Ю. Жигарев: «Нормальных вакцин в Украине практически не найти»

Ю. Жигарев: «Нормальных вакцин в Украине практически не найти»

В начале октября украинцев взбудоражила новость о вспышке сибирской язвы в Одесской области. Источником инфекции стала больная корова. Как оказалось,  спасать заболевших людей было нечем, вакцины против сибирской язвы у нас не закупаются. Эксперты называют одной из причин регулярных вспышек опасных инфекций в стране перебои с вакцинами. Увы, Минздрав от этой проблемы самоустранился. Ведомство не выполняет своих обязательств, согласно закону о защите населения от инфекционных заболеваний. Это преступная  бездеятельность, считают медики. Сегодня найти качественную вакцину в Украине — большая проблема. С 2008 года, когда мы  начали закупать препараты за границей, в нашу страну потоками хлынул некачественный медицинский продукт.  О серьезных проблемах с качеством закупаемых за рубежом  вакцин в Украине корреспонденту ГолосUA рассказал врач-инфекционист Юрий Жигарев. 

— Юрий, как в Украине медики борются  с сибирской язвой?

— Сибирская язва успешно лечится, однако при тяжелой форме заболевания нельзя избежать 100%-ной летальности. Уверен, в Украине вообще нет препаратов против сибирской язвы. И если проявится легочная форма сибирской язвы, то это 100% смерть пациента. Конечно, есть боевые штаммы сибирской язвы, это биологическое оружие. 

— Возможны ли диверсии с применением такого биологического оружия?

— Все может быть, но вспышка сибирской язвы, которая произошла у нас в Одесской области, была вызвана контактом с больной коровой. Маловероятно, что обычная сибирская язва, природная,  дикая, передалась бы от человека к человеку. Но если это боевой штамм,  то  у него могут быть абсолютно любые, какие угодно свойства. То есть, обычная, дикая сибирская язва имеет кожные формы, а легочная и кишечная формы описаны в медицинской литературе  как какие-то казусы.  Можно вспомнить трагедию 1979 года в Свердловске,  когда уральцы пострадали от выброса сибирской язвы. При ремонте фильтра что-то пошло не так, и куча больных… Только официально было признано до 70 человек  погибших. Никто до сих пор не знает реального количества больных и погибших. В основном это были легочные формы сибирской язвы. Это был боевой штамм, который вызывает 100%-ю летальность. 

— Она может передаваться от человека к человеку?

— Вероятно, с тех пор все это производство усовершенствовалось, вряд ли это все было заброшено.   Сейчас молекулярная генетика шагнула далеко вперед, и очень легко сделать так, чтобы сибирская язва передавалась от человека к человеку. Допустим, легочная чума  очень контагиозна (заразна, – Авт.), а чума и сибирская язва – родственники. Можно ввести один ген, чтобы сибирская язва передавалась от человека к человеку. Например, один человек заболел, приехал в другой город, проехал в метро в час пик, когда у нас 150 человек в вагоне,  он плохо себя чувствует, а потом берет и умирает. И если это высокая контагизность, то будут заражены все люди в вагоне. 

Классическая, дикая сибирская язва передается воздушно-пылевым путем,  то есть, споры должны где-то подняться с пылью, от человека к человеку она практически не передается. Но если это будет боевой штамм с немножко измененными генетическими свойствами, то вполне может передаваться. Это самое мощное биологическое оружие. Кстати, американцы уже вакцинируют своих военнослужащих от сибирской язвы. В 2001 году, когда рассылали письма с неизвестным порошком, человек мог просто подержать в руках конверт и умереть,  там как раз были легочные формы сибиркой язвы. Скорее всего, это был какой-то боевой штамм с измененными свойствами. 

— Вспышка сибирской язвы в Одесской области не дает оснований предполагать, что там был боевой штамм…

— По той информации, которая у нас  сейчас есть, там все четко. Там была корова, которая благополучно сдохла, хозяева ничего умнее не придумали, как ее добить, когда она была в агонии. Они начали эту корову разделывать, один держал, второй резал, и получили заражение сибиркой язвой. У всех, кто контактировал с этой коровой, 5 человек – типичная сибирская язва. Надо отметить, что употреблять в пищу хорошо проваренное мясо такого животного можно, споры при кипячении в течение 20 минут гибнут.  

— Насколько качество вакцин, которые поступают в Украину, отвечает предъявляемым к ним требованиям?

— Сейчас нормальных вакцин  в Украине очень мало. У нас вообще  нет нормального  производителя вакцин, нет  препаратов ведущего мирового производителя.  И вопрос не только в производителе. Вакцины нормальных, адекватных производителей могут быть просроченными,  либо препараты могут приходить в Украину с какой-то китайской или африканской маркировкой. Это значит, что вакцины были предназначены для другой страны, что-то случилось, и их почему-то решили  вдруг отправить в Украину. То есть, возникает масса непонятных вопросов. С этой точки зрения, нормальных вакцин у нас нет. Если мы знаем, что закупили, допустим, французскую вакцину с нормальным сроком годности в институте Пастера (частный некоммерческий научный институт в Париже, занимающийся исследованиями в области биологии, микроорганизмов, инфекционных заболеваний и вакцин, – Авт.), то к ней  никаких  вопросов нет. Пожалуйста, прививайтесь! Вот таких вакцин сейчас в Украине практически нет. 

— Порядок с проведением прививок в советские времена был другим…

— В советское время было все очень просто. Советский Союз практически не покупал иммунобиологические препараты. Все вакцины, все иммуноглобулины  производились на территории Советского Союза. И это было абсолютно правильно, потому что это тоже стратегическое  оружие. Мы говорим, что у нас война. И сейчас мы в России закупим вакцины, и откуда мы знаем, что нам привезут.  Поэтому это вопрос национальной безопасности, вопрос абсолютно стратегический.  Я считаю, что самое главная проблема в Украине сейчас в том, что у нас практически развалено, уничтожено производство иммунобиологических препаратов. Это ужасно. Институт Мечникова был и, вообще, была куча предприятий, которые выпускали такие препараты. 

— Можно ли реанимировать в Украине производство иммуноглобулинов?

— Безусловно. Даже на сегодняшний день, если собрать какие-то остатки, еще есть специалисты, не все уехали в Индию и Китай, и на государственном уровне этот вопрос принять, чтобы государство вложило в это деньги и средства,  то можно наладить производство иммунобиологических препаратов в нашей стране. Должна быть политическая воля в том, что мы должны обновить производство и  наладить выпуск хотя бы самых необходимых вакцин и сывороток. Деньги нужны. Если посчитать, сколько у нас денег уйдет за 10 лет на закупки  импортных вакцин, то гораздо выгоднее возобновить их производство в Украине. Тогда бы у нас за несколько лет стало рентабельным производство хотя бы самых основных, стратегических видов иммунобиологических препаратов — это противодифтерийная сыворотка, противостолбнячная сыворотка, антирабическая вакцина (против бешенства). 

— Технологически это сложно сделать?

— Нет. Там не такие сложные технологии, они были отработаны еще 50 лет назад.  Если в Советском Союзе все это выпускалось полвека назад на том уровне, то сейчас это все сделать немного проще, учитывая современные технологии. Но, видимо, кому-то выгодно ехать в Индию, отвозить им сколько-то миллионов и закупать какую-то вакцину, которая непонятно как производится. Вакцина должна быть гомогенная, нельзя вводить непонятно что. Со слов наших специалистов, которые были в Индии, чтобы проверить качество препаратов, которые мы закупаем за средства государственного бюджета, они попросили показать вакцину, которая должна по правилам храниться, и 15 минут пытались трясти ампулу, чтобы сделать гомогенную инъекцию, и ничего у них не получилось. Она была не просроченная, эта просто такая технология производства. Берешь одну ампулу, она чуть-чуть желтенькая, вторую – она чуть-чуть светленькая, и т.д. На самом деле в Индии очень много производителей вполне адекватных. Просто  почему-то кому-то выгодно закупать ту же вакцину у мистера Сайруса. 

— Чем знаменит этот человек?

— Это человек, которому принадлежит так называемый институт сывороток, который на самом деле не институт и к государству не имеет никакого отношения. Это его частная компания. Он миллиардер, известный человек. Некоторые наши товарищи почему-то  считают, что это самый лучший производитель вакцин в мире. Он не так давно приезжал в Киев, причем инкогнито, в прессе об этом не упоминалось. Видимо, он не просто так приезжал  сюда, чтобы только посмотреть на Михайловский собор.  Учитывая, что мы у него закупаем несколько миллионов доз вакцины, то, наверное, это просто совпадение. 

— Дефицит каких сывороток сегодня есть в Украине?         

— Как инфекционист скажу, что сыворотки от дифтерии у нас нет, запаса ее нет. Нет противостолбнячной сыворотки, нет вакцины от бешенства. Конечно, это спорадическая заболеваемость — таких пациентов немного, поэтому  эти иммунобиологические препараты невыгодно покупать, там нечего «пилить».

Раньше в советское время  в каждом отделении были необходимые  вакцины,  и если их было меньше от нормы, чем положено, то увольняли главврачей с должности.  Если сравнивать ситуацию с вакцинами от инфекционных заболеваний в Украине с  другими странами, то, допустим, США имеется стратегический запас препаратов против опасных инфекционных заболеваний, который позволяет снизить высокую летальность.

Вакцинация в Украине – это, прежде всего, вопрос политический. Все вакцины у нас закупаются за счет бюджета, и в вопросе вакцинации должна быть государственная политика на несколько лет вперед.

По материалам: golos.ua

Exit mobile version