М. Козуненко-Бойко: «Учителя предпочитают не замечать буллеров, которые травят своих сверстников»

М. Козуненко-Бойко: «Учителя предпочитают не замечать буллеров, которые травят своих сверстников»

В последнее время слово «буллинг» все время на слуху: на тему детской травли проводятся лекции и семинары, психологи открыто говорят об этой проблеме в украинских школах, а в СМИ то и дело всплывают очередные шокирующие видео с  избиениями детей своими сверстниками. Как реагировать на буллинг правильно, если вы стали жертвой или оказались в роли родителей или учителей? Что нужно знать о природе буллинга, чтобы не допустить факта травли в детском коллективе? Об этом журналист ГолосUA узнал у врача-психотерапевта Марины Козуненко-Бойко.

— Марина, почему тема буллинга сейчас особенно актуальна?

— Начать нужно с того, что само понятие «буллинга» было всегда – просто называли его всегда по-разному. И только начиная с 1993 года, эту проблему начали открыто обсуждать и придавать ей общественное значение.

— Почему возникает буллинг в детском коллективе?

— Причины для травли могут быть разными. Но главный фактор, который оказывает влияние на буллера (агрессора, инициатора травли. – Авт.) – это окружающая среда: школа, семья, насильственные эпизоды, увиденные ребенком в СМИ и т.д. Дети считывают информацию с социума, в их природе нет принципа угнетения – мир взрослых добавляет им «пищи». Когда взрослые посмеиваются над политиками или над кем-то из своих знакомых при детях, то подростки думают: почему им можно – а нам нельзя? Только дети не останавливаются на словах, они переходят к делу – так психологический террор становится еще и физическим.

— Какой возраст характерен для школьного буллинга?

— Первые пробы появляются в начальной школе (3-4 класс): попадая в коллектив, дети начинают прощупывать почву и понимать границы дозволенного.  Более обширных масштабов травлю можно встретить  среди детей в возрасте 11-15 лет. В этом временном отрезке у подростков буллинг часто переходит от психологического к физическому насилию. В этом возрасте префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за оценку и контроль ситуации (эмоций, действий), еще не сформирована. Именно поэтому подростки еще не могут адекватно оценить как важность ситуации, так и ее последствия.

— Можно ли говорить о травле, как о некой закономерности в среде подростков?

— Версия о том, что факт буллинга в детском коллективе является закономерным процессом формирования подростка – это миф. Большинство людей склонны думать, что когда дети вырастут, их насильственное отношение к другим прекратится. На самом деле, оно просто трансформируется. Буллинг – это такая игра за власть с получением удовольствия от причиняемого вреда другим и вознаграждения: психологического — в виде признания, или материального. Стоит отметить, что игра эта во многом зависит от коллектива. В одной группе буллер может подавлять большинство, но перейдя в другую школу, он сам может оказаться в роли жертвы.

— Как нужно вести себя ребенку, который оказался в такой ситуации?

— Во-первых, ребенок не должен бояться рассказать о проблеме взрослому. Решить проблему буллинга может только взрослый. Как правило, наиболее доверительные отношения у школьника с мамой или папой, но тут есть обратная сторона медали – не все настолько дружны с родителями, чтобы раскрыть им факт травли в классе. Родитель должен сам подойти к учителю, а не к другому ребенку, иначе будет вызван обратный эффект. Очень важно понимать, что родители не имеют права разбираться с чужими детьми. Во-вторых, ребенок должен обратить внимание на телефон горячей психологической помощи – такие плакаты с номерами горячих линий есть в каждой школе. Национальная детская «горячая линия» психологической помощи: 0800500225. Чего точно не стоит делать – показывать свои умения договариваться. В случае с буллингом в детском или подростковом коллективе они не работают.

— Какие ошибки допускают родители, чей ребенок стал для одноклассников «козлом отпущения»?

— Родители «жертвы» часто идут ругаться с родителями буллера, что превращается в конфликты между родителями. Некоторые желают выступить перед классом в защиту своего чада, чего делать категорически нельзя, этим вы можете только навредить. Наиболее разумно в этом случае – идти к учителю, поставив перед этим в известность администрацию школы. Безусловно, здесь очень важно вмешательство специалиста, который понимает, как эта проблема звучит и развивается. Есть еще такие популярные истории, когда родители говорят ребенку: «ты должен дать сдачу обидчику» или «не обращай внимания». Это не что иное – как семейный буллинг. Как результат, ребенок будет страдать и вынашивать всю эту ситуацию в себе – и никто не знает, чем это может закончиться. Что касается совета бить в ответ – то тут нужно различать обычную драку среди мальчиков и систематическое избиение – советы бить в ответ тут не применимы. Часто попытка дать сдачу – это вовсе не гарантия того, что буллинг прекратится, он только усилится.

— Перевести ребенка, которого «травят» в классе, в другую школу – это выход?

— Это хороший вариант решения проблемы. Один из мифов буллинга состоит в том, что при переводе ребенка в другой класс ситуация с травлей продолжится – это далеко не всегда так. Другая школа – это новый коллектив, новые знакомства, здесь ситуация может кардинально измениться.

— Почему большинство учителей предпочитают не вмешиваться в ситуацию с травлей в классе?

— Такая тенденция существует, потому что учитель не понимает своей роли в этом процессе. Другими словами: будет проводиться буллинг в коллективе или нет – полностью зависит от учителя. Как ни странно это прозвучит, но педагог может не только прекратить травлю в коллективе, но и сам ее спровоцировать. Как обычно начинается буллинг? Объектами травли может стать любой «не такой, как все» ученик: умный/глупый, кучерявый/рыжий, худой/полный, высокий/низкий подросток. Главное, чтобы это был человек с низким уровнем сопротивляемости, очень чувствительный, ведь иным может быть любой человек. Буллер, выбирая жертву, старается задеть ее  за живое – стоит сказать, что получается у него это в 80% случаев. И здесь очень важно, как поведет себя учитель: в его силах пресечь буллинг на корню – другое дело, что многие учителя попросту закрывают на это глаза, считая буллинг обычными детскими конфликтами. В школах еще есть традиция устраивать классные часы после уроков, но на них мало кто обсуждает психологическую сторону вопросу: с детьми говорят об оценках и поведении, но не о чувствах и отношениях. Преподаватель характеризирует себя, как специалиста, который может научить знаниям, но при этом не учит пониманию детей.

— Какая роль школьного психолога в ситуации с травлей ребенка?

— В идеале школьный психолог нанимается на работу с целью предотвратить буллинг в детских коллективах. Но в реальности мы сталкиваемся с тем, что такие специалисты просто не обучены этому – есть еще очень мало материалов по этой теме. Часто школьные психологи поручают читать 11-классникам лекции в младших классах о буллинге – это не имеет никакого эффекта.

— Как родителю защитить ребенка от травли в классе?

— Родителям важно воспитывать в ребенке уверенность в себе с самых ранних лет. Ребенок всегда должен знать, что дома его поддержат и не осудят, а его особенности – это и есть его преимущества.  Еще один важный момент – научить ребенка шутить. Если ребенок в ответ на грубость начинает шутить – он как бы перестает поддерживать игру буллера, и самому обидчику становится неинтересно. Родителям важно понимать, что доверительные отношения в семье позволят избежать многих детских травм. Взрослые не в силах оградить ребенка от возможного насилия в школе, но они всегда могут помочь своему ребенку избежать травли и других факторов агрессии в детском коллективе. Очень важно, чтобы, наконец-таки, тема буллинга зазвучала громко. Если о нем начали говорить и наводить резкость, то и результат будет – просто от изменения отношения к буллингу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По материалам: golos.ua

Exit mobile version