Неискушенный зритель, не знающий имени Казимира Малевича, не поймет и значение его «Черного квадрата». А это полотно, написанное в начале 20 века, ознаменовало конец искусства и стало обращением художника к миру.
Ценность произведения понимаем только тогда, когда учитываем авторство, эпоху и замысел художника. Это касается и писсуара, который выставил в галерее Марсель Дюшан и назвал «Фонтаном».
Автор «Фонтана» поставил под вопрос, казалось бы, бесспорную истину: предмет искусства — это то, что сделано руками художника, а не вещь, купленная готовой в магазине. Этот писсуар остался практически неизменным, Марсель только подписал его, перевернул и дал другое название. Автор показал, что искусство — это не картина, нарисованная масляными красками, а все те сложные ментальные процессы, предшествующие ее созданию.
Что нужно для того, чтобы создавать арт: уметь или знать? Еще до прошлого века обязательно было уметь, теперь уже ремесло не нужно.
Искусство и время
Сознание современного человека становится все более фрагментированным. Мы заменили романное пространство, то есть книгу, сериалами, которые не требуют нашего привлечения. Когда читали книги, создавали соответствующий мир — Кафки, Толстого или Достоевского, визуализировали лицо, место действия и костюмы, работали вместе с автором. Сериал же можно включить в фоновом режиме, пока готовишь или разговариваешь с друзьями: мы становимся пассивными потребителями, теряем возможность соавторства. Впоследствии часть сознания, которая делает нас художниками, атрофируется. Чтобы приобщиться, надо приложить усилия, а мы не готовы.
Мы спешим что-то прожить. Спросите себя, когда вы в последний раз просто шли, смотрели на небо и не думали, что кто-то позвонит или пришлет сообщение и надо будет куда-то бежать.
Бельгиец Ян Фабр представил спектакль, который длился 24 часа: актеры работали в режиме нон-стоп, зрителям разложили матрасы, можно было спать, можно было идти домой, а потом возвращаться. Такое себе спектакль-путешествие. Сначала это раздражает, но потом понимаешь, насколько они замахнулись на смену течения времени! Может, искусство и является этим изменением?
Искусство — средство формирования общего кода
Общество объединяют ценности. Если же оно невежественно и атеистическое, то и общего кода у него нет, нет ответа на то, кто мы и чем уникальны. Или наш код — телевизор, свобода слова и «Голос страны»?
Нацию определяет урбанистическая культура. Все то, что транслируется в мир, происходит не в деревнях, а в городах. В Киеве до войны было 350 театров на полмиллиона жителей, а в Харькове выпускали сотни толстых литературных журналов. Можем ли мы сформировать свой пантеон героев, запрос на достойную элиту? В Украине есть много талантливых людей, но мы не знаем имен современных композиторов. Продукт есть, а запроса внутри нет.
Как сделать так, чтобы прекрасная часть нашего сознания была нужна? Душа, интеллект, умение слышать другого, понимать другого — где этому научиться? Может, для этого и существует искусство?
Как понимать искусство
Когда нам говорят «опера», в сознании возникает сформированный код: опера — это большой театр с музыкой, большими декорациями и людьми, которые поют на неизвестном языке. И если покажут что-то другое, мы уверенно скажем: это не опера.
Если увиденное выпадает из привычной матрицы восприятия, человек может отреагировать так: «Это не картина, а бог знает что! Так и моя дочь может нарисовать! И сколько же это стоит? Один миллион долларов ?!» Или же пытаться выяснить, почему эта вещь в галерее и сколько она стоит. Второй вариант — это путь, выбор человека с собственной системой координат.
Для того, чтобы понять искусство, настройтесь на вопросы. Не в отрицание и не на оценку. Если придете с предубеждениями, то будете отвергать все, что выпадает из вашей системы координат. Появление вопросов — это выход из зоны комфорта. Попробуйте выяснить, почему то, что вы видите, сделано именно таким. В выстраивании эрудиции самостоятельное движение более эффективно.