Е. Сафронова: «Обучения в украинской школе недостаточно для поступления в зарубежный университет»

Е. Сафронова: «Обучения в украинской школе недостаточно для поступления в зарубежный университет»

Массовое сокращение госзаказа в украинские вузы и падение качества образование все чаще заставляет родителей задуматься об альтернативе для своего чада – обучении за границей. Как подготовиться к поступлению, с чем столкнется ребенок и как, выжить в чужой стране – об этом ГолосUA расспросил руководителя отдела высшего и среднего образования компании DEC education Елену Сафронову.

— Чем отличается поступление в вуз за границей и в Украине? Какой набор документов необходимо собирать?

— Правила поступления в вуз в Украине и за рубежом сильно отличаются и для многих наших ребят это является удивлением, потому что во многие учебные заведения не нужно сдавать экзамены, как у нас. В большинстве своем классический аппликационный пакет в большинство стран – это рекомендательные письма от того учебного заведения, где вы учитесь сейчас, если вы выпускник, или от работодателя, если вы уже работаете. Это мотивационное письмо, которое пишется самим выпускником, с его уровнем английского языка, с его мыслеизложением, почему он хочет учиться именно в этом университете, почему он выбирает именно эту страну, как он будет менять мир и свою страну.

— Что является основным условием для поступления в заграничный вуз?

— Одно из основных условий – это ваши оценки, выписка за последние три года. То есть, если вы выпускник из 11 класса и хотите поступать, то выписка берется за 8,9 и 10 класс и неполный 11-й, или неполный 11-й, 10-й и 9-й. Иногда бывают университеты, которые берут последний год обучения, но в основном – последние три, чтобы видеть прогресс, как ваши оценки менялись.

Часто родители думают, что вот – средний балл у нас такой-то, и мы проходим, а мы говорим родителям проходные баллы, и они почему-то думают, что нужны все баллы, которые они получают в школе.  При этом надо понимать, что  средний балл университеты будут выбирать сами. Они выбирают те баллы, которые нужны именно этому студенту дальше, это, например, физика, химия и математика, если идешь на техническую специальность и прочее.

Ну и, конечно же, нужен сам аттестат по итогам. Это будет условное зачисление, когда мы подаем в университет выписку из аттестата. У нас, как правило, аттестат выдается в июне-июле каждый год, и мы досылаем этот аттестат окончательно.

— Каким должен быть уровень английского языка?

— Пятый документ – это сертификат, подтверждающий уровень языка. Не подходят сертификаты, которые даются вашему репетитору или вашей школе. Нужно сразу ориентироваться на одно: в мире принимаются самые популярные два типа сертификатов: IELTS и TOEFL. Мы рекомендуем выбирать IELTS, если вы еще не определились со страной. Он четче, понятнее, как к нему готовиться, автоматом через 14 дней получаешь электронную версию результата. TOEFL немного по-другому проходит. IELTS принимается во всех странах мира, а TOEFL очень популярен в Северной Америке, США. Многие страны Европы, та же Великобритания, принимает IELTS определенного уровня.

Есть еще частные случаи, может быть Skype-собеседование с представителем университета, с приемной комиссией. Могут быть экзамены, но это – не обязательная опция. На творческих специализациях это обязательно ваше портфолио, ваш проект, ваши достижения. Творческие специальности – это арт, дизайн, fashion-дизайн, это может быть режиссура, актерское мастерство, там нужны ролики, где вы играете определенные роли.

— С какими основными проблемами сталкиваются наши студенты во время обучения за границей?

— Каждый год студенты сталкиваются с одними и теми же проблемами. Это микс национальностей, это проблема для наших ребят. Мы не привыкли к такому миксу национальностей, хотя Украина и многонациональная страна. Там именно микс культур – Азия, Индия, западные страны, ребята из Африки или закрытые ребята из Саудовской Аравии. К каждому нужно найти подход, есть разные понимания быта. Как правило, студенты живут в комнате не одни и с иностранцами, поэтому нужно налаживать контакт, подстраиваться, ни в коем случае не вести себя так, как ведут себя иногда дети в Украине. За рубежом это очень жестко пресекается. Есть понятие «расовое неприятие» — за это могут исключить из университета, если происходят драки или оскорбления по расовой принадлежности. Там поощряется только взаимоуважение к другой культуре.

Второе – они с первого дня должны адаптироваться и понимать, как работать в команде. У тебя должен получиться результат по итогу, в рамках обучения в вузах на основе проектной работы. Это работа как самостоятельная, так и в группе, и это очень важно, это сразу готовит человека к реальной жизни и к работе дальше. Ты будешь работать в команде, коммуницировать с людьми. Все справляются, главное – быть активным, не теряться, уметь отстаивать свои позиции, не ущемляя других.

Но самое первое, с чем они сталкиваются, — это язык, даже если у них очень высокий уровень английского. У нас были ребята, которые получали второе высшее образование, у них результат по IELTS 8.0 при максимуме 9.0. Даже они говорят, что сначала очень сложно говорить, думать на английском, говорить на своем языке только раз в день с родителями по Skype. И никто вам в университете, если это не подготовительный курс, не будет отдельно преподавать английский. Вам преподают высшую математику, биотехнологии, какие-то политические ситуации; либо вы сразу вступаете в дебаты, вы начинаете общаться на английском языке. Это первые три месяца у всех – неважно, бакалавр ли это, магистратура, второе высшее образование — это шок из-за другого языка. Это нормально, главное быть к этому готовым.

Мы часто делаем выставки, и к нам приезжают дети, как амбассадоры определенного университета. Недавно подобное мероприятие было по Голландии, и они говорят – можно делать презентацию на английском? То есть, прошел всего год, они учились там 9 месяцев, приехали на каникулы, и им очень тяжело было говорить на русском и украинском.

— Еще отличается стиль образования – у нас, например, студента «за уши тянут»…

— Там никто никого не тянет. Там есть популярные направления и специализации, ты стоишь и ожидаешь в wait-листе, и никто не хочет терять свое место. Вылететь из университета – легко, ты не сдаешь экзамены, не посещаешь занятия, у тебя есть первое предупреждение, потом – второе, потом – до свидания. Деньги, которые были заплачены, как правило, наперед, не возвращаются.

Мы учим наших детей – пожалуйста, ходите за преподавателем, если вам что-то непонятно, тем более, первый курс, первый семестр. Конечно, никто не сюсюкается, но к вам лояльны, реально понимают, что это – ваши первые недели. Потом – все, не проявляете себя на первых порах, никто дальше не будет делать поблажки и уступать. Непонятно – идете, задаете вопрос, в отличие от нашего подхода, когда все молчат и тупят глаза. Там тебе непонятно – встаешь, задаешь вопрос, подходишь к преподавателю. У них есть такая вещь, как кураторство старших студентов, которые за это получают определенные баллы. Это 3-4 курс, у них а-ля практика, они подтягивают первокурсников, вводят их в курс дела.

— По вашему мнению, как к украинским студентам относятся за границей?

— В разных странах по-разному. Если мы говорим о самом учебном заведении, о персонале, который там работает, то они не могут проявлять какую-то большую лояльность к какой-то национальности больше другой. Такого нет, это запрещено, можно потерять и лицензию, и все остальное. Но они делают это не из-за страха – такого у них и нет, это микс национальностей, каждый год они получают огромное количество студентов из разных стран.

У нас представители университетов участвуют в выставках, мы с ними беседуем, и кулуарно они подтверждают, что наши дети очень старательные. Они не «забивают», не надеются на других, если это – проектная работа. Если в проектной группе 7 человек, они из разных стран, и наши никогда не будут филонить и «пасти задних». Они всегда будут участвовать в работе, вовлекаться, и они переживают за результат. Они даже могут делать чью-то работу, только чтобы добиться этого результата. Некоторые наши зарубежные партнеры в Канаде и США выделяют наших студентов и даже хвалят их.

— Обычные школы могут подготовить ребенка к учебе за границей или лучше отправлять детей в частные или альтернативные школы, или даже прибегнуть к образованию на дому?

— Я бы их разделила. Если это – ребенок, который оканчивал частную школу, либо специализированную школу, школу закрытого типа, где они работают по своей системе образования, но при этом получают аттестаты от Министерства образования Украины, у них всегда больше шансов поступить в университет. У них всегда высокий IELTS, уровень английского языка, они всегда более проективны, умеют делать презентации.

У нас есть девочка, которая, например, училась в альтернативной школе. Там было очень много английского. Она уже выпускница этой школы, и захотела пойти за рубеж. Она не готовилась к экзамену IELTS, но сдала его на 7.0. Это очень хороший показатель. То есть, она приняла решение, куда идти, мы говорим – давайте готовиться к IELTS,  а давайте вначале мы попробуем его просто сдать, и сдала с первого раза на 7.0. У нее не было никаких репетиторов, только опыт школ, которые она заканчивала в Украине.

Если ребята учатся в общеобразовательной школе Украины, я бы тоже их разделяла на классических и тех, кто учится в школах с углубленным изучением той же математики, например. То есть, у этих ребят с углубленным уровнем математики или английского выше шансы, они более подготовлены.

Если ребята из общеобразовательной, классической школы, то они всегда идут на репетиторство. Даже те ребята из школ с углубленным изучением предмета выбирают те же подготовительные мини-курсы, мини-мастер-классы от нас, которые мы проводим, и всегда в них участвуют.

— То есть, все равно лучше заниматься, если уже решил поступать в зарубежный вуз?

— Если они решают — это 8-9 класс, как правило,  они приходят к нам. Мы полностью описываем им образовательные стратегии – к чему готовиться. То есть, на старте мы их тестируем на знание английского языка, мы понимаем их уровни, какие у них сейчас оценки. Мы работаем с ребенком со стороны психолога, мы понимаем его сильные и слабые стороны, и начинается работа. Только школы Украины недостаточно.

— Действительно, с какого возраста лучше всего начинать подготовку к поступлению в зарубежный университет?

— Стоит задумываться и уже интенсивно ходить по мероприятиям, выставкам, знакомиться, прицениваться где-то с 14 лет. Тогда стоит идти в агентство, проходить профориентационный тест на то, какая специализация ближе, потому что в 14 лет крайне мало детей, да и их родителей, которые понимают, чего хотят.

На консультациях я всегда люблю говорить: вам – 14, мы оканчиваем школу и хотим идти в зарубежный университет. У нас сейчас 2018 год, мы окончим школу в 2021-м, тогда мы хотим пойти в зарубежный университет, и там 5-6 лет проучиться, и мы выпускаемся в 2026-м. Что в мире происходит? Мы смотрим за тенденциями, мы понимаем, какие страны, какие холдинги и компании развиваются, мы смотрим политическую и миграционную ситуацию. Помимо интересного обучения для ребенка, мы хотим пояснить родителям, какими будут специализации будущего. Не секрет, что украинские вузы набирают людей на специализации, которых в будущем уже не будет.

— То есть, лучше готовиться к поступлению в зарубежный вуз со школы как можно раньше…

— Конечно. Есть родители, которые, думая про высшее учебное заведение, готовы идти в определенный зарубежный вуз. Я говорю о самых топовых университетах мира, и здесь нужно раньше начинать. Это нужно для того, чтобы, будучи в 9 классе, ребенок уезжал учиться в средней образовательной школе в этой стране.

— На западе обучение платное, но есть ли у них аналог нашей стипендии, и что они понимают под словом «стипендия»?

— Стипендию могут давать за что-то. Стипендия может даваться студенту, у которого на старте очень хорошие показатели. У него выше результат IELTS, шикарное портфолио, отличные оценки, он участвовал в олимпиадах, где завоевывал призовые места. Это все мы отправляем и говорим: «ребята, посмотрите какой классный студент, рассмотрите его на стипендию». Во-первых, университеты за сильных студентов готовы бороться. Почему они дают эту стипендию? Потому что рейтинг университета формируется в том числе и от того, насколько сильные по оценкам и результатам выпускники у них учатся. За сильных ребят они готовы бороться, и говорят: «да, мы готовы дать вам стипендию в 3,5 тысячи фунтов стерлингов», допустим, 6 тысяч фунтов стерлингов у нас было на год обучения. Таким образом, счет обучения на год уменьшается. Но это не означает, что у вас каждый год будет стипендия.

Бывает ситуация, что сразу не дают, но, если ребенок проявляет себя на первом году обучения хорошо, у него в конце первого года на «отлично» сданы все экзамены, на втором семестре, например, является амбассадором, он может, будучи там, попробовать себя на стипендию. После первого года обучения там анализируют твой уровень и понимают, что ребенок – классный, и ему можно дать стипендию.

— А куда в основном хотят поехать студенты на обучение за рубеж?

— Рост очень сильный, конечно же, в Северную Америку. Здесь я имею в виду Канаду и США. Мы не специализируемся на какой-то одной стране, и по нашему опыту Канада и США – на первом месте по тому, сколько детей хотят там учиться. Великобритания всегда находится в ТОП-3. Диплом британского образца котируется во всем мире.

Что касается Европы, мы в этом плане передовики, и мы «открыли» Голландию, потому что для многих были непонятны Нидерланды, и что эта страна может дать по университетам. Там очень обширные варианты университетов, как прикладных наук, так и научные. Сложно учиться, но «цена-качество» очень привлекательны. Они не скупятся на стипендии для умных ребят, и есть возможность там остаться и искать работу.

— По вашему опыту, сколько примерно стоит обучение нашего студента за рубежом?

— Во-первых, на сайте любого университета всегда есть стоимость обучения. Понятно, что они могут там не все показывать, показывать только обучение, не говоря про дополнительные расходы, например, на экзамены.

Если мы говорим о Нидерландах, средняя стоимость года обучения – 8 тысяч евро, проживание и питание – в каждой стране по-разному. Если мы говорим про те же Штаты, то там стоимость варьируется от 20-25 тысяч долларов за год обучения. Топовые университеты дороже – там цена может стартовать от 50 тысяч долларов в год. Если мы говорим про Канаду, то стоимость от 12-15 тысяч канадских долларов за год обучения, если это Великобритания – порядка 9-12 тысяч фунтов стерлингов в год.

Почему такая «вилка»? Все зависит от специальностей. Те же финансы, юриспруденция та же, те же медицинские специальности – они всегда выше по стоимости.

— Остаются ли наши студенты за рубежом после обучения?

— Часть, конечно же, остается и находит себя за рубежом. Я бы сказала, это около 80-85% детей остаются за рубежом, из нашего опыта. Если же они сюда возвращаются, то, как правило, работают в транснациональных компаниях, и у них там очень большое преимущество. Например, канадцы, у которых есть представительства в Украине, очень любят брать наших ребят, у которых их образование. То же самое и Голландия – эти ребята будут в приоритете.

Часть работает в интернациональных корпорациях, часть возвращающихся сюда ребят создают собственный бизнес, и им очень помогает образование за рубежом. Помимо знаний и практики, они получают связи.

Есть также ребята, которые возвращаются и развивают бизнес родителей.

По материалам: golos.ua

Exit mobile version