Межрайонный слёт межконтинентальных ракет в межъящичном пространстве

 

Спецпредставитель президента России в переговорах по Донбассу Владислав Сурков опубликовал на сайте одного довольно известного журнала статью «Одиночество полукровки (14+)». Об Украине там впрямую не говорится. Но все равно чтение этого текста для Украины, да и не только, весьма полезно.

Начиная с резюме к ней, которое дано по традиции солидных журналов, претендующих на академичность: «Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад. Ни там, ни там не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима…».

М-да, уже пахнуло плесенью и затхлостью. Но сейчас не время для брезгливости. Чтобы кремлевская плесень не расползалась по миру, нужно брать ее на анализ и подбирать антисептик… Не говоря уж о том, что то, что для нас плесень, для российских элит – то ли целительный пенициллин, то ли успокаивающая валерьянка.

КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

В сурковской статье одинаково важно смотреть, что написано, кем, где и – внимание! – когда опубликовано. Итак, «что» – очередное объяснение, мол, Россия не такая, как все, значит, путь у нее особый и нечего лезть к ней с «аршином общим». «Кто» – Владислав Сурков, видный путинский приближенный, считается интеллектуалом и теоретиком, главное его изобретение – концепция «суверенной демократии». После начала российской агрессии в Украине Сурков стал одним из главных кураторов и организаторов этих военно-информационных действий. И соответственно как спецпредставитель президента РФ общается по поводу войны на Донбассе с американским представителем; при прежнем президенте – с Викторией Нуланд, теперь – с Куртом Волкером.

Но о том, «кто-что» написал поговорим позже. А пока займемся «где-когда». Текст Суркова «Одиночество полукровки (14+)» опубликован с гордым предуведомлением «Статья опубликована в новом номере журнала «Россия в глобальной политике»». И этим сразу подчеркнута статусность материала – это вам не студень с хреном, это политическая глобальность, поскольку данный журнал считается приличным изданием (насколько можно быть приличным в условиях неприличной страны), и среди его партнеров по старой памяти числится даже Foreign Affairs (самый авторитетный журнал, пишущий о внешней политике США). Выходит «Россия в глобальной политике» раз в два месяца. Смотрим, однако, на сайт – №1 (январь-февраль) есть, можно купить за 200 рэ. А вот №2 (март-апрель) – пока нет.

Однако, в Twitter издания написано так «Из нашего выходящего сдвоенного номера – статья Владислава Суркова о политике, культуре и судьбе». Датой публикации проставлено – «9 апреля 2018». Но при этом говорится, будто, УЖЕ «статья опубликована в новом номере», и УЖЕ «из нашего выходящего номера».

А вот, скажем, другая статья другого автора «Что случилось с Украиной. Краткий экскурс из прошлого в будущее» тоже опубликованная «9 апреля 2018». Но помещена под рубрику «В следующем номере»! В «следующем», а не в «новом», не в «выходящем».

Что ж так? Почему материалы, опубликованные на сайте «России в глобальной политике», в один день поданы так по-разному? Вывод, по-моему, достаточно очевиден. Когда и как давать очередные побрехеньки про Украину – особого значения не имеет. А вот статья Суркова, судя по всему, писалась именно сейчас, быстро, по случаю. Но ее хотят подать, как что-то фундаментальное, давно задуманное и написанное, а значит, к горячей актуальности отношения не имеющее.

Но раз публикаторы стараются это скрыть, то именно на это и нужно смотреть, именно на этом и нужно делать акцент. То есть, суть написанного Сурковым следует в первую очередь соотносить с тем – «когда».

КОГДА «ИСКАНДЕРЫ» ПЕРЕСТАЛИ СМЕЯТЬСЯ

Внешнеполитическая изоляция России становится все более плотной. Однако к Благовещению и Пасхе Минфин США подготовил России ваще совершенно особый подарок. Он объявил о введении санкций против 24 россиян, фигурировавших в «кремлевском списке», а также против нескольких важнейших российских компаний. В обосновывающей части сказано, что правительство России «действует в целях непропорционального обогащения олигархов и властной элиты», при этом нанося вред другим странам. Понимаете, не кто-то, не что-то, а именно «правительство России»! В Минфине США заявили, что в список вошли люди, «получающие выгоду от путинского режима или играющие ключевую роль в пагубных действиях России». Понимаете, в «пагубных действиях» государства России! Кроме того, под санкции за сотрудничество с правительством Сирии попали экспортер товаров военного назначения «Рособоронэкспорт» и принадлежащая ему Российская финансовая корпорация. Если же говорить о персоналиях, то в список вошло множество важнейших путинских приближенных. Но поскольку обилие имен размывает внимание, назову только три.

Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома». То есть, теперь глава российского газового монополиста стал «токсичным». Вести с ним переговоры и тем более ставить подпись на одном листе бумаги с ним – отныне занятие достаточно рискованное.

И еще два имени. После введения новых санкций торговать с Америкой было запрещено Олегу Дерипаске и Виктору Вексельбергу. (Тут санкционное наказание России удачно совпало с защитой американских производителей алюминия – но Why not, почему же при случае не совместить приятное с полезным?).

В пятницу, по-свежему, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян на новый список санкций отреагировала по-старому, в стиле «Не смешите мои Искандеры»: «Говорила сегодня с двумя свеженькими фигурантами санкций как раз в тот момент, когда их имена были опубликованы. Оба с улыбкой выдохнули: «Ну, наконец-то!» – и продолжили гораздо более увлекательный разговор про Настю Рыбку».

К понедельнику Искандерам стало уже не смешно. Больше всех пострадал Дерипаска со своим «Русалом», следом за его активами обвалились котировки других российских компаний, а также курс рубля. Общие потери всех подпавших под санкции российских бизнесменов к понедельнику превысили 3 миллиарда долларов. Власти России, на которую больше десяти лет лился золотой дождь газонефтедолларов, власти страны, где седьмая часть населения при этом находится за чертой бедности, оперативно пообещали помочь своим миллиардерам и компаниям, подпавшим под санкции. И это логично: мнение двадцати миллионов нищих в Росии можно не учитывать, они частично одурманены, частично запуганы, частично спились. А вот массовая непокорность олигархов – крайне нежелательна.

Впрочем, одних денег, которые пообещал олигархам вице-премьер Аркадий Дворкович, мало. Нужно еще убедить, что они, эти богатеи, а вмести с ними и вся российская элита, как в том старом анекдоте, «не укакались, а круто обоср…сь». Извините за сниженную лексику, но это, знаете ли, текстом Суркова навеяло. Он тоже себе позволяет.

ГИГАНТСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ: ОТ ТРЕТЬЕГО РИМА ДО… ТРЕТЬЕГО РИМА

Итак, о чем же сурковская статья «Одиночество полукровки (14+)»? О том, что (само)огораживание России от мира – это нормально, более того – благотворно, более того – неизбежно. Кокетливое постмодернистское название расшифровывается так: «С 14-го года (в смысле 2014-го, то есть с оккупации Крыма и агрессии на Донбассе, – О.К.) и далее простирается неопределенно долгое новое время, эпоха 14+, в которую нам предстоит сто (двести? триста?) лет геополитического одиночества».

Потом – путанный исторический экскурс, показывающий ошибочность как западного вектора (в первую очередь), так и восточного. И вывод типа оригинальный: «Итак, Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад. Ни там, ни там не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима…».

Оп-па. И что, все это писалось ради такой банальщины? Видно, автор и сам почувствовал что-то такое, потому попытался расширить и углубить мысль: «И все-таки вряд ли мы третья цивилизация. Скорее, сдвоенная и двойственная. Вместившая и Восток, и Запад. И европейская, и азиатская одновременно, а оттого не азиатская и не европейская вполне. Наша культурная и геополитическая принадлежность напоминает блуждающую идентичность человека, рожденного в смешанном браке. Он везде родственник и нигде не родной. Свой среди чужих, чужой среди своих. Всех понимающий, никем не понятый. Полукровка, метис, странный какой-то».

Ну, тоже не бог весть как оригинально, но хотя бы с элементом личностного подхода. Ведь сын русской и чеченца, автор материала Владислав Юрьевич Сурков первые пять лет жизни, согласно некоторым свидетельствам, был Асланбеком Андарбековичем Дудаевым. И последующее нужно читать с учетом этого: «Россия это западно-восточная страна-полукровка. С ее двуглавой государственностью, гибридной ментальностью, межконтинентальной территорией, биполярной историей она, как положено полукровке, харизматична, талантлива, красива и одинока».

Ну, вы поняли? Тут, говоря о России-полукровке, Владислав Юрьевич (Асланбек Андарбекович) на самом деле пишет о себе, любимом. Это ж он такой харизматичный, талантливый, красивый и одинокий. Ну… и Россия тоже вместе с ним. И российские олигархи – тоже вмести с Сурковым+Россией.

Это к ним обращается Сурков, в первую очередь, когда поясняет: «Каким будет предстоящее нам одиночество? Прозябанием бобыля на отшибе? Или счастливым одиночеством лидера, ушедшей в отрыв альфа-нации, перед которой «постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»? От нас зависит. Одиночество не означает полную изоляцию. <…> Россия, без сомнения, будет торговать, привлекать инвестиции, обмениваться знаниями, воевать (война ведь тоже способ общения), участвовать в коллаборациях, состоять в организациях, конкурировать и сотрудничать, вызывать страх и ненависть, любопытство, симпатию, восхищение. Только уже без ложных целей и самоотрицания. Будет трудно, не раз вспомнится классика отечественной поэзии: «Вокруг только тернии, тернии, тернии… б***ь, когда уже звезды?!» (постмодернистская шуточка Суркова, на самом деле это строчка из батла российских рэперов, – О.К.) Будет интересно. И звезды будут».

Итак, что за это текст, что в нем, зачем он? Автор давешней «суверенной демократии» нынче утешает занервничавшие российские элиты возвышенным образом одинокой России. Она – не гопник, не гэбист – отравитель жизни всем, не обезумевший от останкинской иглы жлоб. А… романтический полукровка, заряжающийся на сто-трехсотлетнее одиночество. По сути, это идеологический, психологический корвалол, валидол, валерьянка для российских элит. Успокойтесь, все будет плохо, но не очень. А в чем-то даже весело.

И для остального мира – это тоже полезное объяснение. Россия, ее кремлевский режим в данный момент неизлечимы. В таком качестве их и нужно воспринимать: опасный буйный с оружием в руках, подлежащий изоляции.

ПОЛУ-АНАЛИЗ СУРКОВСКОЙ «ПОЛУКРОВКИ»

Владислав Юрьевич считает себя большим литератором. А поскольку он человек достаточно влиятельный, то окружающие ему в этом подпевают. Всерьез обсуждают его творения, написанные под псевдонимом, и даже ставят по ним спектакли.

Что сказать. Как человек пишущий Сурков умеет нанизывать слова в мысли и фразы. А еще он обожает баловаться постмодернистскими намеками и шуточками. Правда, не он один, это давно уже дело настолько привычное, что некоторые издания лет 20 назад запретили на своих страницах использовать само слово «постмодернизм». Но литературно сурковские словеса – явление не настолько интересное, чтоб анализировать их в культурологическом разрезе. Прочный публицист, страдающий завышенной самооценкой и хронической самовлюбленностью – и не более того.

Куда интересней смотреть на его оговорки. Вот, например, о последствиях августа 1991 года: «Расстались с союзными республиками, начали было расставаться с автономными… Но и такая, умаленная и приниженная Россия не вписалась в поворот на Запад». Тут путинский советник в который раз прямо говорит, что государства распавшегося СССР – это часть России. И соответственно, их независимость – это «умаление и принижение России». А что еще обещает Сурков во взаимоотношениях с миром, что будет делать Россия: «…воевать (война ведь тоже способ общения)». И еще – какая у России ментальность: «гибридная».

Вот так весело, лукаво, тремя «пазлами» Сурков разложил в своем тексте «гибридную войну с постсоветскими странами». И тем самым предупредил, что это есть и будет. В те самые 100-300 ближайших лет.

Кстати, вот эта заточенность на века вперед в сурковском тексте тоже чрезвычайно показательна. В социальной практике «через 100-300 лет» означает «никогда». Потому что ныне живущие не смогут это проверить. Нормальные страны думают о настоящем и будущем – но на ближайшие десятилетия. А такой дерзкий взгляд в далекое будущее – верный признак тоталитаризма («светлое будущее коммунизма», «тысячелетний рейх»).

Так же впечатляет, что, несмотря на все крики о своем интернационализме, российские идеологи регулярно, как «пес возвращается на свою блевотину» приходят порыться в вопросах генов, «лишних хромосом», происхождения по крови. Вот ведь и Сурков в «Полукровке» от этого не удержался.

И последнее. При всей напыщенной высоколобости сурковского текста из него выпирает провинциальность и безграмотность. Он много оригинальничает, по-голохвастовски смешивая слова из разных слоев и стилей. И людей, мало подготовленных, это приводит в трепет: «Розумный. Аж страшно!» Но если вчитаться, всмотреться, то на самом деле это часто приводит к самопародии.

Вот, скажем, Сурков говорит, что территория у России «межконтинентальная». И тут попадает пальцем в небо, поскольку Европа и Азия, которые он имеет в виду – не континенты, а части света. Соответственно Евразия – это один, единственный континент (материк). Так что здесь Владислав Юрьевич скорее оказался в «межъящичном пространстве» Жванецкого.

Не говоря уж о том, что даже если вынести эту простительную по безграмотности ошибку за скобки, то словцо все равно смотрится странно. «Межконтинентальными» называют ракеты – потому что они летят с одного континента на другой. «Межконтинентальными» называют спортивные трофеи, кубки – потому что их разыгрывают лучшие команды континентов. В советское время были еще «Межрайоные смотры художественной самодеятельности».

То есть само это слово «межконтинентальный», сама эта приставка меж — не объединяет что-то с чем-то в нечто целое. А лишь констатирует наличие временного контакта, связи чего-то с чем-то. То есть, давая российской территории определение именно с такой характерной приставкой меж-, Сурков как раз и говорит о временности, непрочности такого образования.

И вот тут даже не знаешь, как на это реагировать. То ли «Друг Аркадий, не говори красиво». То ли просто констатировать, что правда жизни, как ее не засовывай в упаковку «валерьянки для элит», все равно выпирает наружу.

Олег Кудрин, Рига.

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version