Судьба «ядерной сделки»: что США потеряли, а ЕС нашел в Иране

Судьба «ядерной сделки»: что США потеряли, а ЕС нашел в Иране

Накануне Исламская Республика Иран и Европейский Союз официально заявили о подписании принципиально нового договора в энергетической сфере. Документ предусматривает интенсификацию поставок в Европу нефти и газа взамен на дополнительные европейские преференции Тегерану. Как утверждают эксперты, это стало ударом по Соединенным Штатам, которые на прошлой неделе в одностороннем порядке  вышли из так называемой «ядерной сделки по Ирану».

Предполагается, что в ближайшее время Вашингтон введет санкции уже против «ирано-европейского конгломерата», что в свою очередь, чревато не только новыми торговыми, но и дипломатическими войнами между США и их вчерашними главными союзниками.

По сути, произошло то, чего Белый Дом никак не ожидал. Абсолютное большинство стран ЕС категорически осудило выход Вашингтона из пресловутой «ядерной сделки», которая в свое время гарантировала мир и стабильность далеко за пределами Персидского залива. Подписывая соответствующий отказ от всех ранее взятых на себя обязательств, американский президент явно не рассчитывал на то, что и его французский коллега Эммануэль Макрон, и премьер-министр Британии Тереза Мэй и даже канцлер ФРГ Ангела Меркель проявят собственный характер, коллегиально решив остаться в рамках пока еще действующего Соглашения с Ираном. Сразу следует оговориться – формально демарш Соединенных Штатов на «сделке» никоим образом не скажется.

Изначально суть Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписанного в 2015 году в рамках формулы «1+5» (Иран с одной стороны и США, Россия, Франция, Великобритания и Китай с другой, — Авт.) сводилась к главному: Тегеран отказывается от разработок в ядерной сфере в обмен на полное снятие с него международных экономических и политических эмбарго. «Прекратив членство в СВПД, Америка оставила за собой право возобновить санкции против ИРИ, и, вполне вероятно, они могли бы ощутимо ударить по Тегерану, — отметила в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский обозреватель Мари Пьюдеба. – Однако в ход событий вмешался ЕС: он не только не собирается вводить какие-либо ограничения на торговлю с Ираном, но и рассматривает его, как потенциального экономического партнера».

А вот последнее обстоятельство уже может ударить по самим Соединенным Штатам. Все дело в том, что, оставшись в рамках СВПД и подписав с ИРИ новое энергетическое соглашение, Объединенная Европа резко увеличит объемы закупки у Ирана качественной нефти и газа, соответственно сократив подобные торговые операции с Америкой. Но дело даже не в этом. Образно выражаясь, в Иране США в определенной степени потеряли свой статус хозяина положения. «Трампу впервые доходчиво объяснили: дескать, не хотите придерживаться норм подписанной сделки – пожалуйста, забудьте о ней, мы же (страны Евросоюза, Россия и Китай, — Авт.) будем их соблюдать и по возможности извлечем из этого максимальную выгоду, — констатировал ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Такой поворот явно серьезно задевает амбиции, как самого Трампа, так и его администрации».

Похоже, действительно задевает. На днях Комитет Сената предложил на рассмотрение главы государства план введения так называемых «чрезвычайных санкций» в отношении Ирана, а также некоторых ограничений на экспортно-импортные операции с Европейским Союзом. По утверждению многих аналитиков, оба направления тесно связаны между собой. Иными словами, частично потерявшие свой авторитет американские власти в завуалированной форме пытаются отомстить своим союзникам за некое «предательство» или, вернее, проявленное определенное упрямство.

Как бы там ни было, идти на попятную Брюссель не собирается. Как заявил на переговорах в Тегеране Еврокомиссар по вопросам энергетики Мигель Ариас Каньете, именно в Иране ЕС «нашел надежных и перспективных партнеров». Помимо прочего, президент Франции Эммануэль Макрон заверил мировое сообщество, что «ядерная сделка» с Исламской Республикой Иран с уходом США попросту «прошла проверку на прочность». С аллегорией французского лидера трудно не согласиться.   

По материалам: golos.ua

Exit mobile version