Какой была настоящая красота по-американски в начале тысячелетия

Американская мечта уже не раз становилась объектом обсуждения во многих выдающихся фильмах. Картина с созвучным названием от Сэма Мендеса еще одна попытка найти ответы на вопрос, почему же мечта так и осталась мечтой.

Стоит отметить, что буквально в то же лето далекого 2000-го появился на свет культовый «Бойцовский клуб». Оба фильма раскрывают похожие темы, но делают это на фундаментально разных уровнях. Так почему же «Бойцовский клуб» переходит от поколения к поколению, а оскароносная «Американская красота» понемногу отходит в историю?

Фильм очень плавный и эластичный, сцены незаметно перетекают друг в друга. Каждый кадр светится авторским почерком. В то время, как «Бойцовский клуб» не может похвастаться подобным визуалом. Впрочем, ответ на этот вопрос выходит за рамки статьи.

 

В главной роли еще порядочный Кевин Спейси в образе обычного клерка Лестера, который давно перестал чувствовать вкус жизни. Жена Кэролайн (Аннетт Бенинг) и дочь Джейн (Тора Берч) считают его неудачником. Рядом поселилась странная семья полковника Фитса (Крис Купер). Его сын, Рики (Уэс Бентли) имеет темное прошлое. Энджела (Мена Сувари) единственная школьная приятельница Джейн, на первый взгляд, обычная девочка №1. Оказалось, что достаточно одного дня, чтобы обычный пригород превратился в место драматических перипетий.

Можно очень долго описывать очевидный, но от этого не менее прекрасный символизм красоты в виде розы, но важнее заметить, что фильм состоит из своеобразной системы образов. Когда мы говорим о красоте, то представляем нечто вроде оранжевого заката или утреннего тумана над рекой. Но если на экране кинотеатра в течение часа показывать длинные планы удивительного пейзажа, то это вызовет лишь легкую зевоту. Автор сценария (Алан Болл) отождествляет красоту с американской мечтой. Ведь мечта это желания, реализация которых, по идее, должна приносить счастье, а значит, и благополучие.

Каждый персонаж имеет свое видение красоты. Для Кэролайн это иллюзия идеальной американской семьи. Некий прекрасный образ абсолютной «нормальности», выраженный через финансовую успешность, чистоту и порядок. Кэролайн риэлтор, а это значит, что она не просто поддерживает эту иллюзию, она ее продает другим. Для Джейн красота выражается через внешнюю привлекательность. Для Рики в простоте обыденных вещей. Для Энджелы в исключительности. И, наконец, для Лестера это объект поиска себя. Без красоты в его жизни сплошная серость. Но поиск привносит необходимые краски.

Путешествие от среднестатистического семьянина к отчаянному анархиста начинается с простого похода родителей на школьный матч по баскетболу. Поиск красоты, в таком контексте счастья, завершается довольно иронично. Герой искал то, что все время было рядом.

Необычно смонтированная развязка завершает поиск и для других персонажей. К сожалению, для большинства, чтобы увидеть красоту, нужно было ее окончательно потерять. Но мы всегда ценим только тогда, когда теряем.

Аккуратные комментарии от авторов по проблемам отношений родителей и детей, гомофобии, толерантности, принятой обществом нормальности и, конечно, красоты побуждают ценить каждое мгновение жизни и пытаться разглядеть красоту в самых незаметных деталях, пусть это даже обычный полиэтиленовый пакет, танцующий с ветром. Ведь сегодня первый день остатка вашей жизни.

Exit mobile version