Д. Марунич: «Из-за коммунальных долгов отопительный сезон не начнется вовремя в некоторых населенных пунктах»

Д. Марунич: «Из-за коммунальных долгов отопительный сезон не начнется вовремя в некоторых населенных пунктах»

НАК «Нафтогаз Украины» требует, чтобы КП «Киевтеплоэнерго», которое с мая обеспечивает столицу теплом и горячим водоснабжением, взяло на себя долговые обязательства предшественника. Свое слово в этом вопросе должен сказать Верховный суд.  В КГГА отмечают, что эта конфликтная ситуация ставит под угрозу обеспечение Киева горячей водой. ГолосUA решил разобраться, останется ли Киев без горячей воды из-за конфликта «Нафтогаза» и «Киевэнерго», и расспросил об этом эксперта по вопросам энергетики Дмитрия Марунича.

— Останется ли Киев без горячей воды из-за конфликта «Нафтогаза» и «Киевэнерго»?

— Формально у «Нафтогаза» есть основания не подписывать договора с «Киевтеплокоммунэнерго» с 1 августа, что оставит половину киевлян без горячей воды и представит угрозу срыва отопительный сезон. Долгов у «Киевтеплокоммунэнерго» под 30 млрд грн (27 млрд грн), то есть, его могут «придавить к ногтю» безоговорочно. Сейчас есть два суда. То судебное разбирательство в ходе, которого было вынесено последнее судебное решение, не решает вопрос о поставках горячей воды киевлянам. Оно не обязует «Нафтогаз» подписывать договор с компанией «Киевтеплоэнерго». Есть судебный процесс в рамках, которого компания   «Киевтеплоэнерго» требует от «Нафтогаза» подписать договор, по нему еще не было решения суда. Есть другой суд, согласно которому  «Киевэнерго» судится с «Нафтогазам» по поводу долгов. Но не будет решения суда по второму производству по иску «Киевтеплоэнерго», о котором говорилось, то «Нафтогаз» не возобновит поставки. И, скорее всего, с 1-го августа, когда эти объекты будут переданы на баланс «Киевтеплоэнерго», поставки газа из ресурсов «Нафтогаза» прекратятся. Есть информация, что киевская власть в настоящее время ищет возможности закупать газ у частных трейдеров для того, чтобы возобновить поставки горячей воды. Пока же ситуация не разрешилась.

— Повлияют ли такие закупки на стоимость горячей воды? 

— Стоимость таких поставок обойдется в почти два раза выше, чем у «Нафтогаза». Не по цене 6995 гривен, а порядка 10500 тысяч гривен, то есть по цене газа для промышленности. Поднимутся ли цены для населения, сказать не могу. НКРЭКУ вряд ли будет пересматривать тарифы. Возможно, они рассчитывают договориться о более низкой цене, но не знаю, какой трейдер согласится продать газ дешевле. Менеджмент «Нафтогаза» сам создал такую ситуацию, раздул ее до космической. Такой тариф категорически не может покрыть цену газа в 10 тыс. грн. Он где-то ляжет мертвым грузом. Как потребитель, я оптимизма не испытываю.

— Что по вашему мнению мешает разрешению конфликта?

— «Киевтеплоэнерго» не хочет принимать на себя часть долга «Киевэнерго», которое в свою очередь не собирается покрывать долги за газ. В частности, «Киевтеплоэнерго» забирает тело долга, но не хочет забирать пеню и штрафы. «Нафтогаз» в свою очередь хочет, чтобы «Киевтеплоэнерго» забрал все. Никто не хочет договариваться. Но с другой стороны, лишать киевлян полностью горячей воды…

— Что может изменить ситуацию?

— Бездеятельность государства привела к тому,  что никто не может остановить «Нафтогаз». Там платятся миллионные премии, проводятся стажировки за миллионы гривен. У «Нафтогаза» крутятся бешеные деньги. Для «Нафтогаза» создали такие условия, что он может издеваться над государством. Изменить ситуацию может приход других политических сил, тогда Коболеву придется написать заявление об уходе.

Надо наводить порядок с самого верха, но сделать это невозможно. Правительство Украины создало Наблюдательный совет НАК «Нафтогаз», который заседает в Лондоне, и ему подчиняется лично господин Коболев (Андрей Коболев — председатель правления НАК «Нафтогаз Украины», – Авт.). Наблюдательный совет, созданный Кабмином, подчиняется только себе, круг замкнулся. Сами создали этот орган, сами себе подчиняются, назначают себе премии, руководят из Лондона. Набсовет «Нафтогаза» утвержден, его нельзя трогать, и он сидит в Лондоне. Если его тронуть, то мы не получим транша от МВФ.

— Есть ли реальные проблемы с отопительным сезоном?

— В Киеве нужно опасаться, что до начала отопительного сезона не подпишут договор о поставках газа между «Киевэнерго» и  «Нафтогазом». В итоге самый большой риск, что просто не начнется отопительный сезон. Думаю, что в такой ситуации правительство будет принуждать «Нафтогаз» и «Киевтеплоэнерго» договориться. Кроме того, поскольку инфраструктура выходит из строя, то думаю, что проблемы с отопительным сезоном в ряде городов Украины будут. Главная проблема – в огромных долгах коммунальных местных предприятий, которые только растут. В свою очередь, «Нафтогаз» требует право поставлять газ напрямую, минуя распределительные компании.   То есть, он не подписывает акты приема передачи по ряду теплокоммунэнерго, и потом списывает этот газ на небалансы. Тариф с пеней и штрафами поднимается в несколько раз. Из-за этого накопились гигантские долги – под 30 миллиардов гривен. Теплокоммунэнерго их заплатить не могут, а «Нафтогаз» угрожает отсутствием поставок газа. Эта ситуация накапливается и угрожает тем, что отопительный сезон не начнется вовремя в ряде населенных пунктов. Особенно там, где больше долги, в частности – это Харьковская, Днепропетровская области и часть западных областей. 

— Грозят ли украинцам веерные отключения?

— Пока предпосылок для веерных отключений нет. Если не будет технических сбоев,  уголь будет поступать в необходимых прогнозных  параметрах и не будет холодной зимы, то риск веерных отключений невысокий.

— Хватит ли запасов угля?

— В текущем году запасы угля ниже, чем в прядущий период, но поскольку в настоящее время антрацит бесперебойно везут из России, то больших сбоев не ожидается. Уголь марки «Г» добывается внутри страны. Пока в настоящее время, несмотря на то, что запасы угля ниже, если не будет слишком холодной зимы, то при бесперебойных поставках угля хватит. Если не хватит, то продолжим закупать в России. Но по прогнозному балансу его должно хватить. Из России к нам сейчас поступает 80% угля, 10 % из США, и 5 % из ЮАР, остальное — внутренняя добыча.

По материалам: golos.ua

Exit mobile version