А. Вигиринский: «В бюджет на 2019 год заложили госдолг на 400 миллиардов гривен»

А. Вигиринский: «В бюджет на 2019 год заложили госдолг на 400 миллиардов гривен»

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что проект бюджета на 2019 год является реальным и сбалансированным, назвав его бюджетом развития. ГолосUA решил разобраться, какие  макрофинансовые показатели заложены в нем и расспросили об этом  эксперта по экономическим и политическим вопросам Андрей Вигиринского.

— Андрей, как вы охарактеризуете бюджет на 2019 год?

— Бюджет должен быть переработан. В частности, в нем нет статьи расходов для министерства ветеранов. Также нужно пересмотреть финансирование министерства по вопросам временно оккупированных территорий. Если говорить о субсидиях и расходах на их оплату, то бюджет не учитывает  как минимум повышение тарифов. Оно пока еще не произошло, но судя по всему, такая перспектива нам грозит. Как следствие нужно пересматривать доходы по НДС и доходы от ренты, плюс пересматривать расходы на субсидии в сторону увеличения. Плюс  — Президент Порошенко обещал ввести налог на выведенный капитал. А это дефицит бюджета — минус 30 или даже минус 50 миллиардов.  Все зависит от конъектуры рынка и от честности предприятий в уплаты ими налогов.  К том уже — обычные статьи, которые касаются приватизации, зачастую не выполняются. Также есть вопросы по формированию доходной части в части импортного НДС. То есть макропоказатели закладываются выше, нежели сам процент. В бюджет будут вноситься изменения. Например, оппозиционные политики выступают за возобновление выплат чернобыльцам, на которых в бюджете пока не заложили средств. Основная цель нардепов — проголосовать за него в первом чтении, после чего внести в него необходимые поправки. 

— При этом премьер Гройсман назвал бюджет на 2019 год — бюджетом развития…

— Политика премьер-министра Владимира  Гройсмана и этот бюджет, как бы его не называли, не является бюджетом развития, потому что даже статья расходов развития на 2019 год уменьшена по сравнению с прошлым годом. Увеличена субвенция из государственного фонда на компенсацию дефицита Пенсионного фонда. При этом Гройсман обещал, что этот дефицит не увеличится больше, чем на 144 миллиарда на протяжении ближайших 4 лет.

Текст бюджета на 2019 год нужно анализировать тогда, когда его обнародуют. Потому что даже до второго чтения, с учетом всех таблиц поправок, при отсутствии всех документов, которые определяют налогообложение на нынешний год, — мы об этом говорить не можем.

— Какие макрофинансовые показатели заложены в госбюджет 2019?

— Стоит ожидать незначительного роста экономики. Также необходимо будет обслуживать госдолг, который составил около 400 миллиардов гривен. Если говорить о капитальных инвестициях, то в отличие от предыдущих двух лет они сократились на 3 миллиарда. Если говорить о расходах на дорожный фонд, то они увеличатся. Плюс изменится прогноз курса доллара. Среднегодовой курс должен был быть около 30 гривен за доллар, его закрепили на уровне 29 гривен.

— Какой будет инфляция в 2019 году?

— Все будет зависеть от того, как мы закончим этот год. Как показывает практика, прогнозы по инфляции не сбываются.

— Вырастет ли экономика в 2019 году?

—  По прогнозам МВФ и других международных доноров украинская экономика вырастит на 3%. В принципе это реально.  В частности МВФ до 2023 года не прогнозирует рост экономики выше 3,4 %. Прорыва в 5-10% не будет.  Соответственно правительство в бюджете на 2019 год за основу взяло консервативный сценарий.

— Что мешает росту украинской экономики?

— Украинская власть за 4 года не создала условий для того чтобы в Украину зашел иностранный инвестор. Во многом темпы роста экономики в стране зависят от политики власти в этом вопросе.

Драйвером роста экономики могут быть иностранные и внутренние  инвестиции. В отчете МВФ нужно рассматривать и структуру теневой экономики. По данным Международного валютного фонда,  этот сектор занимает 42,9% отечественной экономики. Соответственно, если вывести доходы украинцев из тени, то в статистике МВФ по уровню ВВП на душу населения Украина заняла бы более высокое место. Однако далеко не все граждане Украины захотят платить больше налогов.  Относительно ВВП и прогнозов МВФ, то сложно предугадать, как может выровнять ситуацию бюджет, насколько улучшится показатель зарплат и так далее.

 

По материалам: golos.ua

Exit mobile version