Блокада кораблей в Керченском проливе: что будет с курсом гривны

Блокада кораблей в Керченском проливе: что будет с курсом гривны

Через Азовское море отправляется около 30% металлургического экспорта объемом до 230 млн. долларов в месяц. Поток заблокирован РФ после попытки прохождения украинских бронекатеров по Керченскому проливу. Эксперты прогнозируют падение валютной выручки, что скажется на курсе гривны.

«Мы будем осуществлять такие же проходы»

В Керченском проливе продолжается создание препятствий для прохода кораблей в украинские порты.  Об этом заявили в Госпогранслужбе Украины.  «По состоянию 7 декабря на якорных стоянках и рейдах в ожидании прохода по Керченскому проливу находится более 140 судов, 98 из которых со стороны Черного моря», — говорится в сообщении.

В Госпогранслужбе уточнили, что в конце ноября количество судов в Керченском проливе составляло более 400. Хотя в первые дни декабря ситуация несколько стабилизировалась и несколько дней назад их число снизилось до 105, сейчас снова фиксируется увеличение.

Политолог Андрей Золотарев считает, что  в сложившейся ситуации «маячат весьма серьезные экономические последствия». Ведь блокируются  Мариупольский и Бердянский морские порты.

«СМИ называют сложившуюся ситуацию «серьезным ударом по бизнесу Рината Ахметова»: металлургические комбинаты имени Ильича и «Азовсталь» — крупнейшие клиенты азовских портов. В корпорации СКМ говорят, что в случае возникновения проблем в проливе, логистические потоки будут перенаправлены в Черноморские порты, которые имеют достаточные мощности для перевалки продукции», — написал он в Facebook.

Золотарев  отметил, что по экспертному мнению  черноморские порты не готовы принять такое количество металлопродукции, а ее доставка по железной дороге поднимет себестоимость украинского металла и сделает его неконкурентным. «Уже сейчас из азовских портов уходят основные клиенты — металлурги и зернотрейдеры. Соответственно, получаем сокращение отгрузки украинского зерна, рост цен снижение валютных поступлений», — констатировал политолог.

Он напомнил, что Россия начала блокировать пролив после того, как 25 ноября Керченский пролив пытались пройти украинские бронекатера. Россия арестовала их.

6 декабря министр обороны Степан Полторак заявил, что Украина не откажется от прохождения военных кораблей по Керченскому проливу. Это произойдет, когда Военно-морские силы Украины «будут готовы».

«Когда будем готовы к проведению следующего перехода для проведения ротаций наших подразделений, мы будем осуществлять такие же проходы с выполнением всех международных норм и прав. К этому времени, я думаю, международное давление на Россию даст им понять, что они не выполняют международные обязательства», — сказал Степан Полторак.

Глава Минобороны отметил, что если Украина откажется от прохождения военных кораблей по Керченскому проливу, «это будет означать, что Россия полностью оккупировала Азовское море и мы просто потеряем еще одну территорию. Мы себе этого позволить не можем».

Напомним, что после распада Советского Союза в 1991 году Азовское море было разделено между Россией и Украиной. В 2003 году стороны заключили соглашение о том, что Азовское море останется «внутренними водами» и России, и Украины.

На Азовском море расположены российские города Ейск и Таганрог, а так же украинские порты Мариуполь и Бердянск.  В Бердянске создается новая военно-морская  база.  До последнего времени у Украины на Азове был лишь пограничный отряд морской охраны. В сентябре в Бердянск сухопутным путем были переброшены три бронированных артиллерийских катера.

«Десятки миллионов долларов в месяц»

Андрей Золотарев напоминает, что впервые препятствия для прохождения судов через пролив возникли в конце лета прошлого года. Российская сторона установила ограничения в связи с завершающей стадией постройки Керченского моста.

«После ввода объекта в эксплуатацию условия прохождения судов стали еще жестче. В качестве ответной меры Киев стал задерживать суда, выходившие из портов аннексированного Крыма», — напомнил он.

По данным Администрации морских портов Украины, доходы украинских портов на Азовском море снизились. Также снизились объемы перевалки грузов: например, если в 2017 через Мариупольский морской торговый порт на экспорт прошло 35% украинского металла, то в 2018 — только 27%. А отгрузка чугуна снизилась на 50%. Из-за простоев кораблей порты с начала года понесли убытков на полмиллиарда, говорят в Мининфраструктуры.

Итоги нынешнего простоя пока не подведены. Но в Национальном банке считают, что убытки от блокады российским флотом Азовского моря и Керченского пролива гипотетически могут оцениваться в десятки миллионов долларов в месяц. Об этом заявил  на брифинге заместитель председателя НБУ Дмитрий Сологуб. Однако он не считает, что влияние блокады будет значительным.

В НБУ напоминают, что Азовское море не является ключевым для экспортеров аграрной продукции — морским путем отправляется лишь 2−3% украинского аграрного экспорта. С металлургией иная ситуация. В среднем через Азовское море отправляется около 30% металлургического экспорта стоимостью до 230 млн. долларов  в месяц.

Дмитрий Сологуб заявляет, что в конце года обычно навигация сокращается. «Как по мне, будет сложно выделить, где снижение экспортной выручки металлургов будет связано с действиями России, а где с погодными условиями», —  говорит замглавы Нацбанка.

Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило прогнозирует, что в условиях военного положения, введенного с 26 ноября в 10 областях Украины экспортеры, возвращающие валюту в страну, будут выжидать. «Сейчас начинается такой период, когда традиционно происходит задержка с возвратом валюты в ожидании того, когда будет пиковое значение курса, чтобы эту валюту сбросить и получить больше выгоды. Считаю, что в условиях нынешних рисков может быть сдвиг. Обычно этот сброс происходил в середине-конце января. Сейчас возможно бизнес будет задерживать этот сброс», — рассудил эксперт.

По прогнозу Жалило, экспортеры могут задержать приток валюты на Межбанк до февраля. «Дольше, чем до конца февраля его не задержат, так как надо платить налоги», — пояснил он.

В этой связи  примечательно сообщение о том, что Национальный банк может рассмотреть вопрос об отмене требования об обязательной продаже 50% валютной выручки для экспортеров. Глава Национального банка Украины (НБУ) Яков Смолий заявил об этом в интервью Reuters, сообщив, что такое решение может быть принято «в ближайшее время».

Как известно, требование относительно обязательной продажи поступлений в иностранной валюте  в размере 50% с целью обеспечения финансовой стабильности действует до 13 декабря 2018 года включительно.

А затем в НБУ ожидают поступления транша от Международного валютного фонда. Яков Смолий ожидает, что МВФ утвердит новую программу для Украины во второй декаде декабря. При этом глава НБУ не уточнил, какую сумму  Украина может получить как первый транш.

По материалам: golos.ua

Exit mobile version