Ю. Челикпазу: «Украинская отрасль туризма сегодня – это, по сути, Дикий Запад»

Ю. Челикпазу: «Украинская отрасль туризма сегодня – это, по сути, Дикий Запад»

Украинцев с головой накрыла волна чартерных форс-мажоров. Скандалы с задержкой авиарейсов, сорванные отпуска, испорченное настроение – вот результат нестабильной работы как авиакомпаний, так и турфирм. В разгар туристического сезона отменяют  и переносят на несколько дней рейсы в Тунис, Турцию, Египет и обратно… Сотни людей с детьми томятся в аэропортах, не имея никакой информации, что будет с ними дальше. Массовые задержки чартеров – это форменное издевательство над людьми, нарушение их прав. Оказывается, у нас никто не застрахован от срывов чартерных перевозок,  поскольку все туроператоры в Украине имеют возможность заменять и «двигать» полет. Поэтому надо выбирать тех операторов, которые давно работают на рынке, советуют эксперты И не следует гнаться за ценой. Если вы летите с авиакомпанией, которая имеет договор с туроператором,  то проблем у вас не будет, уверяют эксперты. О том, что творится на рынке туризма и рынке авиаперевозок в Украине, корреспонденту ГолосUA рассказала директор туристического on-line портала TripSee.com Юлия Челикпазу.

-Юлия, правда ли, что задержки чартерных авиарейсов  происходят по причине очень старых самолетов?

— Проблема не в том, что самолеты старые. Есть понятие «возраст самолета» и есть понятие «полетная годность», то есть, никто никогда не выпустит самолет, который неисправен. Никогда. Даже самолету может быть 26 лет, 30 лет, никто никогда не выпустит самолет, который не прошел регламентов по технике безопасности и всего остального. И ни один КВС (командир экипажа воздушного судна. – Ред.)  не полетит на таком неисправном самолете.  Понятно, что экипаж в этом же самолете летит.  Понятие «старый самолет» и понятие  «безопасность полета» нельзя смешивать между собой. Но почему старые самолеты влияют на ситуацию, в которой сейчас оказались украинские туристы при задержке чартеров, — потому что старые самолеты чаще ломаются. То есть, не то, что небезопасно лететь такими самолетами,  а то, что их чаще ставят на ремонт. Соответственно, вся чартерная цепочка валится. К сожалению, это основная проблема.

-Какие еще есть проблемы?

-Плюс, конечно, в Украине запрещены чартерным компаниям заграничные проекты. Вроде бы это делалось для того, чтобы  обеспечить национального производителя. Но теперь мы видим, что мы этот бизнес довели до абсурда. В итоге получилось, что у нас уже защищать практически нечего  на самом деле.  Пока непонятно, с чем связаны все эти инциденты с задержками авиарейсов в Тунисе, в Турции, когда люди с детьми по несколько суток сидят в аэропортах,  сидят в Жулянах люди, приехавшие из Львова, и т.д. – с туроператорами или все-таки с авиакомпаниями.  

— Где все-таки искать корень зла?

— Конечно, с авиакомпаниями у нас есть глобальная проблема. Проблема заключается в общем упадке всей отрасли авиаперевозок. Вся украинская отрасль туризма дошла  до какой-то точки и вернулась в состояние 2000-х годов. У нас, по сути, дикий Запад.  Это все началось в далеком 2010 году, когда  наши политики, которые в большинстве своем, как правило,  занимаются популистскими делами, отменили лицензирование турагентств.  То есть, до 2010 года  было понятие, что есть турагенты и есть туроператоры.  И турагенты, и туроператоры обязаны были иметь лицензию. Сейчас  остались только  туроператоры. Это лицензирование, в принципе, подразумевало  довольно жесткие меры и защищало потребителя.

 После 2010 года туры, собственно, смогли продавать все. Даже какой-то ларек у метро мог продавать туры – любое юридическое лицо получило возможность продавать  товар, средний чек которого – 1000 долларов.

-К чему привела у нас отмена лицензирования в туристической отрасли?

-Если на рынке отменяют полностью какие-то правила, то в Европе это еще может работать, но, к сожалению, у нас это привело к хаосу.  В Украине начали открываться очень много новых турфирм, потому как люди подумали, что это очень просто, можно очень быстро заработать. Это просто кажется, потому как еще Маргарет Тэтчер говорила, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.  

-Как выйти  из этой патовой ситуации?

-Надо начинать с корня. У нас есть известный эксперт в области туризма – господин Голубаха, председатель союза украинских туроператоров. Замечательный  человек, который очень давно в туризме, он стоял у истоков. Как раз именно он в 2003 году немножко привел наш закон о туризме, который в 1995 году принимался, в более-менее  приемлемое  состояние, четко определив,  кто есть туроператор и кто есть турагент, немного разграничив меры ответственности одного и второго. Он сказал, что на самом деле проблема  нашего  рынка не в туроператорах, которые, допустим, плохие, ни в авиакомпаниях. Как первоисточник того,  почему мы пришли к такому плачевному состоянию туристического рынка, это то, что практически 70% рынка турагентств  Украины находятся в тени. Они не платят налоги. В Украине есть профессиональные команды, замечательные, сильные, старейшие турагентства, которые вкладывают деньги в свое развитие,  учат персонал, у них  работают хорошие профессиональные менеджеры,  но, к большому сожалению,  большинство турагентств у нас скатилось  вот в такое состояние.

— Некоторые авиакомпании жалуются, что какой-то туроператор не проплатил им чартеры…

— Увы, все это приводит к таким инцидентам. Турагентство, которому надо демпинговать, говорит клиентам, что у них, к примеру, скидка 10%, а у него комиссия всего 10%. То есть,  они поддерживают тех туроператоров, которые пытаются продавать путевки дешевле, в результате  получается такая большая некрасивая ситуация – когда  даже «зубры» рынка, которые давно, стабильно, много лет работают на украинском рынке, имеют хорошую репутацию, тоже вынуждены скатываться к этим «товарищам», которые продают подешевле. Собственно, от этого все и начинается. Огромный многомиллиардный рынок на 70% находится в тени. 

-Если туроператор не проплатил авиакомпании чартер,  то чартер отменяется…     

-Безусловно. Все идет из тех же истоков. Туроператор пытается продать подешевле, он демпингует, пытается выжить. Это давнишняя  проблема, и мы уже докатились до такого состояния, дошли до точки, дальше уже некуда.  Туроператоры, конечно, могут банкротиться, как в России обанкротился огромный туроператор «Натали-Турс».  В данный конкретный момент у нас туроператор «Оазис» тоже пришел к состоянию банкротства, нет у них денег. У них  нет какого-то запаса финансов, чтобы вкладывать в свое развитие. У нас в Украине есть замечательные туроператоры – такие, например, как AнексТур, Пегас, Корал, Тезтур. Это стабильные компании, которые работают  на совесть. У них тоже бывают изменения чартерных программ, как мы говорим, «передвижки полетки»,  но у них это некритично по сравнению с другими компаниями на рынке.

По материалам: golos.ua

Exit mobile version