Чем опасен «роспроп»: ложь как национальная идея

Чем опасен «роспроп»: ложь как национальная идея

Оппозиционный российский нон-стоп в литовской столице

Сразу же по окончании 5 Форума свободной России в Вильнюсе началась также двухдневная Первая конференция «Как противостоять кремлевской пропаганде» (13-14 апреля). Организована она была авторитетной структурой «Премия имени А.Д.Сахарова "За журналистику как поступок"».

Руководит работой Премии им. Сахарова правозащитник со стажем Петр Винс. Это человек поразительной работоспособности. В условиях, когда на постсоветском пространстве закрепились и нарастают авторитарные тенденции, когда журналистика утрачивает профессиональные стандарты, все больше превращаясь в служанку власти (то есть, в общем-то, и не журналистику), он проделывает, часто в одиночку, огромную работу, чтобы поддержать журналистские традиции, отстоять честь профессии и, в конце концов, защитить журналистов от гонений. Совсем недавно, 31 января, жюри этой премии вручило близким корреспондента Укринформа Романа Сущенко журналистский орден «За мужество».

СИЛЬНЫЙ ПОЛЕМИСТ НА «СОВЕТЕ НЕЧЕСТИВЫХ»

Нужно сказать, что на конференции был очень сильный, разнообразный и – что важно! – интернациональный подбор спикеров.


Леонид Гозман

Первым выступал Леонид Гозман, известный российский политик гайдаровского призыва. Можно сказать – «в прошлом политик», поскольку в последние годы людям с такими либеральными взглядами в России просто не дают заниматься активной политической деятельностю.

Как человек принципиальный, Гозман четко высказывает свою позицию. В 2014 году он был среди тех, кто открыто выступил с осуждением российской агрессии в Украине и требованием прекратить ее. Любопытно, что за год до того, в 2013-м, Леонид Яковлевич сделал еще одно важное заявление по поводу войны, но другой, предшествующей. И снова таки он пошел против новейшего российского мейнстрима. Увидев в телепрограмме РосТВ телесериал «СМЕРШ» Гозман написал пост «Подвигу солдат СС посвящается». А в нем были слова, бьющие под дых кремлевскому победобесию: «У СМЕРШ не было красивой формы, но это, пожалуй, единственное их отличие от войск СС. Не сомневаюсь, при этом, что и в СМЕРШ были честные солдаты. Вот только случилось так, что служили они в структуре, не менее преступной, чем СС».

После этого в российской провластной прессе и даже в органах власти началась настоящая травля. Представьте себе, три комитета Госдумы выясняли, содержится ли в словах Гозмана «оправдание фашизма». И после этого началась разработка закона, запрещавшего сравнивать гитлеризм и сталинизм.


Петр Винс представляет лекцию Леонида Гозмана "Ложь как национальная идея"

А с началом российской агрессии в Украине Гозман еще активнее занялся сложнейшей, неблагодарной и очень нервной, иссушающей работой – политическим просвещением россиян, противостоянием (чаще – в одиночку) сумасшедшей официальной позиции нынешней российской власти. С этой целью он «ходит на совет нечестивых», то есть в так называемые российские политические ток-шоу. И там, несмотря на некорректное поведение ведущего, на захлопывание (по команде) аудитории, на ор провластных спикеров, ему всегда удается успеть точно, толково, аргументированно изложить какие-то тезисы, факты, аргументы, показывающие, что российский «король-то голый». Поразительно, но Гозман, пожалуй, единственный участник подобных телесборищ, которому удается стабильно выглядеть на них достойно. Он там никогда не оказывается либеральным «мальчиком для битья».

В Вильнюсе Леонид Яковлевич представил лекцию «Ложь как национальная идея». Он раскрыл истоки, причины и особенности кремлевской лжи. А также свои предложения по сопротивлению, противостоянию ей. Но показательно, что и это внутренне непротиворечивое построение не убедило многих из присутствующих. Они все равно говорили, что походы Гозмана в российские телеэфиры бессмысленны, а то и вредны.

Тогда он как психолог по образованию привел такой пример. Есть опыты по проверке степени конформности человеческого социума на примере малых групп. В ходе эксперимента испытуемого просят решить простейшую очевидную задачу (скажем, какой отрезок длиннее). Все 100% справляются с этим легким заданием.

Однако когда в эксперимент вводится специальная группа, которая единогласно дает неправильное решение, примерно треть из исследуемых тоже присоединялись к очевидно неверному утверждению (некоторые при этом в прямом смысле слова закрывали глаза, чтобы не испытывать психологический дискомфорт). Но достаточно было ввести в группу хотя бы одного «несогласного», как такой конформизм улетучивался. И почти 100% испытуемых опять давали правильный ответ.

Понятно, что такое сравнение с нынешней российской ситуацией не совсем корректно. Но все же Леонид Гозман старается выполнять роль подобного «единственного несогласного», чтобы увеличить в стране количество несогласных. (А по поводу его лекции «Ложь как национальная идея» мы как-нибудь поговорим с Леонидом Яковлевичем поподробнее).

КОЛЮЧИЙ "ЕЖОFF BAND"

Леонид Гозман продолжает жить и работать в России. А вот другой выступающий был вынужден оттуда уехать. Это музыкант Михаил Ежов, он же – YouTube блогер "ЕжоFF Band", автор популярных сатирических роликов, клипов, высмеивающих российскую «вертикаль власти» и ее ответвления. Известность "ЕжоFF Band" началась с клипа «Соединенные Штаты Америки» (2013).

Он продолжал работать, после чего проживать в России ему со временем стало небезопасно, пришлось переехать в Прагу. Теперь работает там. Ежов напоминает, о том, каким мощным оружием является сатира. Диктаторы чрезвычайно бояться выглядеть смешными. С осмеянием размывается их сакральность, уходит страх перед ними. Сегодня это даже более актуально, чем было в прежние времена, поскольку теряется культура чтения больших текстов. А "ЕжоFF Band" предлагает короткие остроумные музыкальные видео-ролики, которые легко и доступно излагают тезисы, на текстовое объяснение которых ушло бы «многобукав».

Также Ежов подчеркивает, что сейчас в России важно общаться и адресовать свою работу не единомышленникам, а колеблющимся или людям с другими взглядами. Показывая абсурдность, бесперспективность путинского режима, нужно искать и находить аргументы, чтобы перетянуть их на свою сторону. И не менее важно обращаться с этими посланиями именно к подрастающему поколению, молодежи. Трудно это осознать, но дети родившиеся «при Путине» достигли полного совершеннолетия, 18 лет. Да с одной стороны, для них Путин – нечто вечное, привычное, неизменное. Но с другой стороны, молодежь – самый естественный сторонник перемен.

Плюс – само ощущение, что ты родился с этим человеком и дальше будешь жить при нем и под ним неизвестно насколько долго (да еще в обществе с отсутствующими социальными лифтами) действует угнетающе. В марте 2017 года Алексею Навальному удалось показать, что значительная часть российской молодежи не готова бесконечно терпеть нынешний режим. Кремль пытается дезактивировать социальный, политический активизм молодежи. И он добился в этом некоторого успеха. Но ничего еще не закончено, спор продолжается…


Ирина Халип

БЕЛАРУСЬ И КРЕМЛЬ. ПОЛЬША И КРЕМЛЬ

Выступившая на Конференции Ирина Халип из Беларуси оттолкнулась от тезиса Ежова: «Вот какая разница между Россией и Беларусью! Если там предлагается делать ставку на молодежь, то у нас актуальнее работа со старшим поколением. Перед прошлыми выборами в YouTube был популярен шутливый ролик "Спрячь бабушкин паспорт". А сейчас, после блокировки оппозиционных сайтов, можно говорить о другом призыве "Установи бабушке VPN"». (Недавно властями Белаурси был закрыт один из самых популярных оппозиционных порталов «Хартия 97»).

По словам Халип, молодое поколение Беларуси подвержено кремлевской пропаганде в меньшей степени, чем российские сверстники. Здесь сказывается несколько факторов. Прежде всего, то, что Беларусь территориально очень близка к Европе, Евросоюзу. В продуктовой электричке Минск-Вильнюс (чуть больше двух часов пути) литовские пограничники приветствуют белорусов словами: «Добро пожаловать в город герой Maxima!» (Название крупной литовской сети продуктовых супермаркетов в странах Балтии; тут еще есть важная деталь – в РФ белорусские продукты, прежде всего молочные, считаются качественными, но сами белорусы предпочитают все же литовские). А за одеждой белорусы ездят в Польшу.


Юрий Шулипа

Немаловажно также то, что белорусский правитель Лукашенко постоянно лавирует. И поэтому в информационном поле страны нет полного «одобрямса» действий путинской России. То дружба взасос, а то – в период выяснения экономических отношений – массированные разоблачительные материалы по России во всей прессе.

Тут, возможно, украинскому читателю нужно напомнить, кто такая Ирина Халип. Это видная белорусская оппозиционерка, журналистка, лауреат многих профессиональных премий (Премия журнала Time «Герой Европы» в номинации «Храброе сердце», 2005; Международная премия Пинтера за писательскую храбрость, 2013). Ее муж – бывший белорусский дипломат, кандидат в президенты Республики Беларусь, оппозиционер Андрей Санников. И Ирине, и Александру пришлось побывать в белорусских тюрьмах. Весомость заведенных против них дел такова, что они сразу же получали статус политзаключенных.


В центре — Марта Ковальская (Польша), второй слева — Еевгений Завадски (ЕТВ+)

В Вильнюсе выступила Марта Ковальская – соосновательница и вице-президент польского Фонда «Centrum Analiz Propagandy i Dezinformacji» (важно отметить, что существует украиноязычный вариант портала). По ее словам в Польше уже упустили время в противостоянии российской пропаганде, и теперь приходится наверстывать упущенное.

В стране только 5% населения владеют русским языком. Поэтому влияние «останкинской иглы» не считалось опасным. Однако в 2016-2017 годах российское воздействие (на разных языках и по всем возможным каналам и площадкам общения) резко усилилось и это принесло некоторые скороспелые плоды (что мы видим и по украинско-польским отношениям). Информационная атака Кремля на население Польши идет по четырем главным направлениям: антиукраинские мессиджи; антинатовские и антиевропейские; антимигрантские;  антидемократические, антилиберальные.


Валерий Оставных

Важно отметить, что все эти послания – негативные. Роспроп не ставит перед собой задачу поднять позитивный имидж Москвы, России. Поскольку с учетом польского исторического опыта противостояния Империи это вряд ли может иметь весомый эффект. Цель Кремля – рассорить Польшу с другими соседями и партнерами. Но это внутри Польши. А для остального мира роспроп параллельно работает над тем, чтобы по всем возможным пунктам ухудшить, очернить имидж Польши…

В кулуарах Конференции немного пообщался с Ковальской, спросил, как ее впечатления. И она сказала, насколько даже ей, человеку, постоянно занимающемуся российской повесткой дня, трудно понимать и осознавать многие российские реалии – постоянная угроза ареста, гонения, запреты и блокировки. Большинство же людей, и не только «простых людей», но и специалистов, в Польше, во всей Европе в принципе не понимают происходящего в России и с Россией: «Да что вы! У нас ведь тоже тяжело…». И вот это непонимание кремлевской угрозы, точнее запоздалое, на несколько шагов ее осознание – очень опасно.


Руслан Деймиченко

…И ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА

Ограниченность во времени и пространстве не дает возможность подробней рассказать о других выступавших на Конференции по противостоянию кремлевской пропаганде.

Украинец Руслан Деймиченко поделился информацией о сетевом волонтерском проекте StopFake. Андрей Калих, один из организаторов гулаговского музея «Пермь-36» (именно в этом месте погиб в 1985 году Василь Стус), помощник российского публициста и аналитика Игоря Яковенко в сборе материалов для Общественного трибунала над действующим кремлевским режимом, в своем докладе напомнил о том, что нынешняя дискредитация журналистской профессии в России начиналась с банальной журналистской коррупции, «джинсы». Основатель Института исследований российской агрессии Юрий Шулипа призвал к консолидации, к формированию более тесных горизонтальных связей ради решения общих задач.


Игорь Стенин

Недавний политзаключенный, русский националист из Астрахани Игорь Стенин, только в феврале текущего года эмигрировавший из России, рассказал о позиции русских националистов, выступающих против российской агрессии, призвал к объединению всех антикремлевских течений.

Пожалуй, самым разочаровавшим был доклад журналиста эстонского русскоязычного телеканала ЕТV+ Евгения Завадского. Да, в частностях он также говорил о противостоянии кремлевской пропаганде, приводил конкретные примеры. Но в его выступлении не хватало системности, комплексного, всестороннего понимания исходящих из сегодняшней Москвы угроз. О чем говорить, если Завадский считает нормальным массовую закупку эстонскими и латвийскими телеканалами, в том числе ЕТV+, российского контента (прежде всего, сериалов): «Это всего лишь коммерция. Они же качественные и недорогие». (Естественно, недорогие, если с 2009 года, по словам одного из функционеров латвийского ТВ Ивара Белте, часто поставляются по демпинговым ценам).


Сергей Михайлов

Активно участвовал в работе Конференции (задавал уточняющие вопросы, выступал с ремарками) оппозиционер из Горно-Алтайска Сергей Михайлов. В личных беседах он рассказывал о ситуации в законодательном собрании Республики Алтай, членом которого он являлся в начале российской агрессии в Украине. Власти тогда сделали все, чтобы создать видимость единодушия в поддержке войны, чтобы замолчать, затоптать точку зрения несогласных, среди которых был и Михайлов…

Хорошо резюмировал происходившее на Конференции «Как противостоять кремлевской пропаганде» российский аналитик, религиевед Валерий Оставных (он раньше работал в медиа-структурах РПЦ, но после начала известных событий покинул их). Он сделал акцент на необходимости комплексного подхода при оценке опасностей, исходящих от кремлевской пропаганды и организации работы по противостоянию ей. Ведь это не разовая и не локальная угроза, а всеобъемлющая.

По окончании Первой конференции сразу же возникает естественный вопрос, а будет ли Вторая. Очень хочется, чтобы у «Премии им. Сахарова» и ее руководителя Петра Винса нашлись время, силы и финансы для ее проведения. Дело нужное.

Олег Кудрин, Вильнюс.

Фото и видео с конференции – автора

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version