Д. Разумков: «Церковь не может быть единой, она может быть поместной»

Д. Разумков: «Церковь не может быть единой, она может быть поместной»

Политологи не устают повторять, что церковный конфликт может вызвать гражданское противостояние в нашей стране. Это сыграет на руку Порошенко с его жесткой риторикой и ослабит конкурентов действующего Президента. Уже в ближайшее время Вселенский патриархат созовет Объединительный собор, который создаст церковь под названием «Православная церковь в Украине».  Эта церковь получит Томос об автокефалии (грамоту о независимости) от Константинополя и станет единственной канонической церковью в государстве. В то же время Верховный суд Украины может отменить просьбу Порошенко к Вселенскому патриархату  о  предоставлении Томоса. Высший судебный орган Украины рассмотрит три иска с требованием отменить постановление  парламента от 19 апреля с.г. «О поддержке обращения президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине».  О том, почему украинские политики пошли на нарушение 35-ой статьи Конституции, в которой говорится, что церковь и религиозные организации страны отделены от государства и никакая религия не может быть признана государством как обязательная, корреспонденту ГолосUA рассказал директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков.

— Дмитрий,  почему наше государство вмешивается в церковные дела, нарушая 35-ю статью Конституции?

— На самом деле ситуация здесь более чем многогранна. Несмотря на то, что по Конституции церковь отделена от государства, но по факту на протяжении всех избирательных кампаний в течение многих-многих лет политики  использовали церковь в своих целях. Это печально. Причем  вне зависимости от того, кто какого вероисповедания,  какую религию поддерживает, тем не менее, все пытались прямо или косвенно, с применением тех или иных технологий,  привлечь церковь на свою сторону — Московский патриархат, Киевский патриархат, автокефалию, любую церковь, в том числе и других религий. В истории такое уже было, это мы сегодня с вами наблюдаем, и, к сожалению, этот процесс будет продолжаться.

— Чем отличается сегодняшний процесс?

— Сегодня этому процессу ему придали немножко другой окрас – более глобальный, потому что вопрос Томаса действительно экстраординарный. Справедливости ради хочется сказать, что без  светской стороны  Украины проведение этого мероприятия было невозможно. То есть, нужно было участие органов власти, Президента и парламента, но  это все было бы хорошо, если бы сегодня ряд политиков не захотели поднять эту тему себе на флаг и использовать ее для повышения своих рейтингов.  Да, наверное, сделано доброе дело. Это хорошо. Я не возражаю, если в Украине будет поместная церковь наравне со всеми остальными. Я не понимаю формулировку, что есть единая украинская церковь, с которой многие священнослужители  соглашаются.

— Почему церковь не может быть единой?

—  Единая православная церковь – это неправильная формулировка. Церковь не может быть единой, она может быть поместной. Но на сегодняшний момент мы с вами видим, по большому счету, —  это автокефалия, это Московский патриархат и Киевский патриархат.  Если кто-то  из них не захочет войти в поместную церковь, они имеют на это право – точно так же, как и громады, в собственности которых находятся  церкви, имеют на это право. И ни в коем случае нельзя использовать это для того, чтобы получить какой-то плюс или даже полпроцента имущества. Нет уверенности, что все представители Киевского патриархата перейдут в Киевскую поместную церковь. Надо, чтобы переход этот был спокойным по воле громады.

— Поможет ли это кандидатам в президенты набрать электоральные голоса?

— Да, в определенной степени, если мы говорим про Президента. Тем более что это один из ключевых его месседжей – «Вера. Язык. Армия». С учетом того, что Петр Алексеевич двигает эту тему в качестве одного из своих месседжей, мы понимаем, что это добавит  ему голосов. На сегодняшний момент речь идет об историческом  моменте —  получении Томоса. Эта тема, безусловно, будет эксплуатироваться технологами Администрации Президента и в электоральном плане будет выжиматься по максимуму.  С другой стороны, мы не понимаем, сколько это реально добавит процентов, потому что на фонем получения Томос  мы видим ухудшение экономической ситуации в государстве. То есть, если факторы,  которые будут добавлять ему голосов, и есть факторы, которые  будут снижать ему рейтинг.  

— Кто из верующих составляет электорат действующего Президента?

— Православные верующие — это в основном электорат Порошенко. Это представители Западной Украины, это представители  Центральной Украины. Во многом это прихожане Киевского патриархата и автокефальной церкви. Помимо того, что эти церкви получили Томос, с предстоятелей этих двух церквей  была снята анафема – естественно, по  максимуму они будут поддерживать Президента.  Мы это видим в риторике  этих священнослужителей. Соответственно, паства во многом будет разделять их мнение. Поэтому в этом плане рост электоральной поддержки будет.

Другими политиками это также будет использоваться, потому что  уйти от этой  темы, точно так же,  как от темы языка, темы войны – не получится. Но глобально педалировать эту тему они не будут, поскольку таким образом они будут играть на руку действующему Президенту. С технологической точки зрения, это неправильно.

По материалам: golos.ua

Exit mobile version