивана Кравченко Любови:

«Для меня мой дед Иван – святой. Для меня он герой… Советской власти не нравилось, что люди не хотят идти в колхозы, – и тогдашняя власть решила провести раскулачивание. После гибели Ивана жена и дети пухли от голода, но выжили, и сегодня у него уже взрослые внуки и правнуки», – написала женщина.

Панихиду на могиле убитого земляка провел протоиерей Свято-Успенского прихода Православной церкви Украины Дмитрий Романкив.

Кстати, Сергеевка была основана еще в 30-х годах XIX века; накануне коллективизации здесь проживало около тысячи жителей. Сегодня от богатого села остались одичавшие остатки садов и изредка – руины сельских хат.

Последнего жителя здесь видели лет пятнадцать назад.

НИКОЛАЕВ. ВО ВРЕМЯ ГОЛОДА ЧЕРЕЗ ПОРТ ВЫВОЗИЛИСЬ ТЫСЯЧИ ТОНН ЗЕРНА

На перекрестке Херсонского шоссе и улицы Круговой в Николаеве возвышается 15-метровый знак Памяти жителям области, которые стали жертвами Голодомора в Украине 1932-1933 годов.

Этот мемориальный курган был создан в 1993 году к 60-й годовщине Голодомора по инициативе Народного Руха Украины. Тогда здесь был установлен дубовый крест, подаренный организацией «Просвита» Сокальского района Львовской области. В 2003 году памятник реконструирован. Главную конструкцию и крест изготовили из металла, терновый венок – из алюминия, колокола – из бронзы. В 2008 году благоустроили территорию вокруг памятного знака, облицевали гранитной плиткой подпорную стену насыпного холма.

По приблизительным подсчетам, на территории нынешней Николаевской области умерло от голода не менее 100 тысяч человек. И по этому ужасающему показателю этот край занимал шестое-седьмое место в Украине. Но многие специалисты утверждают, что эта цифра очень занижена, на самом деле пострадавших гораздо больше. Среди сторонников такого мнения – и директор Государственного архива Николаевской области Лариса Левченко, которая много времени посвятила изучению этих событий.

«Тогда Николаевщина не была отдельной областью, а входила в состав Одесской. Поэтому посчитать точное количество пострадавших очень трудно. Когда мы составляли “Книгу памяти жертв Голодомора” в нашем регионе, то опрашивали людей в каждом районе, населенном пункте, а еще – пользовались сохранившимися метрическими книгами, потому что основная их часть была уничтожена. Рассказы очевидцев ужасали. Люди вымирали целыми семьями. Если кто-то один из семьи выживал, то часто прибегал к самоубийству, потому что невмоготу было терпеть. Были случаи каннибализма, и не единичные. Ужасытого времени трудно пересказывать, но все это подтверждают архивные документы», – рассказывает Левченко.

По ее словам, архив Николаевской области время от времени организовывает онлайн- выставки документов, посвященные Голодомору. Одна из них – «Експорт хлібних продуктів у Миколаївському порту 1923-1937 роки». Ведь, начиная с 1862 года Николаев был центром экспорта зерна. Этот процесс продолжался и во все периоды Голодомора в Украине.

Николаевская контора по экспорту хлебных продуктов была организована в 1923 году и подчинена акционерному обществу «Экспортхлеб» (г. Москва). Она обеспечивала хранение хлебопродуктов, предназначенных для экспорта, и отгрузку их в порту на пароходы для транспортировки за рубеж. Архивные данные свидетельствуют, что в то время, когда люди массово умирали от недостатка еды, огромное количество хлеба экспортировалось в Германию, Норвегию, Италию, Англию, Сингапур и другие страны. Вывозили рожь, пшеницу, ячмень, кукурузу и даже жмых.

Вот только некоторые цифры и факты из документов морпорта того времени. Так, в сентябре 1932 года, согласно оперативным отчетам о движении экспортных хлебогрузов в николаевском порту, план по вывозу пшеницы выполнен на 133 процента. Вместо запланированных 43,2 тыс. тонн, подготовлено к вывозу 57,7 тыс.

Еще один пример. 1933 год, документ под названием «Про завантаження пароплавів і розрахунки по них». За рубеж через 4 порта (Мариуполь, Херсон, Новороссийск, Николаев) вывезено зерна на 55 пароходах, больше всего из Николаева – 41. Одной только пшеницы отгружено 202 миллиона 468,2 тыс. кг. И это только 59,7 % от того, что планировалось.

ЧЕРНИГОВЩИНА. ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ГОЛОДОМОРА В СОКИРИНЦАХ

Памятник жертвам Голодомора 1932-1933 годов в селе Сокиринцы Срибнянского района Черниговской области можно считать своего рода катализатором процесса повсеместного чествования памяти трагически погибших от голода украинцев. Ведь именно он в 2004 году натолкнул на такую идею тогда еще кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко.

Об этом корреспонденту Укринформа сказал и.о. старосты села Сокиринцы Срибнянской ОТГ Анатолий Маснуха.

"Ющенко был шокирован тем, что в такой глубинке, как наша, есть такой трогательный памятник. И тогда у него родилась мысль о необходимости чествования памяти жертв Голодомора по всей Украине", – сказал он.

Памятник жертвам Голодомора в Сокиринцах открыли еще в 1993 году недалеко от одного из четырех сельских кладбищ – того, что в центре села. Он представляет собой размещенную на земляном возвышении и постаменте скульптуру изможденной женщины с мертвым ребенком на руках. Позади – крест, обвитый колючей проволокой. Перед скульптурой – чаша для вечного огня (сейчас туда ставят свечи), внизу выгравирована надпись: "Вони хотіли б жити, плекать і творить, кохати і народжувати. Злодіяння катів народу непростимі повік".

С идеей установить памятник жертвам Голодомора в Сокиринцах к властям в свое время обратился местный скульптор Леонид Гомон. Сельсовет, школа и аграрный лицей – все пошли ему навстречу, поддержали, как могли, – и памятник был сооружен.

Читайте также: Голодомор. О чем рассказывают памятники

По приблизительным оценкам, от голода в 1930-х годах в Сокиринцах умерло около 400 человек.


Памятный крест в с. Веприк

Памятный знак в с. Иваница

Всего в Черниговской области на чествование памяти жертв Голодомора установлено более 90 крестов, памятников и памятных знаков. Кроме сокиринского, ранними среди них является памятный крест в селе Веприк Бобровицкого района, установленный еще в 80-х годах ХХ века, и памятный знак 1992 года в с. Иваница Ичнянского района. Оба были инициированы жителями или выходцами из этих населенных пунктов. Большое количество монументов появилось в 2007-2008 годах на выполнение распоряжения первых лиц государства.

По подсчетам исследователей, всего за 7 месяцев Голодомора 1932-1933 годов в Черниговской области погибло более 350 тысяч человек – больше, чем за период Второй Мировой войны (262 тыс).

АНГЛИЧАНИН И ЗАПОРОЖСКИЙ ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ГОЛОДОМОРА

В Запорожье на подворье Свято-Троицкого кафедрального собора УПЦ Киевского патриархата уже 11 лет стоит памятник жертвам Голодомора 1932-1933 годов. Деньги на его строительство дал запорожец Филипп Тараненко, который долго жил и работал в Англии. Памятник он установил в честь своего отца, который погиб от голода в Запорожье в 1933 году. Этот монумент стал вторым в Запорожье.

К сожалению, сегодня не осталось в живых ни “английского дедушки”, ни скульптора Сергея Гресика – автора памятника, ни архиепископа Запорожского и Мелитопольского УПЦ Киевского патриархата Григория, который его освящал.


Архиепископ Запорожский и Мелитопольский УПЦ Киевского патриархата Григорий

Поэтому воспоминаниями о “рождении” этого монумента с Укринформом поделилась жена скульптора, председатель Запорожской организации Национального союза художников Ирина Гресик.

“Идея создания памятника возникла весной 2008 года. К Сергею (Гресику – авт.) обратился Филипп Тараненко и владыка Григорий. Памятник нужно было сделать и установить до ноября”, – вспоминает Ирина.

Было разработано несколько эскизов, но из-за сжатых сроков и финансовых ограничений – пришлось остановиться на двухметровом постаменте с гранитным крестом сверху, на котором выгравирован силуэт матери с ребенком, умершим от голода. Постамент символизирует собой четыре стороны света, на каждой из них – цитаты из Библии.

“Руководство Янцевского гранитного карьера помогло с камнем. Сергей фактически ничего не заработал тогда. Тема была сложной, сложным был и монтаж самого памятника. Очень важно было, чтобы он был надежным, поэтому Сергей продумывал каждую деталь конструкции. Он был доволен результатом. Помню, как тогда сказал владыка Григорий: “Такое впечатление, будто высшая сила спустила с небес этот памятник. Он – на своем месте”. Доволен был и Филипп Николаевич. Тогда сбылась его мечта”, – вспоминает Ирина Гресик.


Филипп Татаренко во время освящения памятника

Кстати, Тараненко сначала хотел установить памятник совсем в другом месте – в Заводском районе, в парке. Именно там, по данным некоторых исследований, были похоронены тысячи людей, которые погибли от голода. Но тогдашние местные власти отказали меценату. Эмигранта поддержал архиепископ Григорий – и разрешил установить памятник на территории церкви.

Ирина также рассказала, что у Филиппа Николаевича была целая коллекция фотографий с изображением различных памятников. Он собирал их, чтобы когда-нибудь создать собственный – в память о тех людях, которые пухли и погибали от голода.

После открытия монумента семья Гресиков поддерживала дружеские отношения с Филиппом Тараненко. Он был частым гостем на разных выставках, которые проводил Союз художников.

Тараненко родился 27 ноября 1913 года. В Англию он попал в 1946-м с женой Александрой. Там он несколько лет проработал токарем. После смерти жены решил вернулся в Запорожье, где жила его младшая сестра. Приехав домой, эмигрант не только построил памятник, но и подарил запорожской «Просвити» под офис трехкомнатную квартиру в центре города. Умер “английский дедушка” на 102-м году.

Михаил Бублик, Алла Мирошниченко, Наталья Потапчук, Ольга Звонарева. Укринформ

Фото авторов и с сайтов svatove.city, zvid.webnode.com.ua, holodomor-monuments.org

Начало: Голодомор. О чем рассказывают памятники

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version