Д. Богатырев: «Работу МИД в 2018 году можно однозначно назвать неудовлетворительной»

Д. Богатырев: «Работу МИД в 2018 году можно однозначно назвать неудовлетворительной»

За 2018 год в отношениях Украины с её соседями произошло немало скандалов, конфликтов и споров. Чтобы подвести итог деятельности украинского МИДа и ответить на вопрос о том, каково положение Украины во взаимоотношениях с её соседями, корреспондент ГолосUA побеседовал с политическим экспертом Украинского института анализа и менеджмента политики Даниилом Богатыревым.

— Даниил, какую, на ваш взгляд, можно дать оценку работе украинского МИДа за прошедший 2018 год в работе с коллегами из соседних государств?

— Деятельность украинского МИДа в 2018 году можно однозначно охарактеризовать как неудовлетворительную. Так как за прошедший год у Украины ухудшились отношения практически со всеми нашими соседями. Имели место различные дипломатически размолвки и конфликты. Но предпосылки нынешних конфликтов Украины с её соседями были заложены в предыдущие годы, уже после Евромайдана. Но за прошедший, 2018 год, не было сделано ничего для их урегулирования.

— Во времена Евромайдана в среде украинцев, его поддерживавших, бытовало мнение, что в Европе находятся друзья и партнеры Украины. Но когда Евромайдан уже стал историей и власть стала принимать законы о глорификации ОУН-УПА или закон об образовании, языковая статья которого сразу же вызвала соответствующую реакцию в Венгрии, то настроения начали быстро меняться на противоположные. Западные соседи Украины из друзей быстро превратились во врагов. В чем причина такого изменения взглядов?

— Надежды на поддержку со стороны европейских партнеров после Евромайдана были связаны с тем, что европейские страны и их лидеры принимали непосредственное участие в тех событиях. Также тогда в Киеве на установленной сцене перед народом выступало много европейских политиков,  в том числе и польских. Поэтому после Евромайдана казалось, что наши ближайшие соседи, поляки, венгры, будут всячески поддерживать новую украинскую власть.

Но поскольку постмайданная власть опирается на националистически настроенный электорат, состоящий из радикальной молодежи и жителей сельских районов центральной и западной части страны, то для того, чтобы иметь их поддержку, власть вынуждена поддерживать градус радикальной риторики. В частности, прославление ОУН-УПА и возведения украинского национализма чуть ли не в ранг национальной идеологии, хотя согласно Конституции, у нас таковой нет.

Соответственно, это порождает проблемы в отношениях с нашими соседями. Так как ОУН-УПА, которые боролись против Советского Союза, с которым отождествляют современную Российскую Федерацию, также выступали против поляков, евреев, венгров, румын. Причем такие действия порождают проблемы не только в отношениях с нашими соседями, но и с другими государствами, которые ими не являются. К примеру, с Израилем.

Таким образом, украинская власть попала в ловушку своей собственной электоральной базы.

— То есть, то положение, в котором находится Украина сейчас, является прямым следствием тех идей, которые восторжествовали на Евромайдане?

— Да. После событий на Донбассе и в Крыму радикальная часть электората ожидала от власти все более радикальной риторики. Но, выражая её, невозможно было не задеть интересы наших западных соседей.

— Какие итоги можно подвести во взаимоотношениях Украины и Польши за этот год?

— Отношения Украины с Польшей определятся тремя факторами. Первый фактор. Польша в своей внешней политике ориентируется не на Брюссель и Берлин, а непосредственно на Вашингтон. Но так как позиция действующей власти в Украине выгодна США, то поляки волей-неволей вынуждены не обострять этот конфликт до тех масштабов, до которых он мог бы реально разрастись.

Второй фактор. Поляки заинтересованы в дальнейшем получении украинской рабочей силы. Это позволяет им аргументировать в отношениях в Брюсселем, почему они не хотят брать к себе мигрантов с Ближнего Востока.

Третий фактор. Исторический. И здесь дела обстоят гораздо хуже. Если с первыми двумя факторами Польше выгодно иметь с Украиной хорошие отношения, то здесь имеется много противоречий. И это непосредственно связано с глорификацией украинских националистов.

Ещё во времена президентства Леонида Кучмы Украина и Польша разработали формулу «Прощаем и просим прощения» за трагические события Волынской резни. Но после Евромайдана вопросы исторической памяти снова были обострены до предела по уже сказанным причинам. И за прошедший год, несмотря на некоторые спорадические обострения, наблюдалась стабильность. Так как первые два вышеупомянутые фактора перевешивают третий – исторический.

Но вместе с тем, 1 декабря, во время визита в Украину главы польского МИДа Яцека Чапутовича, министр иностранных дел Украины Павел Климкин потребовал от своего польского коллеги убрать из польского закона об Институте национальной памяти негативные упоминания об украинских националистах. Но это крайне недипломатический шаг. Так как обе стороны должны выдвигать предложения и двигаться навстречу друг другу. Но вместо этого Климкин предпочел говорить языком ультиматумов.

— В Киеве официально появилась улица Ежи Гедройца, который был известен тем, что предложил отказаться от радикальной идеи возвращения «восточных кресов» и рекомендовал сменить эту доктрину на политику мягкой силы в отношении Украины и Беларуси, чтобы втянуть их в польскую зону влияния. Как, на ваш взгляд, можно объяснить такой шаг?

— Возможно, это один из шагов по деэскалации дипломатического конфликта, которые пытается предпринимать украинская власть. Но вместе с тем в действиях украинской стороны нет согласованности действий. С одной стороны, в Киеве появляется улице Ежи Гедройца, а, с другой стороны, Климкин в ультимативной форме требует от министра иностранных дел Польши выполнить его требования.

— Какие, на ваш взгляд, итоги можно подвести во взаимоотношениях Украины и Венгрии за 2018 год?

— На протяжении года отношения с Венгрией планомерно ухудшались. Очень часто в украинских СМИ и в экспертном сообществе можно встретить мнение, что это связано с тем, что таким образом Виктор Орбан желает апеллировать к своему электорату и т.д. На мой взгляд,  это фундаментальное непонимание происходящих процессов.

Дело в том, что венгерское правительство придерживается политики поддержки своих соотечественников за рубежом. Как в Украине, так и в других, сопредельных государствах. И данная линия наталкивается на сознательно проводимую в Украине ассимиляцию национальных меньшинств с последующим ущемлением их прав. Поэтому Будапешт не может не отреагировать. И действует для достижения своей цели различными способами. В том числе и путем блокирования заседаний комиссии Украина — НАТО.

Недавно Орбан заявил, что он не питает иллюзий  в отношении улучшения отношений с Украиной после выборов, так как кто бы в результате выборов не победил, нынешний курс на ассимиляцию национальных меньшинств будет сохранен.

Кроме того, есть большая проблема, которая однозначно добавит проблем в будущем – это новый языковой закон. Совершенно дискриминационный ко всем языкам, кроме украинского. И Порошенко на основе своей триады «армия, язык, вера» настроен «продавить»  его через парламент. И нетрудно догадаться, какая реакция поступит из Венгрии. А, следовательно, дипломатический конфликт между двумя государствами будет усугубляться и в следующем, 2019 году.

— После того, как появилось видео из венгерского консульства в Берегово, где украинцам раздавали венгерские паспорта, вспыхнул дипломатический скандал. Как, на ваш взгляд, можно решить вопрос двойного гражданства?

— На протяжении всей своей истории, в Украине довольно болезненно относились к вопросу двойного или множественного гражданства.

До Евромайдана украинское законодательство не признавало двойного гражданства. К примеру, если у человека есть украинский и венгерский паспорта, то его по умолчанию признавали только гражданином Украины. Но затем двойное гражданства было запрещено. Хотя при этом санкций за это введено не было.

Для решения этой проблемы нужно вносить изменения в соответствующий закон. На мой взгляд, в нем нужно либо указать право на двойное гражданство, либо прописать, что граждане, которые имеют украинский и венгерский (румынский и т.д.) паспорт, могут считаться только гражданами Украины.

— Зачастую в Украине не слишком лестно отзываются о Беларуси, считая её пассивной союзницей России во взаимоотношениях с Украиной. Что можно сказать об украинско-белорусских отношениях за 2018 год и в каком состоянии они пребывают сейчас?

— Периодически на протяжении года от украинских чиновников звучали нелицеприятные заявления в адрес Беларуси. Но несмотря на то, что Беларусь – член Евразийского Союза и ОДКБ, Украина развивает с ней отношения более или менее благоприятные.

Можно напомнить, что на «Форуме регионов», где во время своего последнего визита в Беларусь присутствовал Порошенко, был подписан ряд соглашений, в том числе и об упрощении порядка пересечения границы. Это связано с тем, что перемещать товары напрямую и вести бизнес с Россией становится все сложнее. Поэтому действия производятся через территорию Беларуси. Но позже, 5 декабря, Климкин предостерег украинцев от поездок в Беларусь из-за деятельности российских спецслужб. И здесь мы опять сталкиваемся все с той же несогласованностью в действиях украинского МИДа и власти. Левая рука не знает, что делает правая.

Территория Беларуси крайне удобна для ведения бизнеса с Россией. К примеру, авиаперелеты из Украины в Россию также следуют через Минск. А когда министр инфраструктуры Владимир Омелян высказал намерение отменить пассажирское сообщение с Россией, то сразу же стало ясно, что в таком случае поезда также пойдут именно через Минск.

Но вместе с тем Беларусь обеспокоена тем, что можно называть «экспортом революций». Белорусские эксперты опасаются деятельности местных сторонников проевропейских радикальных политических движений, которые отстаивают литовское происхождение белорусов и тому подобные взгляды. И, по моим наблюдениям, эти группы за последнее время активизировали контакты с украинскими националистами. Был даже случай, когда белорусских футбольных фанатов, вернувшихся в Минск после матча во Львове, на вокзале встретил отряд ОМОНа.

Такая позиция связана не с официальной позицией украинских властей, а со стихийным распространением национализма и других радикальных политических воззрений из Украины в Беларусь.

— Какие, на ваш взгляд, можно подвести итоги украино-российских отношений за прошедший 2018 год?

— Отношения Украины и России находятся в стабильно тяжелом положении с тенденцией к ухудшению. Это связано в том числе и с будущими выборами в Украине. Половина, если не 60%, политических партий используют антироссийскую риторику с уклоном в национализм. И Порошенко здесь первый, кто заинтересован в нагнетании ненависти к российскому государству и неприятию любых компромиссов.

А так как Украина разрешить конфликт с Россией военным способом не может, то остаются только дипломатические методы. Но любые дипломатические методы решения конфликта преподносятся властью как предательство или как отстаивание интересов Кремля. В частности, это отчасти связано и с церковным вопросом. Кроме того, не забудем и о недавнем Керченском инциденте. Нельзя отрицать, что в будущем возможно будут и другие подобные случаи.

— Каковы могут быть последствия для Украины от разрыва Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией?

— Украинская власть показала, что даже в условиях натянутых политических отношений, она все равно может вести с Россией экономическое взаимодействие.

К примеру, через два дня после конфликта в Керченском проливе, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) вдвое снизила тарифы на прокачку российского газа через украинскую газотранспортную систему. Как видим, этому не помешал никакой Керченский инцидент.

Кроме того, разрыв данного договора – это очередная пиар-акция для Порошенко, которая планировалась ещё с сентября. Что же касается тех экономических соглашений, которые привязаны к данному договору и выгодны обеим сторонам, то они, скорее всего, будут продолжать выполняться.

Если же российская сторона также денонсирует данный документ в ответ, то тогда торговля между странами будет вестись через Беларусь.

— Как разрыв Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией отразится на украинцах, проживающих и работающих там?

— Действительно, данный договор также предполагает режим наибольшего благоприятствования гражданам двух стран. Но, скорее всего, одностороння денонсация договора не повлечет за собой кардинального ухудшения положения украинцев.

Российская сторона не предпринимает зеркальные меры в ответ на действия Украины. Она, наоборот, обеспечивает режим наибольшего благоприятствования им. Более того, она уже несколько раз упрощала порядок получения российского гражданства для украинцев. И недавно от президента России поступило третье такое предложение.

Таким образом, российское государство хочет показать украинцам, что оно им не враг, а наоборот – благодетель. Основная ставка делается на то, что украинские граждане, которые со временем вернутся к себе на родину, будут менее лояльны к действующей власти. Либо же на то, что украинцы натурализуются в России и будут работать уже на благо этого государства.

— Какова степень вероятности новых провокаций для дальнейшей эскалации напряженности в отношениях с Россией во время военного положения?

— Порошенко вряд ли будет его продолжать. Скорее всего, незадолго до его окончания он поступит как в популярном в среде политтехнологов фильме «Плутовство, или Хвост, который виляет собакой», и объявит себя победителем в войне, которой по факту не было. Ведь Россия не напала на Украину за 30 дней? Не напала. А все потому, что военное положение было эффективным. Другой вопрос в том, что электорат Порошенко не доверяет и вряд ли проглотит эту наживку.

— Насколько, на ваш взгляд, может измениться внешняя политика страны после президентских и парламентских выборов? Или такие прогнозы делать ещё преждевременно?

-Основные кандидаты известны, и большинство из них придерживаются проевропейского, курса, которого придерживается и Порошенко. А также поддерживают вступление Украины в НАТО. Яркий тому пример – реклама Юлии Тимошенко. Поэтому вряд ли стоит ожидать радикальной смены внешнеполитического вектора.

Общеизвестно, что Тимошенко, как и большинство украинских политиков, известна своей склонностью не выполнять предвыборные обещания. Поэтому, возможно, она будет более договороспособна если не в отношении России, то хотя бы в отношениях с Венгрией. Но, чтобы делать более конкретный прогноз, нужно дождаться второго тура президентских выборов.

 

По материалам: golos.ua

Exit mobile version