Астрономы смогли обнаружить две эталонные сверхземли

С помощью космического телескопа TESS астрономам удалось отыскать две короткопериодические каменистые планеты, которые смогли избавиться от своей первичной атмосферы, но нарастить новую из собственного материала. Обе принадлежат к классу сверхземель и имеют очень короткий период обращения вокруг своих родительских звезд – красных карликов, длящийся меньше суток. А благодаря тому, что они транзитные, их отнесли к «эталонам», по которым будут исследовать формирование подобных планет и эволюцию их атмосферы.

Астрономы обнаружили сверхземли. Фото — nauka.ua

Как информирует «НБН», первые результаты наблюдений за ними исследователи опубликовали в The Astronomical Journal. Планеты с ультракоротким периодом зачастую не превышают двух земных радиусов по размеру и принадлежат к классу экзопланет, которым достаточно менее суток для вращения вокруг своей родительской звезды. Впервые их начали наблюдать еще в конце 2000-х годов и на сегодняшний день уже зарегистрировано более 100 таких планет. Однако количество хорошо охарактеризованных ультракороткопериодических планет с точно измеренными массами и радиусами невелика. В частности, полная характеристика есть только для двух планет вокруг красных карликов LTT 3780 и GJ 1252. Но благодаря большой международной команде исследователей из 29 научно-исследовательских институтов этот скромный список пополнился еще двумя объектами TOI-1634b и TOI -1685b, которых нашли по данным телескопа TESS.

Оба кандидата находятся в созвездии Персея и примерно на одинаковом расстоянии от Земли: TOI-1634b находится в 114 световых годах от нас, а TOI- 1685b в 122. Астрономы подтвердили, что эти объекты являются скалистыми над землей на сверхкоротких орбитах, которым нужно меньше 24 часов, чтобы совершить путешествие вокруг своих звезд. Их звезды имеют одинаковые характеристики, а химический состав планет соответствует земному. В TOI-1634b радиусом в 1,7 земного и массой в десять земных период обращения составляет 0,9 дня, а в гораздо меньшей TOI-1685b массой 3,43 земных и радиусом в 1,4 земной всего 0,6 дня.

TOI-1634b, кстати, оказалась самой массивной ультракороткопериодичной планетой, что делает ее эталонной для оценки предельного размера ядер таких скалистых планет, а также проверки сценариев их формирования. Впрочем, идеальными для проверки гипотез их делает другая характеристика. Так, наблюдения с помощью инфракрасного доплеровского спектрографа, установленного на телескопе Субару, показали, что планеты «голые», им не хватает первичной толстой водородно-гелиевой атмосферы. Так, ученые впервые могут наблюдать за вторичной их собственной которая состоит из газов, выходящих из поверхности планеты.