4 мая. Памятные даты

4 мая. Памятные даты

В этот день 1915 года закончились бои между Легионом Украинских Сечевых Стрельцов и российскими войсками за гору Маковка.

Жестокие позиционные бои за Маковку (гора Соколовский Бескид в Карпатах, высота 958 м) начались 29 апреля 1915 года между Легионом Украинских Сечевых Стрельцов и российскими войсками. После захвата осенью 1914 Галиции, русская армия генерала Николая Иванова развернула наступление через Карпаты с целью прорыва в Венгрию. Легион УСС, занимавший оборону на Маковке, входил в состав 129 и 130 австрийской армии. Штурм российскими подразделениями позиций сечевых стрельцов начался в ночь с 28 на 29 апреля 1915 года. В течение пяти дней на склонах Маковки продолжались ожесточенные бои, в результате которых российские войска были отброшены за реку Головчанка. Бой на Маковке был первым успехом Украинских Сечевых Стрельцов. Победа над русскими стоила стрельцов немалых жертв — 47 стрелков положили свои молодые жизни в бою с врагом (средний возраст погибших — 19 — 20 лет), 76 были тяжело ранены, а некоторые попал в плен. В результате героической обороны Маковки полностью сорвались стратегические планы русского командования. Занять высоту, планировалось 29 апреля, а исполнилось только 4 мая, при этом были использованы все имеющиеся резервы. Вследствие огромных потерь русские войска не смогли продолжить наступление, и через неделю вынуждены были поспешно отступать перед австрийскими подразделениями, которые подошли. Мужество Украинских Сечевых Стрельцов, павших во время боев в дальнейшем отразилось в народной памяти. Погибших воинов похоронили на южных склонах горы. Их могилы стали местом ежегодного чествования всех павших за независимость Украины.


Фото: twitter

Сегодня в Латвии национальный праздник — День восстановления независимости Латвийской Республики. Латвия чуть ли не единственная страна, которая дважды празднует свой День независимости. Впервые независимость Латвии была провозглашена 18 ноября 1918 года. Тогда в помещении Национального театра Риги Латвийский Народный совет провозгласил о создании нового государства. Но борьба за фактическую независимость продолжалась после этого еще два года. Уже в январе 1919, под натиском частей Красной армии, временное правительство Латвийской Республики было вынуждено покинуть Ригу. С января по май 1919 продолжался период советской власти в Латвии, затем была борьба с армией Бермонта-Авалова и немцами, и снова с коммунистами. Лишь 11 августа 1920 года Советская Россия признала независимость Латвии. В январе 1921 года это сделали Англия, Франция, Италия и Япония, а в сентябре новое государство приняли в Лигу наций. Первая независимая латвийская республика просуществовала до июня 1940 года, когда Латвия была включена в состав СССР — по секретным протоколам пакта Молотова-Риббентропа страна подпадала именно под свой контроль Советского Союза. С июля 1941 по октябрь 1944 в Латвии продолжалась нацистская оккупация, а потом опять — советская. И только 4 мая 1990 Верховный Совет Латвийской ССР большинством голосов принял Декларацию о восстановлении Латвийской республики, а также определил переходный период для достижения реальной независимости. Во время распада Советского Союза, в сентябре 1991 года, независимость Латвии была окончательно восстановлена. 4 мая в стране выходной день.

Юбилеи дня:

246 лет со дня рождения Фридриха Арнольда Брокгауза (1772-1823), немецкого издателя, основателя энциклопедического издательства, которое носит его имя. В 1796 году купил лицензию на издание «Словаря для бесед», работу над которым закончил в 1810. С 1812 по 1822 год словарь переиздавался пять раз общим тиражом 60-70 тыс. Экземпляров. Брокгаузу удалось найти достаточно удачную форму справочника — короткую, емкую, близкую массовому читателю методику разработки словаря и научного поиска, отражал передовые идеи своей эпохи. «Словарь» положил начало типу современных массовых энциклопедических словарей. Кроме словарей выдавал и дешевые книги малого формата — произведения художественной литературы. Начинал он работать в Амстердаме (15 октября 1805 года открыл свою первую книжную лавку), впоследствии вернулся в Германию (Альтенбург, Лейпциг). К 1817 году его фирма превратилась в большое издательско-книготорговое предприятие со многими филиалами в странах Старого и Нового света. В 1890 году его внук основал в Петербурге совместно с Ильей Ефроном издательство по выпуску «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона».


Фото: twitter

этот день родилась Одри Хепберн (1929-1993), британской киноактрисы, фотомодели и гуманитарного деятеля. Снялась в фильмах: «Римские каникулы» (1953, премия «Оскар»), «Как украсть миллион», «Завтрак у Тиффани», «Сабрина», «Моя прекрасная леди», «Война и мир». В последние годы жизни была послом доброй воли Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Одри Хепберн родилась в Бельгии, имела голландско-ирландское происхождение. Детство и юность прошли в оккупированных Нидерландах. Хотя семья была и обеспеченной, все равно было трудно, ведь шла война. Впоследствии актриса вспоминала, как жаловалась ее мать, когда девочка болела: «Как бы я хотела дать тебе хотя бы стакан апельсинового сока!.. Но извини, дорогая — у меня его нет…» Одри было приятно такое слышать, но, только став взрослой, она поняла, что иногда было проблематично достать даже обычные продукты питания: хлеб, сыр, яйца. За словами про апельсиновый сок мать прятала отчаянные мысли о том, чем кормить дочь на следующий день. В 19 лет Одри Хепберн переехала в Британию, начала заниматься танцами. Легкая, изящная, грациозная — она ​​как будто была создана для балета, ее легко можно представить, например, на сцене королевского «Ковент-Гарден». Но она начала сниматься в кино. Молодую актрису заметили, она переезжает в Америку, где играет в бродвейском мюзикле «Жижи», а уже в 1952 году, 23-летней, снимается в «Римских каникулах», за которые сразу же получает своего первого и единственного «Оскара». Вскоре Хепберн становится одной из самых высокооплачиваемых киноактрис своего времени и играет с такими актерами, как Грегори Пек, Рекс Харрисон, Кэри Грант, Генри Фонда, Гэри Купер, Фред Астер, Питер О'Тул и многими другими. Последним ее фильмом стала мелодрама «Всегда» (1988) Стивена Спилберга. После этого актриса посвящает себя гуманитарной деятельности — становится международным послом доброй воли ЮНИСЕФ, в этом качестве активно привлекает внимание к проблемам детей в наименее благополучных регионах Африки, Южной Америки и Азии. «Обязанность каждого человека — помочь детям, которые страдают. Все остальное — просто прихоти и баловство», — отметила Хепберн. Американский институт киноискусства поставил ее третьей в списке самых выдающихся актрис американского кино. На голливудском небосклоне Хепберн была не звездой со всеми звездными атрибутами, а скорее добрым ангелом. Такой она осталась на кинопленке, такой ее запомнили зрители и африканские дети, к которым она ездила до последнего. Умерла актриса на 63 году жизни от рака.


Фото: twitter

Кроме того, сегодня празднует день рождения София Коппола (1971), американский кинорежиссер, сценаристка, актриса, кинопродюсер, дочь Фрэнсиса Форда Копполы, двоюродная сестра Николаса Кейджа. За творческую карьеру сняла полнометражные фильмы: «Девочки-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта», «Где-то», «Элитное общество», «Роковое искушение». Самым удачным из них можно считать «Трудности перевода», за который она получила премию «Оскар» за оригинальный сценарий и три премии «Золотой глобус», в том числе и в категории «Лучшая картина». Еще маленькой девочкой София снялась в известном родительском фильме «Крестный отец». Она вообще — типичная «папина дочка». Фрэнсис Форд Коппола, как настоящий итальянец (а корни у него именно итальянское), в Софии души не чает. Особенно после того, как погиб его сын. Можно сказать, что вырастала София на съемочных площадках — по крайней мере, там ей очень нравилось. Она снималась не только в фильмах отца, но и у других голливудских знаменитостей — в частности, в клипах Мадонны. В 2014 году Коппола входила в состав жюри 67-го Каннского кинофестиваля. Кроме звездной фамилии и фильмов, София известна и своим лаконичным стилем. Глянцевые журналы охотно печатают ее фото, это и не удивительно — 15-летней София стажировалась в Chanel, а в 1998 году выпустила коллекцию одежды Milkfed, которая достаточно неплохо продавалась в Японии. Она даже имела намерения серьезно заняться модой, но передумала и американской Стеллой Маккартни (кстати ее одногодка) не стала.

Годовщина смерти:

56 лет со дня смерти Вадима Георгиевича Меллера (1884-1962), известного украинского художника-авангардиста (кубофутурист, конструктивист), сценического художника, дизайнера театральных костюмов, иллюстратора и архитектора, главного художника курбасовского «Березоля». Меллер — один из тех немногих украинских художников, кому удалось выжить при советском режиме. Так, его несколько раз арестовывали, но потом отпускали. Он впадал в немилость, но все же держался «на плаву». Только за знакомство и тесное сотрудничество с Курбасом он мог бы получить если не пулю, то несколько десятков лет ссылки. Впрочем, можно сказать, ему повезло. Меллер был первым украинским (и вообще — советским) художником, кто получил Золотую медаль на Международной выставке современного искусства в Париже в 1925 году (за сценическое оформление спектакля «Секретарь профсоюза» по Скотту театра «Березиль»). Его работы экспонировались рядом с полотнами Казимира Малевича, Сони Делоне, Александра Архипенко, Александры Экстер, Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Родился Вадим Меллер в Санкт-Петербурге. Его отец был этническим шведом, мать имела греко-итальянское происхождение. Юноша получил прекрасное художественное образование. Учился в Киевском художественном училище, Мюнхенской академии искусств, в «Свободных мастерских» в Париже. Более 20 лет был главным художником Харьковского украинского театра им. Т. Шевченко (до 1935 года — «Березиль»; занимался и рекламой театра), где оформил знаковые курбасовские спектакли: «Джимми Хиггинс» Леся Курбаса за Синклером (1923), «Народный Малахий» (1929), «Мина Мазайло» (1931) Кулиша, «Диктатура» Микитенко (1930). В 1953-1959 годах — главный художник Киевского украинского драматического театра им. И. Франко. Преподавал в Киевском художественном институте, макетной мастерской театра «Березиль». Работал также в области станковой и монументальной живописи, книжной графики. Оформил фильмы: «Вендетта», «Арсенальцы».

Первое фото: loda.gov.ua

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version