Счетная палата провела аудит проекта НУШ

Счетная палата провела аудит проекта НУШ

Реализация проекта "Новая украинская школа", на который из госбюджета уже выделено более 2,2 млрд грн, ограничена многочисленными управленческими просчетами и существенными рисками неэффективного внедрения.

Об этом свидетельствуют результаты аудита эффективности использования средств субвенции из госбюджета местным бюджетам на обеспечение качественного, современного и доступного общего среднего образования "Новая украинская школа", проведенного Счетной палатой.

Как напомнили в ведомстве, концепция НУШ предусматривает внедрение нового образовательного пространства. В частности, должны быть созданы пространства для учебно-познавательной деятельности; игры; художественно-творческой деятельности; отдыха с ковром для сидения и игры, стульями, креслами-пуфами и т. п. Каждый ребенок должен учиться за одноместными столами и стульями. Но в действующих ГСН проектирование зданий с учетом создания таких ячеек и возможностей трансформации мебели не предусмотрено. Кроме того, Министерство здравоохранения не пересмотрело крайне устаревшие санитарные правила и нормы устройства, содержания школ и нормы безопасности игрушек и игр для здоровья детей. А Минэкономразвития не актуализирован ДСТУ/ГОСТ для мебели, которые должны закупаться для школ.

"При таких условиях и ограничениях эффективно внедрить новое образовательное пространство в школах невозможно. Нужна незамедлительная надлежащая реакция МОН и председателей ОГА. Министр Анна Новосад решительно включилась в этот процесс, что подтвердила на заседании Счетной палаты. Осложняют ситуацию несвоевременные и некачественные управленческие решения на местах и зачастую бесконтрольность со стороны облгосадминистраций", – заявил ответственный за организацию и проведение аудита заместитель председателя Счетной палаты Андрей Майснер.

Как отмечается в сообщении, аудиторы Счетной палаты проверили ситуацию в 127 школах девяти регионов. В течение 2018-го – девяти месяцев 2019 года открыто ассигнований на 2 млрд 279 млн грн. Использовано 80% – 1,83 млн грн, 17% (391 млн грн) – по состоянию на 1 октября этого года не использованы и находились на счетах местных бюджетов и бюджетных учреждений, а 57 млн грн – на конец 2018 года возвращены в государственный бюджет.

Читайте также: Большинство украинцев знают о реформе НУШ — исследование

По данным Счетной палаты, из использованных средств по 36% ушло на закупку современной мебели и дидактических материалов, 18% – компьютерного оборудования и соответствующего мультимедийного контента, 10% – на подготовку тренеров-педагогов, супервизоров, проведение супервизии и повышение квалификации педагогических работников.

"Старейшая школа в Украине, которая функционирует до настоящего времени, построена в 1732 году, самая новая – 2019 год. На начало 2018/2019 учебного года требовали текущего ремонта свыше 20% комнат первых классов. Более трети ремонтов классов оплачивают родители. Существует и проблема с переполненностью классов. На начало 2018/2019 года показатель достиг 13% от общего количества первых классов. В них обучаются более 30 первоклассников. По Киеву этот показатель составляет 30%, а по Днепропетровской области – 36%. Площадь половины помещений первых классов меньше допустимого – 60 кв. м, или менее 2 кв. м на одного ученика. Из-за нехватки площади вышеуказанные пространства создаются в лучшем случае в коридорах. Поэтому субвенция используется преимущественно для улучшения материально-технической базы школ, а не на внедрение новой образовательной среды — что искажает цель и содержание проекта", — говорится в сообщении.

Как отмечается, аудиторы обнаружили, что большинство закупленных для начальных классов школьной мебели и дидактических материалов – некачественные. Более того, в отдельных случаях возникли сомнения относительно их безопасности – на 21 из 29 проверенных объектов не было сертификации качества и выявлено несоответствие нормам и стандартам.

Читайте также: Счетная палата проведет аудит Рады двух созывов

"На приобретение школьной мебели для первых классов – одноместных столов и стульев – в государственном бюджете МОН заложило 359,5 млн грн. Но чтобы создать новые условия обучения согласно концепции НУШ, в первый год реализации реформы этой суммы недостаточно. На 2019 год сумма субвенции вообще была уменьшена. Поэтому, по расчетам аудиторов, чтобы купить при таких условиях финансирования новую современную мебель для всех школьников, понадобится минимум 5 лет. При этом приобретение мебели не является целью проекта, а лишь одной составляющей введения нового образовательного пространства", — подчеркнули в Счетной палате.

В ведомстве также сообщили, что за это время для учащихся первых классов не созданы равные условия по обеспечению их современной мебелью, компьютерной техникой, мультимедийным контентом. Например, из 89 первых классов Московского района Харькова компьютерное оборудование приобретено для 51 класса. А для остальных, в которых обучалось в 2018/2019 учебном году 1066 учащихся, это оборудование не закуплено.

Кроме того, как заявили в Счетной палате, Минобразования не утвердило четкого и достаточного перечня дидактических материалов, музыкальных инструментов, современной мебели, компьютерного оборудования, соответствующего мультимедийного контента, которые должны были закупаться за средства субвенции. Существует лишь примерный перечень, в котором есть те средства, которыми школы должны были быть оснащены еще до внедрения реформы НУШ. Закупки мебели и технических средств обучения каждое районное подразделение по вопросам образования проводит отдельно, и так по всей стране.

Не была учтена также потребность в финансировании повышения квалификации и оплаты труда ряду категорий педагогов.

Читайте также: Счетная палата проведет аудит Минздрава за годы управления Супрун

"Фактически деньги субвенции распылялись между мероприятиями, для распорядителей главное было их быстрее использовать, но достигнуты ли при этом поставленные задачи, никто не анализировал. Установлено также, что Кабинет министров и МОН должным образом не контролировали соблюдение софинансирования за счет средств местных бюджетов закупку и доставку товарно-материальных ценностей для школ. МОН не собирало с департаментов образования и органов местной власти информацию о потребности в средствах субвенции. Поэтому бюджетные запросы, поданные Минобразования Минфину относительно объема субвенции на 2018 и 2019 годы в сумах 1,36 млрд и 1,3 млрд не имеют обоснования о необходимости выделения таких расходов", — отметили в ведомстве.

Как сообщили в Счетной палате, в общем объектами аудита стали МОН, 29 структурных подразделений по вопросам образования местных госадминистраций и советов, 127 школ Днепропетровской, Донецкой, Киевской, Львовской, Одесской, Сумской, Харьковской, Хмельницкой областей и Киева.

По результатам аудита использованных средств в этих регионах выявлено почти 46 млн грн убытков государству и местным громадам в результате закупки технических средств обучения, которые не отвечают потребностям, нормам и стандартам. Кроме того, 32 млн грн использовано с нарушениями законодательства в сфере публичных закупок и выполнения договорных отношений, 8 млн грн – использовано непродуктивно и неэкономно.

Также установлено 24 случая использования средств субвенции по признакам уголовных правонарушений по статьям 191 (Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением), 364 (Злоупотребление властью или служебным положением), 367 (Служебная халатность) Уголовного кодекса. Информация об этом будет направлена в Генеральную прокуратуру, отметили в Счетной палате.

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version