А. Климчук: «Рейдерские атаки начинаются с подкупа сотрудников предприятия и сбора информации»

А. Климчук: «Рейдерские атаки начинаются с подкупа сотрудников предприятия и сбора информации»

В 2017-2018 годах Украину буквально захлестнула волна захватов имущества предприятий злоумышленниками, которых уже привычно называют «рейдерами». За последние пять лет зафиксировано 1690 случаев рейдерства. Из них 539 – только за последние полтора года. Такие данные приводит Opendatabot со ссылкой на статистику Генпрокуратуры. Адвокат Александр Климчук рассказал ГолосUA, какие схемы захвата предприятий распространены и какие превентивные меры помогут этого избежать.

— Александр, какие схемы захвата имущества и предприятий повторяются от случая к случаю?

— Рейдерские атаки состоят из трех основных этапов: сбор информации, подготовка фиктивных документов и физический захват предприятия. Первый этап – это определение слабых мест предприятия, анализ финансовой деятельности, выявление ошибок при ведении бухгалтерского учета и юридического сопровождения. Второй этап — подготовка юридического основания для захвата предприятия. Таким юридическим основанием может послужить, например, решение суда, договор или доверенность (даже поддельная), протокол сбора учредителей предприятия и т.д. Третий этап – физический захват предприятия: когда физически сильные ребята в балаклавах, иногда с холодным или огнестрельным оружием захватывают предприятия. Иногда это делается под видом охранной деятельности. 

Есть схема, которую раньше активно использовали при захвате акционерных обществ (АО) во время приватизации: при передаче права собственности от одного лица другому допускались нарушения процедуры и это делало объект уязвимым перед рейдерами. Например, рейдеры покупали не менее 5-10% акций, что давало право затребовать инфо по объекту, в том числе и финансовую, участвовать в сборах предприятия и т.д. Так рейдеры получали право инициировать исковые заявления в суд, например, для признания незаконными 90% акций, объясняя это неправильной эмиссией, допустим. У рейдеров оставались 5-10% акций, которые обеспечивали им 100-процентный контроль над всем предприятием. После решения суда они физически захватывали объект, вытесняли охрану, персонал. А станки, здания, технику, автомобили и другие активы часто начинают продавать. Предприятие может быть разграблено, или, если оно работает, они будут там зарабатывать деньги.

Еще одна из схем захвата предприятия — через давление со стороны правоохранительных органов. При прошлой власти была попытка захвата компании Global Spirits. Предприятию создавали проблемы: обыски, проверки, которые влекут крупные штрафы, чтобы ослабить структуру и выкупить как якобы «проблемное» предприятие.

Также применяют схему с оформлением документов «черным» нотариусом – подделываются документы купли-продажи, доверенности, а после нотариус или государственный регистратор переоформляют право собственности на недвижимость. Сейчас я сопровождаю дело, когда один из «черных» нотариусов подделал доверенность, на основании которого продали крупный объект недвижимости, и у нотариуса осталась только копия этой доверенности. По словам нотариуса, якобы полиция изъяла оригинал доверенности на основании решения суда. Но когда мы провели свое расследование, то выявили, что нотариус пытался подтвердить свои слова … поддельными документами. Иногда «черные нотариусы» используют и другие методы скрыть документы – инсценируют затопление или поджог офиса, или огнем и водой портят документы, а потом пишут заявление в полицию, что документы украли.

— Вы хотите сказать, что без оригиналов документов настоящие собственники предприятий или недвижимости вообще ничего не могут доказать?

— Согласно методике проведения почерковедческих экспертиз, по копиям документов экспертизу не проводят. Но закон прямо это не запрещает, и экспертизу при определенных обстоятельствах провести можно даже с копией.

— Какие именно предприятия по своему профилю деятельности обычно интересуют рейдеров?

— Те, которые приносят хороший доход. Сейчас популярны схемы захвата сельскохозяйственных предприятий и IT-предприятий.

— Вопрос о краже урожая, о чем сегодня часто пишут СМИ. Если украли урожай, возможно ли доказать и как доказать, что это был твой урожай?

— Доказать это сложно. В частности, из-за отсутствия правильного бухгалтерского и юридического сопровождения.  Бывают случаи, что на место сбора урожая приезжают рейдеры и говорят: это мы его посеяли.

Для аграриев есть риск захвата бизнеса через перерегистрацию договоров аренды. Рейдеры узнают информацию о владельцах земли (пайщиках), после чего уговаривают пайщиков на большую оплату по аренде, другие привилегии. Причем подписание нового договора может происходить при еще действующем договоре с действующим предприятием. С помощью недобросовестных регистраторов разрывают договоры в одностороннем порядке и регистрируют новые, предъявив письмо владельца земли о расторжении договора и заключении нового, хотя это может противоречить первоначальному договору. Потом они приходят с бойцами, охранной фирмой и не пускают на поля технику настоящего владельца, а урожай могут забрать.

— Если речь именно о краже урожая, каким должен быть алгоритм действий собственников поля, арендаторов поля, собственников посевов?

— В первую очередь, нужно следить за правильным ведением документов. Потом — обеспечить качественную охрану. Есть много сельхозпредприятий, которые использую дроны для охраны урожая: это позволяет задокументировать факт посева урожая, а потом обратиться с соответствующим заявлением в полицию. Но кроме видео, полиции нужны документы, подтверждающие сумму ущерба, а поэтому правильное ведение бухгалтерских и юридических документов очень важно.

— Можете ли посоветовать, какие могут быть превентивные меры?

— Атака рейдеров на чужое предприятие начинается с анализа и сбора информации об объекте. Собственникам предприятий я советую начать с аудита бизнеса, чтобы самому найти слабые места, проверив правильность ведения бухгалтерии, юридических документов, в частности, кредитных договоров. Часто из-за бухгалтерских ошибок на предприятие могут быть наложены огромные штрафы со стороны контролирующих органов, что само по себе может ослабить предприятие и помочь рейдерам его захватить. В моей практике были случаи, когда предприятие заключало несколько кредитных договоров, с таким условием, что обязано было сначала погашать проценты по всем договорам одновременно. Вышло так, что предприятие выплачивало несколько миллионов в месяц только на проценты без погашения тела кредита. Это, конечно, было очень выгодно кредитору, но сильно ослабило предприятие. И исправить это было очень тяжело.

Комплексный аудит поможет устранить найденные слабые места, разработать алгоритмы действий сотрудников в случае проведения проверок или рейдерской атаки. Нужно обучить сотрудников, как действовать в таких ситуациях и установить камеры видеонаблюдения, желательно с серверами на удаленном доступе, чтобы рейдеры до него не добрались. Видеокамеры будут фиксировать незаконные действия рейдеров: избиение сотрудников, порчу имущества, кражи и т.д. Желательно разграничить зоны доступа для сотрудников, для входа выдать карточки или установить оборудование для идентификации входящих по отпечаткам пальцев, но сразу оговорюсь: это нужно правильно юридически оформить, чтобы не были нарушены права работников. А если у такого сотрудника не будет доступа к закрытым помещениям, он не сможет заразить компьютеры вирусом, украсть документы или еще каким-то способом навредить, поэтому рейдеры не воспользуются инсайдерской информацией.

Я также рекомендую хранить всю важную документацию в отдельном кабинете в сейфе, а кабинет оборудовать сигнализацией.

К моменту рейдерской атаки служба охраны, безопасности должны быть проинструктированы, что делать. При грамотной организации действий они могут противостоять или, как минимум, злоумышленникам захватить объект, потянуть время, пока приедет поддержка – усиленная охрана, полиция. Служба охраны или безопасности должна быть готова в момент захвата объекта быстро передать информацию о ЧП, сохранить и передать документы в другое место; организовать защиту сотрудникам, которые остаются на предприятии; защищать имущество предприятия.

Дальше собственнику нужно как можно быстрее определить, откуда пошла угроза. То есть определить, что стало юридическим основание для захвата, например, решение суда, поддельные договора и протоколы сбора учредителей и т.д. После нужно сразу обращаться в суд и в полицию. Обязательно нужно «заморозить» ситуацию, чтоб не дать продать предприятие или разграбить его. Нужно обратиться в суд с ходатайством о наложении ареста на имущество или запретом проведения определенных действий.

И одновременно должны начать действовать адвокаты, которые специализируются на уголовном праве и процессе. Они должны подать в полицию заявление о регистрации уголовного производства и дополнительного наложения ареста на имущество в рамках уголовного процесса. Если ситуация будет «заморожена» вот такими решениями суда, потом легче будет вернуть все в первоначальное положение.

По материалам: golos.ua

Exit mobile version