В. Землянский: «Аппетиты «Нафтогаза» растут, грядут форс-мажоры с тарифами, но государство безмолвствует»

В. Землянский: «Аппетиты «Нафтогаза» растут, грядут форс-мажоры с тарифами, но государство безмолвствует»

Сегодня вся ответственность за ремонт крайне изношенных внутридомовых сетей фактически переложена на плечи жильцов. Правда, уже появились компании, готовые за ваши деньги взять на себя «заботу» за ремонт и поддержание этих сетей в более-менее рабочем состоянии. Стоимость этой услуги рассчитывается из фактической жилплощади и составляет в месяц 74 коп. за 1 кв. м для сетей центрального отопления и 13 коп. за 1 кв. м для сетей горячего водоснабжения. Это «добавка» к затратам украинцев, которые полностью «придавлены» непосильными тарифами за коммуналку. О необходимости приведения тарифов на коммунальные услуги в соответствие с покупательной способностью населения и изменения тарифообразования на всех рынках, которое находится в сфере компетенции государства, корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.

 

— Валентин, общедомовые сети в жилых зданиях сегодня никем не обслуживаются. За любую аварию теперь отвечают своими кошельками жители каждого дома?

— Безусловно. Проблема утопающих – дело рук самих утопающих. Ранее такая ситуация была на облгазе, распределяющая компания несла ответственность за все неполадки в общедомовых сетях. Но это еще была советская норма. Были хорошие, кондовые советские нормы, требования – контроль за состоянием внутренних сетей, состоянием газовых приборов. Сейчас эти нормы отменены. У нас произошли изменения в законодательстве. У нас либеральная модель — должны по идее отвечать либо управляющие компании, либо ОСББ. При этом ОСББ такую ответственность на себя брать не хотят, они говорят, что «мы – не юридическое лицо». Что касается коммунальных ЖЭКов, то, по идее, обслуживание общедомовых сетей должен вести ЖЭК – там должен быть либо специально обученный человек, либо ЖЭК должен заключить договор с облгазом, чтобы «спецы» облгаза занимались всеми проблемами. Тогда, условно говоря, вопрос решен – «Киевгаз» к вам приходит и проверяет состояние оборудования внутридомовой сети. Но сейчас и ЖЭКи не отвечают за состояние внутридомовых сетей. Сейчас никто за это не отвечает. Эта ситуация повисла в воздухе до мая 2019 года, пока не вступит в действие новый закон о ЖКХ.

 

— Облгазы не повышали тарифы несколько лет. Почему они не могут поставлять населению дешевый газ?

— Наши облгазы разделены на две части. Есть облгаз, который занимается транспортом, перевозчик, и есть облгаз – поставщик ресурсов, который у НАК «Нафтогаз» покупает, а потом продает. За техническое состояние отвечает как раз перевозчик, транспортировщик, распределяющая компания. У них в цену тарифов сегодня заложена 51 копейка. Они говорят о том, что они посчитали (понятно, что все хотят много) и понимаем, что нам надо увеличить сумму в 2-3 раза, чтобы покрыть производственно-технические затраты. Когда идет перераспределение газа с высокого на среднее давление, потом со среднего на низкое – там нужно сбросить давление, соответственно, так или иначе, в процессе потери там будут, так было оборудование построено, по-другому оно не работает, вне зависимости от объема. Они распределяют газ и могут действовать только в рамках заложенного тарифа, то есть, у них нет прибыли. Чем меньше прокачанный объем газа, тем меньше денег они получают. Они говорят, что могут выйти их этой ситуации – могут поднять зарплаты, могут внедрить инвестиционные программы, но для этого в самом тарифе на газ должно быть справедливое перераспределение. Не может быть просто рост на 25% цены газа, не учитывая интересы игроков на рынке – облгазов, которые занимаются технической частью.  «Нафтогаз» говорит: мы цену на газ поднимем, мы свое взяли, а вы — как хотите.  Если облгаз потребует свои 50 коп. добавить, то тариф для населения подпрыгнет еще выше.

 

— «Нафтогаз» играет главную скрипку в этом вопросе…

— Безусловно. Это отсутствие государственного управления там, где будут балансировать интересы всех потребителей и интересы игроков рынка. Приведение тарифов в соответствие с покупательной способностью населения находится опять в сфере компетенции государства. Должна быть в целом изменена политика тарифообразования на всех рынках. Да, мы ставим в качестве приоритета либерализацию рынка, но с учетом доходов населения. Но государство считает, что, если у нас либерализация, можно ничего не делать. Поэтому идут на форс-мажоры по требованию МВФ.

Главный вопрос — это, безусловно, вопрос тарифов. К 2020 году мы должны выйти на паритет с промышленностью — тариф для населения дорастет до 500 долларов. Я уверен, что тарифы должны быть приведены в соответствии с покупательной способностью населения. До тех пор, пока не будет решена проблема тарифообразования и контроля и учета за распределительной системой, пока не будут введены европейские правила — ситуация будет только усугубляться.

 

— Повышение цены на газ будет стимулировать рост задолженностей платежей…

— Будут расти долги и будут расти объемы субсидий, то есть, будут должны государству. К 2020 году по тарифам на газ для населения планируют выйти на паритет с промышленностью — 500 долларов за тысячу кубометров газа. К слову, сейчас на сентябрь установили тариф для промышленности от 13 тыс. до 14 тыс. грн за кубометр. 

Это абсолютно тупиковая ситуации. Чем выше будут подниматься тарифы, тем глубже мы будем заходить в тупик. И выхода оттуда нет. Мы идем к деградации и государственной системы, и всей структуры теплосетей. Логика в том, что централизованная поставка услуги является, с государственной точки зрения, более приоритетной, выгодной, чем автономная. И экологически, и экономически, и технически она должна работать в штатном режиме, а не как у нас – с дырявыми трубами и недогревом воды.

 

— Почему в Украине не введены европейские правила контроля и учета за объемами газа?

— Европейские правила учета и контроля — это система суточного балансирования.  «Нафтогаз» вложил 100 миллионов денег в систему суточного учета, суточной балансировки, но говорит по поводу этого, что облгазы не готовы. Облгазы в свою очередь говорят, что они с весны уже готовы и ввели эту систему и готовы подключиться. Пока «Укртрансгаз» проводит презентации.  То есть, по факту система не заработала и в лучшем случае она заработает весной.  НКРЭКУ уже оштрафовал «Укртрансгаз» за то, что они вовремя эту систему не ввели. Скорее всего, они и в октябре ее не введут.   Проблема состоит в том, что при месячном подведении баланса НАК «Нафтогаз» может сказать, что «у нас потерялся газ». И такие прецеденты были, то есть, не оформлялся договор между НАК «Нафтогаз» и ТКЭ (теплокоммунэнерго) и т.д.

 

По материалам: golos.ua

Exit mobile version