Задержание Косяка: как эта история повлияет на переговоры по Донбассу

Скорее всего, последствия будут очень негативными. Россия устроила эту провокацию на момент пребывания в Украине миссии сразу нескольких международных организаций, в частности ОБСЕ и ООН, которые исследуют нарушения прав человека как в зоне конфликта, так и непосредственно в Украине.

Задержание боевика «ЛНР» Косяка. Фото — 5.ua

Кроме того, Кремль показательно использует эту спецоперацию для полного вытеснения или по крайней мере частичного уменьшения мандата СММ ОБСЕ.

Не случайно после задержания «разведчика», Россия сразу же начала шантажировать Украину и Запад угрозами вообще запретить деятельность миссии ОБСЕ или существенно ограничить ее деятельность в ОРДЛО. В оккупированном Донецке состоялись митинги «активистов» с требованием запретить деятельность СММ, а главарь «ЛНР» Леонид Пасечник распорядился ограничить маршруты патрулирования миссии ОБСЕ.

Причем в первую очередь, оккупанты ограничивают работу миссии в районах «пилотного» разведения войск. Именно после инцидента с задержанием Косяка, СММ ОБСЕ зафиксировала резкое увеличение количества нарушений прекращения огня со стороны участников незаконных вооруженных формирований вблизи поселка Золотое. Более того, оккупанты активно сворачивают деятельность СММ ОБСЕ и на проблемном участке украино-российской границы, в частности в районе пунктов пропуска Изварино и Должанск.

Есть еще одна причина, почему Россия подбросила Украине террориста Косяка именно в нынешний период. Эта спецоперация была разыграна под визит заместителя государственного секретаря США Виктории Нуланд в Москву и нынешний визит в Украину министра обороны США Ллойда Остина. Плюс — заявление президента Владимира Зеленского о встрече в ближайшие недели министров стран нормандского формата.

Обратите внимание, что после задержания террориста Косяка, Россия фактически заблокировала Минский формат и заявила о его недееспособности из-за позиции Украины. Также Москва заявила о невозможности проведения запланированной встречи в нормандском формате, переложив ответственность за это срыв на Украину.

Я не исключаю, что в ближайшее время Кремль перейдет к грубому военному давлению на Украину. В этом контексте, России очень невыгодно присутствие в ОРДЛО миссии ОБСЕ, которая хотя бы условно, но собирает и выдает информацию о передислокации мест накопления и фиксацию количества нарушений со стороны террористов.

Открытым остается вопрос, понимают ли украинские силовики все эти угрозы и последствия подобной операции Кремля.

К сожалению, в истории с Косяком СБУ не учла опыт предыдущих аналогичных операций, в частности похищения террориста «ЛНР» Владимира Цемаха. Напомню, что тогда все началось с вбрасывания в СМИ информации о том, что он причастен к сбитию малазийского Боинга МН17 и даже был руководителем ПВО «ДНР». Однако несмотря на это, украинская сторона провела операцию по его задержанию, в ходе которой даже погибли спецназовцы. Между тем, международный трибунал не признал Цемаха ключевым свидетелем. Зато Россия пыталась использовать задержание Владимира Цемаха для блокировки обмена пленными.

Примерно аналогичная ситуация происходит сейчас и с Андреем Косяком. Кремль использует этот факт для блокирования работы СММ ОБСЕ и блокировки выполнения гуманитарной составляющей и обмена пленными.

Напомню, 13 октября ВСУ задержали гражданина РФ Андрея Косяка, который зашел на оставленные украинские позиции вблизи КПВВ «Золотое». Он был в составе группы, которая имела разрешение на оборудование КПВВ со стороны оккупантов, имела повязки Общего центра по контролю и координации (СЦКК), и под предлогом разминирования осуществляла разведку оставленных позиций ВСУ. После задержания, у Косяка изъяли оружие и боеприпасы, а также телефон с доказательной базой его преступлений. Украина отправила террориста под арест. Однако Россия и оккупанты неожиданно начали агрессивно требовать вернуть его и ограничили работу Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ.

Exit mobile version